Классическая музыка, как Венский шницель Точно знаешь, что получишь

Классическая музыка, как Венский шницель Точно знаешь, что получишь
Фото: Александра Паниотова

Свое новое произведение Эниотт Шнайдер посвятил выдающему немецкому трубачу Райнхольду Фридриху. Музыкант имеет настоящий успех: выступает на крупнейших сценах Вены, Амстердама, Берлина, Франции, Америки. Ему посвящают свои произведения известные современные композиторы. Он профессор трубы в университете музыки в Карлсруэ в Германии. Трубач виртуозно владеет всеми разновидностями своего инструмента – от барочной натуральной до современной концертной трубы. Чтобы исполнить «Духи Сибири» Райнхольд Фридрих приехал в Красноярск.

Райнхольд, в Красноярск вы привезли семь разных труб. Три прозвучало в первом концерте, четыре в «Духах Сибири». А какой инструмент вам наиболее интересен?

— Это зависит от исполняемого произведения. В этом и состоит искусство игры на трубе: для определенной композиции выбираешь свой инструмент. А они все отличаются друг от друга. Например, барочная натуральная труба – самая длинная (2,5 метра, если ее развернуть), а пикколо – самая маленькая. Концертная дает максимум возможностей исполнителю – вариации от верхних до нижних тонов. И нужно найти лучший звук для музыки. У меня дома более 60 труб, постоянно использую порядка 20. То есть, передо мной всегда стоит выбор – какую взять.

А как выбирали инструменты для исполнения «Духов Сибири»?

— Композитор рекомендовал использовать четыре вида труб, но окончательный выбор я сделал на репетиции. Для меня важно, как звучит оркестр, что происходит вокруг. Ведь композитор отдает произведение исполнителю, а ему через свои средства нужно передать слушателю замысел маэстро. На рубеже XIX-XX веков существовала программная музыка, характерная, например, для Штрауса. Человек слушая ее, видел всю картину – напоминает фильм. «Духи Сибири» к таким произведениям не относится. Ведь, духи – это что-то свободное, а не фиксированные природные объекты: вода, солнце, камни. Здесь нет жесткой привязки, здесь не картинка, а ассоциации, вызываемые музыкой.

— В России слушатели больше доверяют классике, а как вы относитесь к современным композициям?

— Это как с едой. Если вы заказали Венский шницель, то вам принесут кусок мяса определенной формы и толщины. То есть, вы точно знаете, что получите. Это касается классической музыки. А вот рядом с Барселоной есть ресторан, который назван в числе лучших в мире. Там вам могут подать блюдо: шарик изо льда, внутри которого дым. Это своего рода магия: вы не знаете что здесь реально.

— То есть вам нравится неожиданность современной музыки?

— Конечно. Мне, как исполнителю, интересно взять произведение и представить его так, как никто еще не слышал. Мне нравится и классика, но и произведения Баха, Бетховена, Моцарта требуют нового прочтения. Мне нужно понять, что хотел сказать автор, и дать свою трактовку. Например, в симфониях Шостаковича (четвертой, пятой, шестой) есть внутреннее сообщение. Внешне музыка приятная и красивая, но она с двойным дном. Чувствуется напряжение. На композитора, когда он писал, было давление и ему необходимо было подстраиваться, что бы его не упекли в ГУЛАГ.

— Получается, вы изучаете историю композиции, прежде чем ее исполнить?

— Очень важно понимать, в каком историческом контексте было написано произведение. Зрителям проще: они слушают музыку и подвергаются ее эффектам. Она может их напугать или потрясти. А для мне нужно знать, что я должен передать. Только в этом случае я могу сказать: я ее прочувствовал. Например, есть два немецких композитора, музыку которых одинаково любят в Германии, Густав Малер и Рихард Штраус. Но один по национальности был немцем, а другой евреем. И если вслушаться в музыку Малера, мы услышим страдания еврейского народа не только в Германии, но и во всем мире. И когда играешь Малера, нужно учитывать это второе дно, подтекст.

— В России в музыкальных школах самые популярные инструменты пианино и скрипка. А как вы сделали свой выбор в пользу трубы?

— Это сказка, а не история. Мне было семь лет, я играл со своим другом в индейцев и ковбоев, и он позвал меня к себе в гости: «У нас новая особенная пластинка. Пойдем послушаем». Это был второй Бранденбургский концерт Баха. В нем есть замечательная часть для трубы – одна из самых сложный когда-либо написанных. У меня был шок. Так меня поразила эта музыка, что, вернувшись домой, я сказал родителям: «Я трубач. Теперь мне нужен инструмент». Тогда я играл на кларнете, и мне это очень не нравилось. Родители согласились, взяли трубу у знакомых и сказали: «Посмотрим, что у тебя получится». И вся моя дальнейшая работа, как музыканта, была посвящена тому, чтобы научиться играть именно Бранденбургский концерт.

Кстати, свою первую трубу я купил в 12 лет на самостоятельно заработанные деньги. Отец занимался строительством. И когда возводили дом, я носил туда камни. За каждый мне давали по одному пенни. Также мой отец отправлял рабочим зарплату за работу чеками по почте. Я договорился с ним: чеки буду отвозить сам, а деньги за почтовые марки – мне. Он согласился. И я после обеда ехал на велосипеде 20-30 км, отвозил чеки. Таким образом удалось собрать 450 немецких марок и купить трубу.

— Хорошо, что в Красноярске не было партнеров у вашего отца. Проехать шесть тысяч километров не каждому под силу.

— В прошлом году я устроил себе активный отдых и проехал расстояние, которое в общей сложности равнялось расстоянию от моего дома в Германии до Красноярска и обратно. Я ехал на велосипеде 182 дня через всю Францию, Испанию, Италию, Венгрию, Болгарию, Румынию до Черного моря. Из Констанца улетел на самолете в Таллин. Дальше на велосипеде: Латвия, Эстония, Литва. Оттуда на корабле в Швецию. Стокгольм, Гетеборг, Осло, через всю Норвегию, по воде в Данию. А там Берлин, Кельн и к себе домой. Общее расстояние получилось 12 тысяч км. Наверное, я немного сумасшедший. Иногда у меня рождаются такие идеи, которым я сам удивляюсь.

— Наверное, это было самое главное сумасшествие в вашей жизни?

— Еще одно произошло два месяца назад. Я собрал всех своих бывших студентов из разных стран – 160 человек – в небольшом замке во Франции. Целую неделю мы давали концерты, устраивали мастер-классы, обсуждения. Общались целую неделю. И у нас было удивительное ощущение, что мы принадлежим к одной семье.

— В Красноярске вы впервые. Какие впечатления?

— Мне здесь очень понравилось. Мэр нас встретил радушно. Замечательные отношения сложились у нас с Красноярским камерным оркестром. Музыкантов я знаю: они приезжали в Германию. А еще я нашел в Красноярске прекрасный винный магазин (в пяти минутах от гостиницы). Там хороший ассортимент. Им удалось сделать меня счастливым за короткое время. Я, когда приезжаю на гастроли в разные страны, пробую вино.

— Какие напитки предпочитаете?

— Сухие красные вина. У меня нет любимых, считаю: вино должно быть хорошим. Вино, как поэзия – рассказывает о том месте где вырос виноград, о ландшафте страны и о погоде, о человеке, который его создал. Это что-то очень личное.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 мая 2022
Не навреди и спаси
Основы помощи при травмах изучают в старших классах школы, повторяют на водительских курсах, в армии, в различных ведомствах или на
Пополнение в Бессмертном полку
В редакцию пришло письмо из деревни Ручей Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь от участников поискового отряда Лапичской средней школы.
28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от