Классика с оговорками Чтоб Гоголи не трогали

Классика с оговорками Чтоб Гоголи не трогали

В нашей рубрике сложился цикл заметок, посвященных нашей с вами речи, языку. Это получилось спонтанно – шла вереница поводов к дискуссии. Кто-то назвал эти заметки «уроками русского». Что ж, теперь у нас есть темы и для нескольких «уроков литературы».

В 60-е годы в ответ на официальный лозунг «Нам нужны Гоголи и Салтыковы-Щедрины!» некто остроумный разродился эпиграммой: «Говорят, что нам нужны посмирнее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Вспомнилось вот.

Когда речь заходит об уроках литературы, о школьной программе, мое сознание раздваивается. С одной стороны, я считаю, что нужно максимально расширить и углубить. Грустно думать, что в школьной программе так мало зарубежной литературы и до сих пор нет, скажем, классики жанров. Нет Толкиена, Сервантеса, вообще нет классической фантастики – Шекли, Тенна, Хайнлайна. Да и наших братьев Стругацких нет (хотя их «Гадкие лебеди» – чтение как раз для старших классов). Еще бы я добавил Довлатова. И поэзии побольше: Льва Лосева, Бахыта Кенжеева, Елизавету Стюарт… В общем – дайте только разгуляться.

А вот с другой стороны – я ничего бы не добавил. Потому как обидно за хорошие книги. Преподать литературу ведь можно так, что потом при одной мысли о чтении интоксикация будет. Мне, слава богу, с учителями-словесниками, за редким исключением, везло. Но таких счастливчиков мало.

Общественная палата по поручению министра культуры Владимира Мединского сейчас разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами, помочь правильно понять «опасные» для них произведения, а некоторые книги вовсе изъять из школьного курса. Преподавание литературы унифицируют, для учителей разработают методички.

Потенциально опасными произведениями названы «Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, гражданская лирика Некрасова, сказки Салтыкова-Щедрина и статьи Белинского. Там вроде бы школьник может найти неправильные образцы для подражания. Премудрый пескарь, например, из щедринской сказки – на него наверняка многие школьники захотят походить. Это я, если что, шучу.

Вроде бы «Мастера и Маргариту» Булгакова из программы хотят и вовсе выкинуть. Терпеть не могу этот роман, но все равно жалко. В школе-то его прочли даже те, кто кроме кратких изложений ничего и не открывал.

Министра Мединского уже ругают лютым врагом просвещения. А по мне так наоборот – человек явно будет из книжников-романтиков, которые верят, что при помощи литературы можно кого-то воспитать, что-то хорошее в человеке достроить.

Я вот в этом не убежден. Книга, конечно, хуже никого не сделает. Не читать вообще – куда опаснее и вреднее, чем прочитать что-то «не то». Но ведь и добрый, патриотичный Мединский и какой-нибудь совсем злобный и непатриотичный Вася Пупкин учились по одной школьной программе. Не исключено, что у одних и тех же учителей. Да и страшно делается, когда понимаешь, что те, кто сегодня обманывает, подличает, а то и занимается прямой уголовщиной… они ведь тоже, в массе своей, прослушали школьный курс литературы. Тот же, что и ты, такой хороший и правильный. И, возможно, они, как и ты, плакали в три ручья над «Белым Бимом», грустно улыбались над «Мертвыми душами», и что-то щемило у них в сердце, когда читали, скажем, сцену убийства лошади в «Преступлении и наказании»… А теперь – поди ж ты.

О том, что методические рекомендации учителя словесности всегда использовали творчески, по своему усмотрению, я и не говорю. Это совершенно нормально. А внеклассное чтение? Помните такой термин? Конечно, учитель может сойти с ума и рассказывать, к примеру, что Раскольников поступил совершенно правильно, зарубив не самую приятную старушку. Но методичка против локального сумасбродства – не панацея.

Мне вот Салтыкова-Щедрина более всего жалко. Великий писатель никогда не будет смирным. Гениальный общественный диагност, он до сих пор может быть обидным – уже несколько раз изменилась страна, но не природа человека. Себя в его героях могут узнать и иные власти предержащие, и вполне себе оппозиционеры. Его образ либерала убийственен. Хрестоматийное: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном…» Или: «В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во все горло гаркает: «Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!» Как будто сегодня написано.  
Впрочем, что Салтыкова-Щедрина жалеть? Кому будет хуже, если наши дети его не прочитают? Уж не писателю точно. Как пел Александр Галич (вот его стихи я бы непременно включил в программу!), «бояться автору нечего, он умер лет сто назад».  
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за