Хуже войны только проигранная война

Хуже войны только проигранная война
Фото: Руслан Рыбаков

Один из крупнейших советских педагогов Шалва Амонашвили в книге «Созидая человека» пишет о том, что самый глубокий, надежный и преображающий ребенка способ изучения истории Великой Отечественной войны – живое общение с ее участниками и современниками, либо со свидетельствами той эпохи – письмами, наградами, вещами, хранящимися в семейных архивах… Без этого страницы учебника, пусть даже самого лучшего, останутся рутинным текстом.

«Меня тревожат твои уроки…»

Он пишет, обращаясь к своему сыну, но в действительности ко всем читателям: «Ты изучаешь события, которые решали судьбу нашей страны, а вернее – судьбу всего мира тридцать пять, сорок лет тому назад. Меня тревожат твои уроки. Ты выписываешь в специальную тетрадь даты, хронологические события, названия городов, имена маршалов. Ты прекрасно знаешь все это. А на уроке тебя и твоих товарищей по классу по порядку вызывает учитель. Вы ему рассказываете изученное, показываете на карте, без запинки вспоминаете даты и имена. И ждете своих отметок. Вы пересказываете своему учителю содержание параграфов «от и до», а в это время по улицам проходят старики, сопровождая своих внуков и правнуков в детские сады, ведя их в школу и неся их портфели, таща сумки с продовольствием для семьи. В свои семьдесят, восемьдесят, девяносто лет они боятся толпы на улице, боятся переходить улицу, движутся медленно.

Но ведь они, эта оставшаяся часть солдат, творящая историю, а теперь доживающая старческие годы своей жизни, и есть живая история!

Как может юноша зубрить историю по книге, не прикасаясь к живым героям этой истории?

Я спрашиваю: плакали ли вы на уроках истории тридцатипятилетней давности, говоря об Освенциме, о Ленинградской блокаде, о Сталинграде, о Хатыни? Нет?

Вас знакомят в классе с какими-то цитатами и высказываниями о войне, но ведь в каждой семье есть еще и необработанный фронтовой архив: это письма из окопов, с переднего края огня. Они писались под натиском смерти, и многие из них, запятнанные кровью, матери и жены получали вместе с извещениями о героической гибели сына и мужа. В каждой семье можно найти драгоценнейшие реликвии для семейного музея славы…»

Он, автор, предложил сыну: попроси бабушку, чтобы она прочитала тебе несколько фронтовых писем деда. Читая, бабушка разрыдалась.

«Ты забрал письма… и принялся их изучать.

И когда ты закончил чтение всех этих писем, я спросил тебя:

– Ну что, страшно? Понял, что значит война? Каково было твоим бабушкам воскрешать те события, ведь до сих пор так жива их боль, их горе.

Были у нас и мужские разговоры по этим проблемам, и я замечал, каким более чутким и нежным становился ты по отношению к своим бабушкам. И еще я заметил: ты начал приводить домой своих одноклассников и показывать им ордена и медали своих дедушек, читать некоторые письма. Бабушки доверили их тебе, передали на вечное хранение. Эти письма и ордена, эти неожиданные слезы и вспыхнувшее затаенное горе бабушек, эта история почти сорокалетней давности отныне стали участниками воспитания в тебе благородных чувств».

Без дедушек и бабушек

Книга «Созидая человека» вышла в свет в 1982 году, когда такого рода сцена была вполне реальной – по той простой причине, что участников и современников войны было много. И сейчас на запрос «Как объяснить ребенку, что такое Великая Отечественная война» интернет выдаст целый ворох видео, и во многих используется почти тот же сюжет – мальчик садится на колени к деду, и тот начинает рассказывать, как и где он воевал, кто такие фашисты, почему они напали на нас, сколько наших людей погибло ради Победы… Но в реальности это явление сейчас почти исключительное. И фотографии с письмами теперь остаются в основном у самых бережливых.

Время не только уносит участников и свидетелей великих событий, но и усложняет вышеупомянутую педагогическую задачу. Которая по-прежнему считается одной из важнейших. Хотя, казалось бы, все вокруг другое – уже давно нет послевоенного «ялтинского» мироустройства, изменились границы и названия стран участниц, история войны местами обезображена до неузнаваемости, – но спустя 80 лет мир пользуется ее императивами и словарем, подражает одним и ниспровергает других… Так что это одно из актуальных знаний, и важно, чтобы оно было правильно сформировано уже в начале жизни.

По причине именно такой важности желающих формировать это знание так же немало. В последнее десятилетие оформилась педагогическая мода (формируют ее почему-то психологи), гуляющая в основном по дамским журналам, и суть которой – уберечь ребенка от любых сильных эмоций и даже микроскопических психотравм. Там, кстати, и сказки другие – волк не ест семерых козлят, и Красную Шапочку с бабушкой не проглатывает… Там тоже дают советы, как объяснить ребенку, что такое война – и Великая Отечественная, и как таковая. В частности, предлагается всегда делать акцент на том, что война – «это очень плохо», и если дитя зачарованно смотрит на военный парад 9 Мая, говорить, что «красота эта обманчивая, поскольку в войне погибло очень много людей с обеих сторон, отчего День Победы – праздник совсем невеселый». Примечательно в этой системе игнорирование персоны героя (чтобы не вызвать у ребенка «милитаристскую очарованность»), в том числе детей-героев, ибо почти все они мученически погибли, а это может вызвать психологическую травму…

Более полувека назад в детском саду и в ранней школе нам тоже объясняли, не жалея красок, что мир – хорошо, война – плохо, но хуже нее может быть только проигранная война. Если бы немцы победили, нас бы не было на свете. Валя Котик, Марат Казей и Зина Портнова, как и вы, хотели бы кататься на велосипеде, играть в классики и гонять собак по микрорайону, но они сражались с врагом, а их гибель только возвышает их подвиг… В нас закладывали первичные представления о долге и жертве, с которыми в той или иной степени придется столкнуться каждому, в том числе в ситуациях совсем не военных. На этих двух столпах, собственно, и стоит любая уважающая себя страна. История войны – от учебников до детских книжек и фильмов – была главным полигоном нашей учебы. Она переливалась в «милитаристские» игры, которые считались нормой и даже выше ее – вспомним «Зарницу»… Что касалось бабушек и особенно дедушек, то уважать их учили не из-за войны, а просто потому, что так положено у нормальных людей. К тому же при нас о войне они вспоминали редко, и если рассказывали что-то действительно страшное, никто не задумывался о «психотравмах». Думать и говорить о них начнут значительно позже. А в то время ужасы войны, трагедия поражения, триумф победы проходили по разряду Правды Жизни – к ней следовало приучать детей, как к лекарству, которое чаще горькое, чем сладкое, к работе, которая чаще трудная, чем легкая… В этом и состояла гуманность воспитания, ставшая, судя по всему происходящему сейчас, традицией. Но выросло бы поколение, взлелеянное по новейшим методикам и с психикой нежной, как попка младенца, не знаю, где и кем бы мы были сейчас…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности