В последнее время на развитие документального кино выделяются значительные суммы. Финансируется создание фильмов из региональных бюджетов, из средств всевозможных фондов. Но, как отмечают критики, документалистику приходится возрождать по крупицам. Мастерство создания качественного кино было утеряно за годы забвения этого вида искусства.
Кинородословная края
Развитие регионального кинематографа станет отдельным направлением концепции развития российского кинематографа до 2030 года. Тема децентрализации кинематографа становится в России все более актуальной. Эксперты считают, это позволит регионам стать частью «большого кино». Какие же стратегические решения будут эффективны в совершенствовании креативной индустрии Сибири? Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты Российской креативной недели, которая проходила в Красноярске.
Роль документального кино сегодня растет. Ведь эти фильмы помогают создавать картину нашего времени. А фиксация событий – важный момент не только для нас с вами, но и для будущих поколений.
Красноярский край с большой кинородословной. Первую документальную картину снял в 1913 году Михаил Чулков. Это был рассказ о приезде в наш город Фритьофа Нансена и о жизни Красноярска.
Расцвет документального кино в регионе пришелся на 1980-е годы. Тогда у нас открыли филиал Свердловской киностудии и стали снимать фильмы о животном мире края, людях Севера и происходящих здесь масштабных событиях, например, строительстве Красноярской ГЭС и перекрытии Енисея.
Тогда практически каждый месяц выходил альманах «Енисейский меридиан», который рассказывал о крае. Его крутили в кинотеатрах перед показами художественных картин. Собиралась своеобразная хроника региона.
Деньги есть, а фильмы?
«Енисейский меридиан» перестал выходить в 1986 году, а в 2008-м закрылся филиал Свердловской киностудии. Документальное кино не финансировалось из бюджета. Для кинематографистов настали тяжелые времена.
– В 2014 году в Красноярском крае решили сделать творческий грант для документалистов. Режиссерам выделили три миллиона рублей на производство картин. А три года назад сумму увеличили до 10 миллионов, – рассказывает заместитель губернатора Красноярского края Василий Нелюбин. – Каждый год проводим конкурс, в котором могут принять участие негосударственные телекомпании и предприниматели – подать заявку и получить финансирование, добавив при этом до шести процентов своих средств. Кроме того, принимаем закон о государственной поддержке кинематографии в регионе. Он родился в декабре прошлого года, когда губернатор Александр Усс подписал соглашение с агентством стратегических инициатив и ассоциацией продюсеров кино и телевидения.
Кстати, первые средства на фиксирование событий края пошли уже в начале 2022 года. В феврале возродились съемки киножурнала «Енисейский меридиан». Его, как и прежде, крутят перед игровым кино в городах и районах региона. Более того, стала развиваться молодая документалистика.
– Если раньше этот грант воспринимался мастодонтами кинорежиссерами как форма их поддержки, то в последние два-три года в конкурсе стали участвовать молодые кинематографисты, – продолжает Василий Нелюбин. – Они делают прекрасное кино. Может быть, по глубинным смыслам есть над чем работать, но уже появился сплав опытных и молодых режиссеров – наглых в творчестве в хорошем смысле слова.
2022 год стал по-настоящему знаковым для развития документальных фильмов. В стране появился Фонд поддержки регионального кино. На развитие этого вида искусства по стране распределяется порядка 30 млрд рублей из госбюджета.
– Мы провели конкурс «Россия: взгляд в будущее». Получили 334 заявки, отобрали 50 новелл, 10 альманахов, посвященных важным и интересным темам: люди труда, развитие Арктики, достижения в области науки, здравоохранения, спорта, – рассказывает заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин. – Некоторые мэтры считают, что документальное кино должно быть более интеллектуальным. А наше мнение: нужно и то, и другое.
У руководителей фонда большие амбиции: эти фильмы должны получить максимальный прокат. Но когда они согласуются с реальностью – непонятно.
– У большинства команд документалистов нет опыта «добивать» юридические моменты при производстве фильма, – уточняет Якунин. – Такие картины не пропускаем.
Нужен зрительский отклик
В России проводится немало фестивалей документального кино. И попасть на них просто: подавай заявку и присылай картину, соответствующую всем требованиям. Но организаторы форумов не всегда совпадают с производителями в предпочтениях. Первые, например, требуют, чтобы картина была свежей – выпущенной в этом году и имеющей прокатный опыт, а документалисты хотят, чтобы кино вылежалось, приобрело вкус и аромат, как хорошее вино.
– В последнее время на 30 процентов выросло производство документальных фильмов, – говорит красноярский продюсер, режиссер, основатель проекта SiberiaDOC Николай Бем. – Но для этого ленте очень важно сохранить классическую модель просмотра в кинотеатрах. Если документальное кино уйдет в стрим, мы не будем коллективно переживать его. Для документального кино важно сохранить веру в реальность происходящего на экране, чтобы зрители в нее погрузились. Но не все ленты, поддержанные государством, достойны показа с большого экрана. Они должны быть сделаны интересно визуально.
Вопрос качества работы – вечный. И сегодня фильмы молодых документалистов вызывают немало нареканий у мэтров этого жанра.
– С самого начала у нас был фокус на художественное документальное кино, мы хотим найти автора, его голос, – поясняет Николай Бем. – А нам часто присылают работы, где указана цель фильма, какие задачи он решает. Молодых документалистов приучают, что фильм должен быть чему-то посвящен. Но хочется раскрыть, почему человек снимает этот фильм, какова его идея.
Эксперты считают, решит эту проблему как раз демонстрация с большого экрана и общее обсуждение кино со зрителями. Ведь автор должен знать реакцию публики на его произведение.
Именно так работает фестиваль SiberiaDOC, который уже несколько лет проходит в Красноярске. А в 2023 году он станет международным.