Кино без попкорна «Мы не гонимся за массовостью»

Кино без попкорна «Мы не гонимся за массовостью»

Дом кино сегодня – это настоящее явление культурной жизни Красноярска, да и, пожалуй, края. Необычные проекты, авторское кино, кинотеатр вроде московских «Пионера» или «35 мм» – таким его в 2007 году решила сделать группа энтузиастов под руководством Натальи Кочорашвили. Рамки муниципального кинотеатра раздвинулись до масштабов центра экранных искусств. Помимо показов фестивальных, авторских и артхаусных лент здесь возникли проекты на стыке кино и современного искусства, которые воплощаются в жизнь с помощью новейших технологий. В 2009-м при грантовой поддержке Фонда Михаила Прохорова открыли медиагалерею, из чего позднее вырос Красноярский международный фестиваль экранных и медиаискусств, поддержанный министерством культуры Красноярского края.

– Дом кино – это нечто большее, чем кинотеатр, – говорит наш сегодняшний собеседник директор Людмила КОЗЛОВА. – Я надеюсь, что не увижу здесь игровых автоматов и попкорна.

К слову, подобных кинотеатров в Красноярском крае нет, ближайшие – по духу и расстоянию – в Новосибирске и Иркутске.

– Проектный формат настолько специфичен, что подобное заведение приживется не в каждом городе.

– «Проектный» кинотеатр требует прежде всего больших средств: нужно здание, оборудование, специалисты, которые готовы не просто показывать кино, а как-то очень лично относиться к этому процессу. Это все непросто, поэтому энтузиастов немного. А кинотеатры нашего формата нужны во многих городах.

– Такой узконаправленный проект в принципе может быть коммерчески успешным?

– Дом кино – это автономное учреждение, мы финансируемся муниципалитетом, с одной стороны, а с другой – зарабатываем сами. Поэтому заинтересованы в привлечении большего числа зрителей, стараемся делать это при помощи интересного кино и достойных проектов.

В своей нише мы вполне можем быть эффективны, но коммерческий успех на уровне крупных кинотеатров – это не наша история. Во-первых, потому, что Дом кино – не совсем коммерческий проект, а во-вторых, мы ограничены в технических возможностях. У нас нет оборудования для демонстрации цифрового кино. А кинопрокатчики постепенно переводят свои фильмы в цифровой формат, и нам все сложнее доставать кино на пленке. Пока они работали с пленкой, мы могли сотрудничать с такими крупными компаниями, как Central Partnership и «Двадцатый век Фокс», сейчас выбор ограничен. Плюс ко всему существует и вопрос цены. Фильмы первого экрана нам не по карману, мы просто не соберем той суммы, которую нужно будет заплатить дистрибьюторам. Но и не стоит задача показывать кино вместе со всеми. Нам интересны эксклюзивные картины, те, которые не покажут в мультиплексах, а если и покажут, то в ограниченном количестве. К примеру, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой шла в красноярских кинотеатрах, но совсем недолго и в неудобное время. Когда через полгода нам удалось ее взять в прокат, люди пришли к нам. То же самое произошло и с фильмом «Далласский клуб покупателей», который мы взяли позднее, чем другие кинотеатры нашего города.

Дом кино занимает свою нишу, и мы не стремимся быть похожими на крупные кинотеатры, которые получают прибыль за счет кинопроката и сопутствующих услуг – игровых автоматов и продажи попкорна.

– Попкорн в Доме кино не появится?

– Думаю, что нет. Я страшно не люблю попкорн в кинозале. Для меня это просто трагедия какая-то, если кто-то рядом ест попкорн. Этот запах, хруст, вечно он просыпается на пол, и чувствуешь себя, мягко говоря, некомфортно. В Доме кино мы создаем все условия для того, чтобы зрители могли в спокойной обстановке посмотреть фильм и отнеслись бы к нему прежде всего как к произведению искусства.

Российское кино – это ярлык

– Кто ваш зритель? Исключительно молодежь?

– Большинство, да, молодежь, студенты. Среди наших зрителей много людей творческих профессий. Каждый фильм или проект рассчитан на свою целевую аудиторию. К примеру, «Час народного кино» популярен у пенсионеров, частично на детскую аудиторию рассчитан Большой фестиваль мультфильмов, который мы вот уже шестой год принимаем у себя. Сейчас все чаще делаем показы для детей. 1 июня даже решились на специальный праздник в кинотеатре, и были приятно удивлены «нашествию» детей с родителями.

– Какое кино сегодня интересно молодежи?

За всю молодежь говорить не могу, но зрители, которые ходят к нам, любят короткометражное кино. Поэтому мы стараемся показывать его часто. Традиционным стал фестиваль Future Shorts, фестиваль короткометражных фаворитов, номинированных на «Оскар», Oscar Shorts. Очень популярны у молодежной аудитории ролики социальной рекламы.

Нам удалось показать картину Алексея Германа «Трудно быть богом» – прокатчики выпустили буквально две пленки, одна из которых досталась Дому кино. И этот сложнейший фильм, который идет три часа, собрал самое большое количество зрителей за все время существования кинотеатра в новом формате. Эту картину с интересом смотрела молодежная аудитория, хотя режиссер больше известен людям постарше. А ведь картины российского производства менее популярны у зрителей.

Дом кино.jpg– С чем это связано? У нас же есть качественные фильмы и хорошие режиссеры…

– К сожалению, сегодня российское кино – это ярлык. При прочих равных условиях – талантливом режиссере, отличных актерах и интересном сценарии – из двух фильмов российский зритель выберет фильм зарубежный. Может быть, все дело в том, что выросло поколение, воспитанное на западных мультиках и фильмах. И оно не готово воспринимать что-то другое. Залы собирают сегодня только такие громкие российские имена, как Звягинцев или Герман, и, конечно же, раскрученное в широком прокате отечественное кино вроде «Спасибо, что живой», «Легенда № 17». Но мы все равно показываем российское кино, украинское… Недавно у нас шел замечательный фильм «Параджанов», снятый совместно украинским режиссером Еленой Фетисовой и французским режиссером и одновременно исполнителем главной роли Сержем Аведикяном. Сейчас в репертуаре целых три картины российских авторов: фильм «Зеркала» о Марине Цветаевой, «Шагал – Малевич» и «Небо падших» – экранизация одноименного произведения Юрия Полякова. Для нас очень важно показывать фильмы российских режиссеров – как известных, так и начинающих. Хотя, конечно же, зарубежных картин в афише Дома кино больше, чем отечественных.

– В свете последних политических событий вам не предлагают уменьшить число западных фильмов?

– Нет. Искусство, к счастью, вне войны. И ситуация в отечественной киноиндустрии такова, что от иностранного кино мы никуда не денемся.

– Если бы законодатели все же ограничили количество зарубежных лент в прокате, это спасло бы российское кино?

– Я думаю, ничего кардинально не поменялось бы в плане внимания к отечественному кино. Те картины, которые прокатчики считают коммерчески успешными, сразу же попадают в кинотеатры и собирают кассу. Другое дело – качество этих фильмов. Иностранные зачастую разнообразнее и интереснее для массового зрителя.

– И это несмотря на то, что государство вкладывает в развитие отечественной киноиндустрии миллиарды рублей?

– Вопрос в том, какого эффекта ожидали. Если коммерческого, то объективно пока мы не можем снимать фильмы, которые по зрелищности конкурируют с голливудскими. Однако, как отмечают кинокритики, наше кино не стоит на месте. Показательным в этом смысле станет нынешний «Кинотавр», который собрал в своей программе множество интересных отечественных кинорежиссеров. В этом году на Каннском кинофестивале фильм Андрея Звягинцева получил приз за лучший сценарий. Это не может не радовать. Но фильмы, которые берут призы на фестивалях, далеко не всегда выходят с успехом в массовый прокат. Качественное кино зачастую оказывается в линейке ограниченного проката.

Насильно смотреть не заставишь

– И как быть с этим противоречием? Получается, хорошее кино у нас смотрят только процентов 10 населения. Остальным можно как-то привить вкус к настоящему искусству?

– Лично я не представляю, как это можно сделать. У нас не так часто бывают полные залы, только во время фестивальных показов или специальных проектов, таких как «Живой Чаплин», например. Человека не заставишь смотреть кино насильно. Да и не наша задача кого-то воспитывать. Люди сами должны стремиться к росту. А мы можем лишь предоставить возможность для этого, показывая много хорошего кино.

– «Телевизор» периодически пытается привлечь людей к хорошему кино всяческими ухищрениями. Даже старые советские фильмы «раскрасили» на потеху публике.

– Для меня это огромная трагедия, я очень люблю черно-белое кино и раскрашенную «Золушку» смотреть не стала. Черно-белое кино, да еще и с пленки – это особая магия, и нельзя так бездумно ее разрушать. Кому-то показалось, что цветное будет смотреться на ура, а в итоге произведения искусства лишили живого дыхания, какой-то таинственности. Для меня это дико. И это не тот способ, которым нужно обращать людей к настоящему кино.

– А так, чтобы приехать в какой-нибудь сельский ДК, показать там настоящий фестивальный фильм…

– Порой шедевр может очень сильно удивить и даже привести в недоумение. Такие вещи лучше демонстрировать подготовленной аудитории, а в сельском ДК проводить предварительно какие-то просветительские проекты. Но это уже не наша ниша. Сельскими кинотеатрами в крае занимается «Красноярский кинограф», а мы нацелены на то, чтобы обслуживать жителей Красноярска.

– Вы ощущаете конкуренцию со стороны Интернета? Несмотря на антипиратский закон, у нас по-прежнему любой фильм можно скачать в Сети.

Есть определенное количество людей, которые никогда не пойдут в кинотеатр. Они дождутся, когда фильм появится в Сети, и посмотрят его дома. Это ситуация личного выбора. Вопрос, как их вытянуть в кинотеатры, очень сложный. Если им не важно, в каком качестве фильм, на каком экране, то как еще их можно мотивировать? Более того, если пиратские копии когда-нибудь исчезнут из Интернета, то они согласятся покупать фильмы в Сети. Просто потому, что эти люди не любят такую форму времяпровождения, как коллективный просмотр кино.

– Год от года таких людей становится больше? Ведь техника совершенствуется, и некоторые «домашние кинотеатры» могут показывать фильмы в том же качестве, что и мультиплексы.

– Я бы не сказала, что в кинотеатрах, и в нашем в том числе, уменьшается количество зрителей. На премьеры, наоборот, людей приходит с каждым разом все больше. И даже если нам удается показать фильм спустя несколько месяцев после выхода, зритель все равно находится. Так было, например, с фильмом «Жизнь Адели», который в 2013 году получил Гран-при в Каннах. Красноярцы очень ждали эту картину, но мы смогли взять его только через три месяца после премьеры. Зрители тем не менее пришли. Но прокатчики очень строго контролировали возможность попадания этого фильма в Интернет.

Чем меньше запретов, тем лучше

– Каких фильмов никогда не будет в Доме кино?

– «Никогда не будет» – такие слова нужно произносить с осторожностью. Мы ведь не знаем, какие времена придут. Но в любом случае не хотелось бы показывать ширпотреб – «Яйца судьбы», «Елки» ни первые, ни тридцать первые, «Иронию судьбы – 2», например. И зарубежные фильмы такого же плана. Фильмы ужасов типа «Пилы» – это тоже не наша история. Но из того, что выходит в широкий прокат, мы могли бы много чего показать у себя. Фильмы Вуди Аллена, последний фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», «Вечное возвращение» Киры Муратовой, «Ветер крепчает» Хайяо Миядзаки – это те картины, которые, к сожалению, прошли мимо нас из-за того, что вышли в цифровом формате.

– В Красноярске есть режиссеры, которые снимают фильмы по вашему профилю?

– Конечно, есть молодежь в Красноярске, которая снимает короткометражки, социальную рекламу и видеоарт. Но мы, к сожалению, видим эти продукты на большом экране не часто. Лишь во время медиафестиваля в рамках конкурсной программы. Уровень, конечно, очень разный. Есть и интересные работы. Ни разу еще у нас не было в прокате игровых фильмов местных режиссеров, устраивали только разовые показы в качестве эксперимента. Но документальное кино красноярских режиссеров мы показываем с удовольствием.

– Вы лично отсматриваете картины, которые планируются для показа в Доме кино? Любимый фильм директора кинотеатра?

– Не могу назвать какой-то фильм любимым. Если картина мне понравилась, я ее долго переживаю, и на какое-то время она становится моей любимой. Но в последнее время каких-то ярких открытий я для себя не сделала.

Все фильмы Дома кино не смотрю. Иначе работать будет некогда. Но знаковые и неоднозначные вещи мимо меня не проходят, все-таки мы несем ответственность за репертуар. Та же самая «Жизнь Адели», например, или российский фильм «Зимний путь», который долго не выпускали в прокат. Время от времени мы показываем такие спорные картины. Это актуально. Зрители должны иметь возможность увидеть эти фильмы и составить собственное представление о них, а не просто довольствоваться мнением критиков. И потом, мы понимаем, что откровенные сцены и ненормативная лексика в качественном кино оправданы сюжетной линией и замыслом художника.

– То есть курение в кадре запретили зря?

Мне кажется, это лишнее. На мой взгляд, чем меньше в искусстве запретов, тем лучше. Это территория эксперимента, та сфера, где человек пытается исследовать все, что происходит. И рамки тут неуместны. Тогда получается что-то далекое от искусства. Художник должен быть свободен. И люди должны быть свободны в выборе. У них должна быть возможность познакомиться с любым произведением искусства. Хотя бы для того, чтобы разбираться в нем, понять, какое искусство им близко.

О «цифре», кафе и Чаплине

– Чего не хватает Дому кино?

– Фильмов на пленке становится все меньше, поэтому нам очень не хватает цифрового оборудования. Его стоимость – несколько миллионов рублей. Ситуация осложняется тем, что мы не можем взять кредит или открыть лизинговую линию. Но надеемся на лучшее.

Давняя наша мечта – открыть кафе в Доме кино, чтобы кинотеатр приобрел свой неповторимый колорит и стал уютным. Сегодня мы уже поняли, где и как будем воплощать эту идею, осталось реализовать.

– О планах…

– Летом мы открываем «Кинодворик» – площадку под открытым небом. Будем показывать киношедевры прошлых лет. Ждем всех по пятницам во внутреннем дворике Дома кино в 23:00. Откроется показ немым фильмом Чарли Чаплина «Цирк» в музыкальном сопровождении тапера.

Продолжим показывать и фильмы на английском языке. Ну и, конечно же, готовимся к четвертому фестивалю экранных и медиаискусств, который пройдет в ноябре.

ДОСЬЕ

Людмила Петровна КОЗЛОВА родилась 25 февраля 1972 года в Красноярске. Высшее образование получила в Красноярском государственном педагогическом университете на историческом факультете.

Работала в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе экскурсоводом, научным сотрудником, зав. образовательным отделом. С 2007 года в Доме кино – методист, зам. директора. В феврале 2014-го назначена на должность директора Дома кино.

Там, где живет кино

В следующем году Дом кино будет отмечать 105 лет со дня рождения. В сентябре 1910-го в Красноярске в здании нынешнего Дома кино купец П. И. Гадалов открыл первый кинотеатр. Назвали его «Патеграф» в честь братьев Пате, создавших во Франции кинопромышленность. Русские и зарубежные фильмы транслировались в музыкальном сопровождении скрипки, виолончели и фортепиано. Перед сеансами иногда устраивали выступления артистов и городского оркестра.

В 32-м кинотеатр переименовали в «АРС» и впервые показали кино со звуком. Это был фильм «Златые горы», рассказывающий о развитии революционного сознания у рабочего. Потом «АРС» стал «Рот Фронтом», затем «Октябрем». Это был единственный кинотеатр в Красноярске, где показывали стереофонические фильмы, смотреть их нужно было в специальных очках. А в 95-м снова сменили вывеску, именно с этого времени кинотеатр приобрел имя, привычное сегодня всем красноярцам, – Дом кино.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 мая 2022
В федеральном тренде
Региональный центр спортивных сооружений (РЦСС) во второй раз  стал лауреатом ежегодной всероссийской премии «SportsFacilities» в номинации «Лучшая управляющая компания». Престижная
Красноярский симфонический берет разгон
Красноярский академический симфонический оркестр сегодня знают во всем мире. Он приобрел известность, новое качество звучания, мобильность, на его концертах неизменный
24 мая 2022
Медицина: возвращение к планам и графикам
На днях в режиме видеоконференции состоялся разговор министра здравоохранения края Бориса НЕМИКА с представителями муниципальных СМИ. Министр ответил на множество