Попасть на прием к своему стоматологу я, как правило, могу только недели через три после записи. И это еще в лучшем случае.
Пациенты предпочитают лечиться у хорошего врача – это вполне объяснимо. Непонятно другое: почему в XXI веке, когда достижения медицины поражают воображение, мы все еще вынуждены терпеть нудную зубную боль и бороться с кариесом так же, как современники Диогена? Почему не помогают разрекламированные зубные пасты, а значительная часть заработной платы с завидным постоянством пополняет бюджет стоматологических клиник?
Ответы на эти вопросы нашлись у нашего сегодняшнего собеседника – кандидата медицинских наук научно-образовательного центра инновационной стоматологии Красноярского государственного медицинского университета Анатолия Николаевича ДУЖА.
– Анатолий Николаевич, проводятся ли в нашей стране исследования стоматологического здоровья населения по регионам?
– Да, такие исследования проводятся с 1999 года по приказу Министерства здравоохранения РФ. Не могу сказать, что наш край в лидерах. В «рейтинге здоровья» мы примерно посередине.
– А какие факторы влияют на здоровье зубов?
– Разные. В том числе климат, экология. Полярная ночь, например, свою лепту вносит. В конце 80-х – начале 90-х годов на севере Тюменской области проводили исследование: детей приезжих и коренных сравнивали по стоматологическому статусу, делали ультрафиолетовое облучение в детских садах. Так вот, в группе после облучения прирост кариеса был намного меньше. Это связано с особенностями усвоения кальция – необходимо активировать витамин D, а без действия ультрафиолета это почти невозможно. Так что для северян необходима особая профилактика стоматологических заболеваний.
География тоже играет свою роль. Наш регион большой по площади, со слабо развитой дорожной инфраструктурой. Из многих северных поселков можно добраться до врачей только на вертолете или по реке – и то в определенные периоды.
Уже девять лет подряд врачи Института стоматологии выезжают в северные территории. В некоторых поселках стоматолога видят в первый раз с приездом нашей экспедиции. Так что приходится наблюдать всякое, запущенных случаев много. Вместе с лечением, протезированием рассказываем пациентам, как ухаживать за полостью рта.
– А генетический фактор оказывает влияние на здоровье зубов? Если родители не могут похвастаться улыбкой, за коронками им пришлось идти уже в 30 лет, то и детей ожидает то же самое?
– Да, предрасположенность не стоит исключать: некоторые ученые считают, что все заболевания имеют наследственное происхождение, за исключением инфекций. Но нельзя говорить стопроцентно, что дети обязательно унаследуют множественный кариес и заболевания пародонта. Многое зависит от того, как заботиться о состоянии зубов, соблюдаются ли требования по питанию, гигиене.
– Наверное, большинство наших проблем с зубами родом из детства? Один из моих знакомых, например, утверждает, что его ребенку не надо чистить зубы ни в год, ни в три года. Дело в нашем менталитете?
– И в менталитете в том числе. Мало кто знает, что гигиену рта у детей надо начинать с рождения, когда зубов нет еще в принципе. Там может поселиться «нехорошая» микрофлора, и, как только зуб появится, она займется своим делом. Существуют специальные дентальные салфетки – отечественные, зарубежные – для обработки полости рта ребенка после кормления. Есть щетки для беззубых детских челюстей – из силикона. Пришли к выводу, что бактерия Streptococcus mutans является фактором, вызывающим кариес. Она может находиться в складках языка и ждать, пока появятся зубы, чтобы переселиться на них. А стрептококки, как правило, попадают в область рта от тех, кто ухаживает за малышом, – от мам, бабушек. Поэтому важно не облизывать ложки, соски, да и посуда у ребенка до двух лет должна быть личная. Бактерия все равно попадет в рот, заселится, но чем позже это произойдет, тем здоровее будут зубы.
Одних знаний о том, как правильно ухаживать за полостью рта, мало. Нужно систематически этим заниматься. За рубежом, например, люди уже давно реализуют специальные программы по правильному уходу за зубами, и это позволило добиться очень хороших результатов.
– Я читала, что некоторые стоматологи из Северной Европы увидели впервые кариес, только когда приехали в Россию для обмена опытом…
– Да, в Швеции, к примеру, с 1979 по 1999 год действовала специальная программа. Родители ежедневно чистили своим детям зубы до 11 лет – чтобы чистка была правильной, тщательной. Дополнительно покрывали поверхность зубов фторлаком, благодаря чему происходило длительное насыщение эмали фтором, делали герметизацию фиссур… Конечно, родителям нужно было иметь силу воли, не допускать никаких дополнительных перекусов, после которых ребенок не имел возможности почистить зубы… Зато какие были результаты! Если брать трехлетний возраст, регистрировалось всего три процента детей с кариесом. У нас в России у 50–60 процентов детей есть кариес в трехлетнем возрасте.
– Получается, что сохранить здоровье зубов не так уж сложно и не очень дорого?
Да. Самое главное – системность. Нужно следить за полостью рта регулярно. Плюс полноценное питание, сбалансированное по белкам, жирам, углеводам, физическая активность.
– А она каким образом влияет?
– Все метаболические процессы протекают более активно, что оказывает благоприятное воздействие на эмаль зубов. Излишний вес вообще может привести к сахарному диабету, который, в свою очередь, может нарушить структуру тканей пародонта… Проблема двигательной активности детей особенно остро стоит в Америке, где дети по семь часов в день проводят возле телевизора и в школу ездят на машине или автобусе.
– Если мы уже коснулись профилактики, то насколько оправданно использование в нашем регионе паст с содержанием фтора? Сейчас все чаще говорят, что его переизбыток может негативно отразиться на здоровье, в том числе на зубах – вызвать флюороз.
– У нас проблематично получить информацию о содержании фторидов в воде по всему краю. Но что касается Красноярска, у нас содержание фтора невысокое – 0,1 мг на литр. Оптимальным содержанием фторидов в воде считается от 0,5 до 0,8 мг на литр. По расчетам ученых, именно такое количество микроэлемента позволяет получить необходимую терапевтическую дозу, которая ослабит влияние бактерий на эмаль зубов. Несмотря на то, что фтор и его соединения – это яд, от 1 мг до 3 мг должны поступать в организм. Есть и другие источники поступления фтора – к примеру, чай. И при избыточном потреблении чая можно отравиться фтором. Детям до шести лет паста с фтором не рекомендуется. При проглатывании ее можно получить избыточную дозу фтора, которая повлияет на внутренние органы. С шести лет до 25 использование пасты возможно – в период, когда идет формирование эмали. Но к 40 годам обменные процессы замедляются, а к 60 – останавливаются. Поэтому в применении фторсодержащей пасты нет особого смысла.
– Насколько сильно влияние компьютера на здоровье зубов? Я читала об исследованиях врачей, которые установили, что облучение действует на эмаль, существовал даже термин «компьютерный некроз». Опасность на самом деле существует?
– Нет. Эти исследования были актуальны лишь какое-то время, последующие уже не подтверждают этих результатов.
– А насколько оправданно мнение о том, что состояние зубов отражает состояние организма?
– В какой-то степени это справедливо. Уже доказано, что есть обратная связь, к примеру, между пародонтитом и возникновением эндокардита (воспаление внутренних тканей сердца, вызванное бактериями. – Прим. ред.). Плохо пережеванная пища оказывает негативное влияние на органы пищеварения.
– Тем не менее многие не спешат к стоматологу, потому что… боятся боли. Насколько она неизбежна при лечении зубов? И как вы относитесь к популярной сейчас услуге клиник – лечить зубы маленьким детям под закисью азота? Это же в любом случае считается наркозом…
– Боли в стоматологии в принципе нет. Местной анестезии вполне достаточно – сейчас используются очень эффективные препараты. А под общей анестезией лечатся те пациенты, с которыми не удается договориться. Бывает, сам пациент так себя «накрутит», что начинает «ощущать» боль даже после сильнодействующего укола. Что касается детей, не нужно доводить до такого состояния, что без наркоза зуб невозможно лечить.
– Что касается стоимости лечения. Читала недавно интервью с главным стоматологом страны профессором Олегом Янушевичем. Он говорил: «Сохранение бесплатной для граждан стоматологии совершенно необходимо, но не в полном объеме. Иначе у государства просто не хватит на это денег». По его словам, нужно постепенно переходить к стоматологической страховке, которая и покрывала бы затраты на лечение. Как вы к этому относитесь?
– Такие разговоры идут достаточно давно. Эксперты обсуждают, что бесплатно будут лечить начальные проявления заболевания, к примеру, первые стадии кариеса, когда он локализуется еще исключительно на эмали, а зуб в целом является здоровым. А вот лечение осложненного – уже за деньги. Это будет своеобразной стимуляцией населения следить за своим здоровьем. Но думаю, до внедрения таких новаций еще пройдет не один год.
– Тем не менее уже сейчас приходится отдавать деньги, и немалые, за лечение…
– Ну, «немалые» – это смотря с чем сравнивать. К примеру, за рубежом стоимость стоматологических услуг не то чтобы на порядок – она гораздо выше. Моя знакомая из Лондона приезжала к ортодонту в Красноярск, потому что здесь услуги специалиста стоят 60 тысяч рублей, там – равно нашим 250 тысячам рублей. Полечить канал стоит 30 тысяч рублей. Из Москвы в регионы ездят к стоматологу, потому что так дешевле. Но надо понимать, что цена не может быть низкой. Сама стоматологическая установка не дешева, плюс стоимость материалов, которые используются …
– Когда попадаешь в кабинет к врачу, то видишь, что в России практически ничего не производится для лечения зубов. Коронки для зубов – только немецкие, материалы для пломбирования – тоже все импортные…
– Да у нас и на территории бывшего СССР была всего пара заводов, и сейчас их немного. Ассортимент продукции не очень большой, поэтому многие вынуждены применять импортные материалы.
– А что касается наших отечественных зубных щеток и паст, насколько они конкурентоспособны? И вообще – имеет ли значение их стоимость?
– В России есть производители, работающие по мировым стандартам. Они выпускают современные средства и предметы для ухода за полостью рта. Для изготовления хорошего продукта используется дорогостоящее оборудование и ингредиенты. Но их товар дорогой. Хороший продукт не может стоить копейки.
– Сейчас рекламируется много дополнительных средств для ухода за полостью рта, но есть ли в них толк? Я слышала мнение специалистов, что ополаскиватели никакого существенного влияния не оказывают, а зубные нити только травмируют десны.
– У нас значительная часть людей вообще не знает, что такое зубные нити. И это не голословное утверждение: каждый четвертый из проанкетированных нами пациентов не понимал значение слова «флоссы». Сейчас продаются специальные приспособления для нитей, которые позволяют, не повреждая десну, очистить межзубные промежутки от налета. Что касается применения ополаскивателя, то все зависит от состояния полости рта конкретного пациента. Есть, к примеру, случаи, когда чистка зубов невозможна – в том числе и из-за заболеваний зубов, тогда на короткий промежуток времени врач может назначить средство с антисептиком. Все это должно быть под контролем врача: постоянное употребление ополаскивателя не безобидно, оно убивает микрофлору.
– Сейчас в качестве дополнительного средства гигиены врачи советуют использовать ирригаторы…
– Это обязательный прибор для гигиены рта, наряду со щеткой и зубной пастой. Он хорошо массирует десны, удаляет струей воды налет и остатки пищи в труднодоступных для щетки местах. Ирригатор просто незаменим, когда установлены зубные имплантаты.
– Но стоят они немало – от трех тысяч рублей…
– Думаю, найти такие деньги можно. Нелогично вначале потратить большую сумму на высокотехнологичное стоматологическое лечение, а затем полностью нивелировать его эффект из-за призрачной экономии на предметах гигиены полости рта. Тем более, как показывают исследования, после 44 лет увеличивается риск возникновения заболеваний тканей пародонта. Применение ирригатора поможет этого избежать.
– Не могу не задать вопрос по поводу безопасности лечения. У нас немало людей, в крови которых обнаружен ВИЧ или гепатит С. Эти болезни, как известно, передаются через кровь. Ходит немало разговоров, что подхватить их можно и в кабинете стоматолога.
– Если в медицинском учреждении соблюдаются все требования к инфекционному контролю – происходит и обработка инструментов, и стерилизация, то бояться нечего.
– Значит, человек сам не в состоянии отследить, насколько безопасно там, куда он ходит лечиться? Это рулетка?
– Не совсем. Рулетка была в конце 90-х, когда не соблюдались процедуры по стерилизации. Сейчас клиники следят за своей репутацией, и нет им особого смысла на чем-то экономить. Ну а вообще, есть масса мест, где существует высокий риск заразиться гепатитом: к примеру, на маникюре, при визите к косметологу, плюс риск бытовой травмы…
– Но даже тем, кто очень боится заражения, все-таки во многих случаях лечения не избежать. И новые методы восстановления зубов не так совершенны, как можно было надеяться. Много говорят об имплантатах, которые якобы могут отлично заменять свои зубы в течение 20 лет как минимум, а на деле – зачастую начинают отторгаться уже через 2–3 года.
– Что касается методов, то, в отличие от 80–90-х годов, мы полностью интегрированы в мировую стоматологию. Сейчас торговые фирмы стараются представить максимально широко новые материалы, новое оборудование. Многие наши доктора из Красноярска ездят на обучение в США, Германию, Израиль, во Францию. Таким образом, достижения мировой стоматологии применяются и в крае. То же самое можно сказать и по оборудованию. Раз в два года в Кельне проводится выставка, на которой присутствует около двух тысяч экспонентов. Оттуда привозят все доступные новинки.
– А вот зуб так и не вырастили еще…
– Да, над выращиванием зуба из стволовой клетки в Японии еще идет работа. У мышей вырастить получилось. Думаю, и с человеком тоже получится, как только наука чуть-чуть шагнет вперед. Мы с вами еще успеем воспользоваться этой новацией – лет через 20, вполне возможно, ее начнут внедрять. Ну а что касается имплантатов, то пока нельзя назвать эту технологию совершенной – я сам, к примеру, думал год, прежде чем решиться. Приживаемость имплантатов зависит от состояния здоровья человека и от готовности следить за ними. Если этого не будет, даже самые совершенные инновационные методы могут оказаться бессильными.
ДОСЬЕ
Анатолий Николаевич ДУЖ
Родился в 1966 году.
1983–1988 годы – обучение в КГМУ по специальности «стоматология».
С 1988 года по настоящее время – доцент научно-образовательного центра инновационной стоматологии Красноярского государственного медицинского университета.
Как защитить эмаль
От состояния эмали напрямую зависит здоровье зубов. Поэтому так важно соблюдать правила по ее сохранению.
· Чистить зубы жесткой зубной щеткой нельзя, а абразивными зубными пастами «для курильщиков» можно пользоваться не чаще 1–2 раз в неделю.
· Не надо чистить зубы не предназначенными для этого средствами – солью, содой, мелом. Зубной порошок тоже лучше не применять.
· Нужно есть больше твердой пищи, способствующей увеличению слюноотделения и механическому очищению зубов.
· Следует ограничить частоту употребления сладких продуктов, газированных и энергетических напитков и стараться не есть сладкое между основными приемами пищи и на ночь. Газированные напитки содержат кислоты, разъедающие эмаль.
· После употребления сладостей обязательно почистите зубы. Если это невозможно, необходимо прополоскать рот водой или воспользоваться жевательной резинкой (но не более чем на 5–10 минут).
· Нельзя допускать резких перепадов температуры в полости рта, возникающих при одновременном употреблении горячей и холодной пищи – например, горячего кофе и мороженого.