Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Наш Красноярский край»!
На следующий год мой сын пойдет в школу. Пыталась почитать закон, где сказано об изменениях правовой формы школ. Там, конечно, ничего не написано о том, что ждет родителей, к чему нам готовиться. Сегодня в образовании идут разные реформы. С одной стороны, мы готовы платить за качество, за гарантию того, что с ребенком будут заниматься, уделять больше внимания, не ставить двойки, а назначать дополнительное время для занятий. С другой стороны, в школе и так приходится много платить. У моей соседки на каждом родительском собрании объявляют принести то по 300, то по 500 рублей. Не говоря уже о праздниках, походах в театры. Как я поняла, школам разрешат вести коммерческую деятельность. Какая часть уроков будет платная? И можно ли получить аттестат без посещения всяких платных уроков и занятий? Думаю, такие вопросы волнуют сейчас всех родителей.
С уважением, Татьяна ЮРЬЕВА, Емельяновский район
Ситуацию с изменением законодательства нам прокомментировал министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев.
– Вячеслав Владимирович, на решение каких проблем ориентирован закон?
– Суть закона применительно к системе образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и средствами.
Следует отметить, что положения закона фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования. Среди регионов-участников в 2008–2009 годах был и Красноярский край. Это означает, что все школы края уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам.
Как показал опыт нацпроекта «Образование», усовершенствование механизмов финансирования и управления в школе привело к улучшению качества образования за счет оснащенности школ учебным оборудованием, квалифицированными кадрами, возросшей информационной открытости школ (во всех школах края созданы и функционируют школьные советы, 100 % школ края представляют общественности ежегодный публичный отчет).
– Как изменится характер финансирования образовательных учреждений края?
– У них появляется выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа, либо казенных. Бюджетным и автономным учреждениям будут предоставляться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, расходование которых не будет подвергаться предварительному контролю, а остатки — изыматься в конце финансового года. Кроме того, у этих учреждений сохраняется право оказывать платные услуги и самостоятельно распоряжаться всеми заработанными средствами. При сохранении объема оказанных учреждением бюджетных услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится. Счета образовательных и иных бюджетных учреждений остаются в казначействе, которое по-прежнему будет контролировать прохождение денег. Для казенных учреждений все остается по-старому.
– С принятием нового закона образование станет платным?
– Гарантии бесплатного общего образования, начального профессионального, а на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования закреплены в Конституции России. Никто эти нормы не менял и не собирается менять. Количество предметов и часов, которые школами предоставляются бесплатно, закреплены в стандарте образования. И если вдруг какая-то школа перестает оказывать услуги по утвержденному госстандарту, у нее приостанавливается лицензия.
В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство, технология, физическая культура, география, природоведение, иностранный язык, родной язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Образование было и остается важнейшим приоритетом государственной политики и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.
Если родители захотят, чтобы их ребенок сверх государственного (муниципального) задания и базисного учебного плана, к примеру, в 7-м классе получал не 2 урока физики в неделю, а 3 или 4, такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению государственного (муниципального) задания.