Морозы, как у нас это бывает в центре Сибири, в нашем «континентально резком» климате, отступили быстро и внезапно. К выходным в Красноярске и на юге края ожидается прямо-таки среднеазиатская «жара» – минус три градуса. Лепота. Раздевайся и загорай.
Во всяком случае, можно выходить на улицу в обычных подштанниках, без начеса, а меховые рукавицы сменить на перчатки.
Ну и, конечно, сходить на природу, на Столбы, на горнолыжные трассы – в выходные там ожидается большой наплыв посетителей.
Тем временем в Норильске кое-где занесло дома снегом до вторых этажей. Вместе с автомобилями, припаркованными во дворах. Некоторые норильчане развлекаются тем, что ныряют в сугробы прямо с крыльца. Жителям северного города не привыкать к суровой погоде, они умеют выживать в пургу, в мороз, в полной темноте. Северяне, сибиряки – это вам не хлипкие канадцы или американцы. У них там в минус 20–30 жизнь застывает, наступает коллапс и общенациональная катастрофа.
А мы – ничего. Просто надеваем еще одни шерстяные носки.
У вас есть план?
Новые санкции, которыми нам грозят США, – это, конечно, похуже морозов, к ним-то мы привыкли и знаем, как с этим бороться.
А здесь нас пытаются обложить со всех сторон, вставляя палки в колеса нашей экономики. Под предлогом наказания России «за неправильную политику».
Позавчера пятеро американских сенаторов внесли в конгресс законопроект об очередном ужесточении санкций против РФ. Сенаторы много чего хотят, но вот главное. Предлагается ввести санкции в отношении проектов в сфере энергетики российских госкомпаний за пределами РФ, связанных со сжиженным природным газом и нефтью, а это хлеб нашей экономики.
Самое неприятное – санкции против российского госдолга: сенаторы хотят ограничить любые новые сделки с суверенным долгом России, ввести запрет на покупку американскими инвесторами новых российских долговых бумаг. Это может привести к распродаже тех облигаций, что уже есть на руках у нерезидентов (у иностранцев), и, как следствие, к ослаблению рубля. Если по-простому, нам будет трудней получать инвестиции в экономику.
Удивляет реакция некоторых российских экономических экспертов и политиков. Вчера читал высказывания в духе «ничего, прорвемся, не в первый раз» и «американцы сами пострадают от этих санкций»…
Оптимизм – это хорошо. Но неплохо бы понимать, на чем он базируется. Все же хотелось бы услышать от правительства, от его экономического блока, не бравурные заявления в стиле «нас пугают, а нам не страшно», а конкретный план действий в ситуации возможной санкционной осады.
Ждем. Может, все это сейчас как раз и готовится в эшелонах российской власти. Нужно время, чтобы осмыслить и переварить очередные угрозы от наших «партнеров».
Действенные меры
Советую нашим читателям сейчас больше не за политическими новостями следить, а за тем, что происходит на полях и фермах.
Нам, простым людям, в сложных ситуациях остается надеяться не на политиков, а… на родной агропромышленный комплекс, который не даст умереть с голоду. Понимаю, что у некоторых «продвинутых» читателей я вызвал сейчас скептическую ухмылку: ну-ну, расскажи нам опять про картошку и капустку, про дрова и лучину. Мол, не пропадем, на грибах и ягоде протянем, в тайгу уйдем…
И расскажу. Потому что без современных технологий, без инвестпроектов в сфере энергетики (всего того, чего нас пытаются лишить с помощью санкций) прожить худо-бедно еще можно. Хоть и грустно, но можно. А вот без гарантированного куска хлеба с маслом, без картошки-капустки – скучно станет сразу. На голодный желудок уже как-то не до инвестпроектов.
Поэтому при любых политических обострениях и кризисах сажай картошку, сей пшеницу, выращивай коров. Не прогадаешь. Слава богу, у нас в крае это понимают, и продовольственная безопасность в приоритете.
Недавно делегация краевых аграриев вернулась с ежегодной Международной выставки племенного дела и технологий для производства и переработки продукции животноводства «АгроФарм-2019» в Москве. Чему-то поучились, каким-то опытом с коллегами поделились. В крае сохраняется положительная динамика молочной продуктивности, сообщает минсельхоз. По итогам 2018 года надой на корову составил 5 581 килограмм, что выше уровня 2017 года на 53 килограмма. По этому показателю наш регион входит в тройку лидеров в СФО.
А неделю назад минсельхоз сообщил, что с производством продуктов питания в крае все в порядке. В прошлом году произведено 44,6 тыс. тонн свинины, что на 7,9 процента больше, чем за аналогичный период 2017 года. Сливочного масла и масляных паст – на 4,4 тыс. тонн больше. Сыра, сырных продуктов и творога – больше на 4,2 тыс. тонн. Крупы – на 5,3 тыс. тонн, хлеба и хлебобулочных изделий – на 100 тыс. тонн, и т. д. Увеличилось производство колбасных и кондитерских изделий.
Последние годы сохраняется стабильный рост объемов производства основных видов пищевой продукции в регионе – в отрасль идут большие инвестиции, модернизируется материально-техническая база пищевых предприятий, создаются новые высокотехнологичные производства.
Ну что, стало спокойней? Может, и правда прорвемся?
Фото vk.com/norilsk_news