Меню Поиск
USD: 72.56 +0.12
EUR: 85.46+0.09
№ 62 / 750

Хочешь учиться? Учись!

Система образования меняется вместе с миром


Вчера в Красноярске накануне нового учебного года прошел традиционный краевой августовский педагогический совет. В этом году его тема была обозначена как «Региональная образовательная политика: управление изменениями».

Вышел новый закон об образовании, разработаны стандарты, проходят различные семинары и совещания… Все вроде педагогам понятно. Тем не менее на ежегодный учительский форум они съезжаются с интересом и удовольствием. Он – как своеобразный старт перед длинным забегом. Как капитанская сверка часов. Как предполетная штурманская выверка маршрута. Ведь время стремительно меняется и задает новые вопросы, на которые по меньшей мере нужно уточнять ответы. Тем более что касаются они нашего главного достояния – детей.

Пленарное заседание открылось выступлениями губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, вице-спикера Законодательного собрания Алексея Клешко, министра образования края Светланы Маковской. Представители власти, педагогики и общественности сформировали основные направления региональной образовательной политики на 2015/2016 учебный год.

Ну и, конечно, состоялись многочисленные экспертные, выставочные и дискуссионные площадки – участники форума обменивались опытом, спорили, обсуждали – как и чему учить наших детей, как повысить качество и доступность образования, с какими проблемами сталкиваются педагоги в условиях быстро меняющегося мира. Разумеется, обсудили и наболевшие кадровые, финансовые вопросы, говорили про ЕГЭ, участие наших детей в олимпиадах, о престиже педагогической профессии.

О позитивных переменах в образовании рассуждает в сегодняшнем номере и наш корреспондент.

Образование сегодня в нашем крае в приоритете. В последние годы в этой сфере произошло много хороших изменений, которые разве что слепой не видит. Власть понимает: без качественного доступного образования невозможно добиться каких-либо серьезных успехов в экономике, «социалке», науке и культуре.

Бюджетные места - не миф?


Жизнь стремительно меняется, а вместе с ней – и система образования. Не все даже успевают следить за этими переменами и по привычке оперируют понятиями десятилетней давности. Когда сегодня в компании 40–50-летних начинают обсуждать эту тему, кто-нибудь непременно со вздохом заметит, что раньше, мол, образование было бесплатным и доступным, а сейчас, если у тебя нет родителей с толстым кошельком и связями, то о дипломе вуза можешь и не мечтать...

Когда я такое слышу, откровенно смеюсь. И возражаю: это ложь! Именно сейчас, с введением системы Единого госэкзамена, у каждого мальчика и девочки даже из самой глухой провинции, из Партизанского, Мотыгино или Хатанги, появилась реальная возможность учиться в любом вузе. Сомневающимся обычно привожу примеры. Как говорят в Одессе, их есть у меня.

Готовя эту публикацию, специально сел с карандашом, посчитал, вспомнил, кому-то позвонил, с кем-то пообщался в соцсети... И вот что выяснил. За последние два-три-четыре года как минимум у полутора десятков моих знакомых и коллег дети поступили в вузы по всей стране: Красноярск, Москва, Питер, Екатеринбург, Томск. И, что я особо хочу подчеркнуть, на бюджет! То есть они учатся или будут учиться бесплатно. Только не надо думать, что мои знакомые какие-то особенные – с мохнатой лапой, или они богатые, взятки раздают налево-направо. Нет, обычные люди – журналисты, врачи, инженеры, есть бухгалтер и строитель, медсестра и автослесарь. Никакого блата. Их дети поступили исключительно по результатам ЕГЭ, который в последнее время не ругает только ленивый. Но замечу: когда ребенок сообщает родителям радостную весть, что нашел свое имя в списке поступивших, да еще на бюджет, родители тут же перестают говорить, что ЕГЭ – это зло.

Больше всего детей моих знакомых учится, разумеется, в Красноярске. Слава богу, у нас есть куда поступить, город студенческий: 11 государственных вузов. Причем один из них гигант, наша гордость – Сибирский федеральный университет. СФУ – это целых 20 институтов самого разного профиля! В них только на бюджете учится шесть тысяч студентов. Шесть. Тысяч. Только в СФУ. Смело накиньте еще и на остальные вузы по тысчонке. Але, гараж? Кто там говорит, что бюджетных мест в вузах кот наплакал? А еще есть десятка полтора филиалов российских вузов.

ЕГЭ - шанс для каждого


ЕГЭВот два Германа. Руднев и Салато. Первый из Красноярска, отец его инженер, работает на железной дороге. Сын уже окончил два курса института космических и информационных технологий СФУ. Второй Герман из Шушенского. Мать, бухгалтер по профессии, работает в рекламе в небольшой местной газете, сына воспитывает одна. В этом году он тоже поступил в СФУ. На специальность «ядерная физика», во как!
– В школе физика была моим любимым предметом, – признается Герман Салато. – Подготовка к ЕГЭ? Да, в выпускных классах пришлось потрудиться, чтобы получить на экзамене высокий балл. Но я же знал, ради чего напрягаюсь. Нужно было набрать минимум 199 баллов. Я набрал 236. Процедура поступления простая: подаешь документы, и все. Потом смотришь на сайте – поступил или нет. ЕГЭ сдавал по трем предметам – физика, математика, русский.

У моего коллеги Вадима Латышева сын Николай поступил нынче в СФУ на специальность «биофизика». Все трое ребят – бюджетники.

Кстати, кто там говорит, что в моде нынче только юристы да пиарщики? Вот, пожалуйста, три парня, выбранные навскидку, – и все предпочли серьезные, мужские, очень нужные стране технические профессии. Герман Салато говорит, что его цель – посвятить себя большой науке. Кто знает, может, наш край даст стране нового Курчатова? Из Шушенского.
Звоню Инне Щетининой, классному руководителю, учителю русского языка и литературы красноярской гимназии № 13. В этом году она выпустила свой 11-й класс.
Инна Анатольевна, еще не отошедшая от всей этой экзаменационно-абитуриентской суеты, захлебывается от восторга и гордости за своих учеников, которых только вчера отправила в большое плавание:

– Мои ребята – молодцы! Большинство из них поступило в лучшие вузы страны. За деньги? Нет, даже и не припомню, кто поступил на платное. Все – на бюджет, по результатам ЕГЭ. Вспомнила: одна девочка будет учиться платно. В филиале британского университета на Кипре. На судебного психолога-психиатра. Четыре тысячи евро за весь курс обучения. Ей снизили плату вдвое, учитывая хорошие баллы по ЕГЭ и победы во всероссийских конкурсах и олимпиадах. Кроме того, она получала грант из фонда Прохорова как одаренный ребенок. Да, за границей это тоже учитывается. Другая выпускница (вообще выросла без родителей, с бабушкой), выбрала СФУ, культурологию. Поступила! На родительском собрании в своем 11-м классе я сказала родителям: «Я за ЕГЭ обеими руками!» Они загудели. Говорю: «Вы понимаете, что ЕГЭ – это шанс для каждого? Каждого!» Да, Единый госэкзамен ругают. Но каждый год в систему вносятся какие-то коррективы. Думаю, скоро все это отладится».

А я вспомнил, как поступали мы в институты в хваленое советское время. Когда просто сдавали экзамен, сидя перед комиссией. Колоссальное значение имело… везение! Понравишься преподавателю, язык хорошо подвешен, умеешь говорить долго и красиво на отвлеченные темы – возможно, и получишь четверку. За находчивость. Захотят завалить (потому что нужно на твое место какого-то сынка пристроить за взятку) – непременно завалят, и ходи потом, доказывай. Сейчас эти факторы исключены. Хорошо учился в школе, трудился, набрал баллов сколько положено для поступления? Пусть попробуют не принять. Это будет чистая уголовщина.

Связь школы и вуза


школа и вузРаньше часто бывало, что это две разных планеты, и вступительные билеты в какой-нибудь МГУ, МФТИ или МГИМО отличались от школьной программы как Солнце от Луны. Приходилось посещать дополнительные подготовительные курсы. Сейчас в Красноярске несколько вузов имеют свои базовые школы, где старшеклассников целенаправленно готовят в конкретный институт – гарантия поступления почти стопроцентная.

В новом учебном году в крае по поручению губернатора Виктора Толоконского в 25 школах откроются новые специализированные классы – математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности. Это поможет одаренным детям поступить в профильные вузы. Кроме Красноярска, они появятся в Зеленогорске, Железногорске, Норильске, Канске, Ачинске, Минусинске, Лесосибирске, Назарове и Сосновоборске. В них будут учиться 625 учеников 8–10-х классов.

Все новые возможности образования невозможно перечислить в короткой статье. Это и дистанционное обучение через Интернет, и удаленные подготовительные курсы для детей из глубинки, и возможность подавать документы сразу в несколько вузов, что увеличивает шансы на поступление, и сама прозрачность приема в вуз... А олимпиады и всероссийские конкурсы, в которых может принять участие любой школьник? Победы засчитываются приемными комиссиями.
Изменилось многое. Тот, кто хочет учиться, кто ставит себе цель получить образование, у кого есть голова на плечах – для таких детей сегодня масса возможностей. Не верите – спросите у будущего Курчатова из Шушенского. И у тысяч других ребят и девчонок, которые приехали из глубинки и получают образование в вузах страны и края.
Ну а если ты в школе груши околачивал и надеялся на родительский кошелек – учись на платной основе. По-моему, справедливо. Хотя, будь моя воля, дураков, лентяев и оболтусов я не принимал бы в институты ни за какие деньги.

Комментарий

Четверть бюджета – образованию

Клешко.jpgАлексей КЛЕШКО

вице-спикер Законодательного собрания, руководитель фракции «Единая Россия», член депутатского комитета по образованию, культуре и спорту

– Несмотря на все проблемы, край сегодня вкладывает гигантские средства в инфраструктуру детства. Сейчас строится 29 детских садов. Наш губернатор говорит, что таких темпов не было даже в советское время. В последние два года в крае построено 10 новых школ. В этом году вводятся четыре, три из них – в сельской местности. Внедряются новые образовательные стандарты, стала реальностью поддержка одаренных детей, особо стимулирует край сейчас инженерное и математическое образование.

Система ЕГЭ, как бы ее ни критиковали, сделала поступление в вузы, причем самые рейтинговые, более доступным для всех, включая ребят из провинции. Это вызов и красноярским университетам, мы стремимся поддержать их конкурентоспособность в борьбе за подготовленных абитуриентов. Край активно участвовал в создании СФУ, и, уверен, будет ему помогать финансово, несмотря даже на дефицит бюджета. Потому что это наш флагман, вместе с ним растет и вся красноярская система высшего образования.

Меняется и система среднего профессионального образования. За последние годы мы открыли новые центры профобразования: нефти и газа – в Ачинске, центр сварки – в Красноярске, есть такие центры и по другим направлениям. И это дает свои плоды. На международном чемпионате рабочих профессий World Skills в Бразилии из шести медалей российской сборной две завоеваны красноярцами: Мария Синцова (компетенция «ресторанный сервис») и Виталий Пантеев («электромонтажные работы»). Это достижение сравнимо с успехом спортсменов-олимпийцев, поэтому мы должны гордиться этими ребятами. Стране нужны не только «высоколобые» специалисты. Нужны и повара-отличники, и сантехники-профессионалы, и высококлассные каменщики. Поэтому одна из задач общества – поднимать престиж рабочих профессий.

Еще одна важная для нас, депутатов, задача – поощрение за достижения в науке и образовании. В крае учреждены и выплачиваются именные стипендии лучшим школьникам, учащимся и студентам. Они носят имена выдающихся красноярцев – Сурикова, Киренского, Ярыгина, Крутовской, Батынской... Недавно мы расширили это список: появились стипендии имени академика Терскова за успехи в изучении биофизики, имени архитектора Чернышева – для тех, кто занимается архитектурой и урбанистикой. То, что мы сделали ставку на качественное образование красноярской молодежи, иллюстрирует такой факт: расходы на образование – это четверть краевого бюджета.

№ 62 / 750

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!