Около 1,8 миллиарда рублей отдали мошенникам с начала года жители нашего края. Несмотря на то что о различных уловках рассказывают буквально круглосуточно, ситуация не меняется. Один из вариантов сохранить средства доверчивых клиентов банков – ввести различные законодательные ограничения, способные помешать киберпреступникам. И вот очередной из них – новый сервис «Вторая рука». Каким образом он сможет помочь?
Изобретательны и убедительны
Известно, что мошенники всегда настойчиво требуют от жертвы сохранять в тайне от родных и друзей весь разговор и дальнейшие действия. Ведь вмешательство более подозрительных третьих лиц может остановить аферу. Но если рядом не находится таких здравомыслящих людей, человек нередко теряет крупные суммы со своего счета, да еще и остается должен банку, если умудряется оформить кредит.
Жительница Красноярска Наталья пострадала от мошенников после того, как ей позвонили якобы из «силовых структур»: С вашего счета была попытка перевода денег на Украину, на финансирование их армии, на вас заведено уголовное дело, это госизмена, но извещать об этом никого не надо – в противном случае им тоже будет грозить наказание…

Фото: Руслан Рыбаков
Просят держать все в тайне по различным поводам, но чаще – «в интересах следствия».
Ошарашенный человек – а как правило, мошенники очень изобретательны в своих выдумках и крайне убедительны – теряется и выполняет все, о чем его просят.
Очень часто преступники связываются с детьми и, представляясь сотрудником МВД или ФСБ, говорят, что на родителей заведены уголовные дела, а чтобы уберечь их от уголовного наказания, нужно обязательно сохранить в тайне разговор. А уже потом предлагают методы, как «спасти» от уголовного преследования.
С сентября этого года появилась возможность «заблокировать» операции с деньгами до того момента, как разрешение даст уполномоченный человек.
– У многих из нас среди близких есть люди, которым можно помочь принимать финансовые решения, – отмечает Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Не для того, чтоб их контролировать, а чтобы оградить от поступков, которые они могут совершить под влиянием мошенников. Предложите им воспользоваться таким сервисом. Для кого-то это станет дополнительной защитой. Ведь мы иногда думаем, что ключик к взрослому информированному человеку злоумышленники не смогут подобрать, и бываем слишком самонадеянны в этом. Новый сервис всем нам будет полезен. Им могут воспользоваться пожилые люди, пригласив в помощники своих детей. Это полезно для семейных пар, для молодых людей, если будут подключены их родители, ведь именно молодежь вовлекают сегодня в дропперство.
Отреагировать в течение 12 часов
Порядок подключения услуги каждый банк определяет самостоятельно. Как это работает?
Уполномоченный человек назначается на основании письменного соглашения между банком, клиентом и самим помощником. Порядок информирования прописывается в соглашении: это может быть, к примеру, СМС-сообщение, пуш-уведомление либо иной способ, позволяющий оперативно доставить информацию.

Фото: Руслан Рыбаков
Максимальный срок реакции на уведомление составляет 12 часов.
Если реакции в течение этого времени не последует, то банк просто отклонит операцию. Но клиент может направить новый запрос. Отреагировать на него нужно также в течение 12 часов, при условии, что более короткий срок не установлен в соглашении.
Если денежный перевод или снятие наличных покажутся помощнику подозрительным, он может отклонить операцию. Когда нужно будет перевести деньги между счетами самого клиента, никаких одобрений не потребуется. Они нужны, если перевод делается третьим лицам.
Не исключены случаи, что сам помощник может оказаться не очень порядочным человеком. Сможет ли он, к примеру, инициировать денежный перевод?
Нет, у него есть возможность только одобрить или отклонить операцию.
Чтобы лишить помощника такого права, нужно подать заявление в банк.
Это, наверное, самая новая законодательная мера, направленная на предотвращение кибермошенничества.
Сейчас действуют и другие. К примеру, все банки, прежде чем перевести деньги, должны проверить номер карты или счета получателя и убедиться, что их нет в базе реквизитов, которые уже засветились в мошеннических схемах. Если банк не проведет проверку и отправит деньги на счет из этой базы, то должен будет вернуть клиенту всю сумму.
Но самый надежный метод – это, как и раньше, проявлять бдительность: не сообщать никому свои данные карты, сбрасывать звонки и от лжесотрудников «Госуслуг», которые сообщают, что срок действия сим-карты истек, и лжеоператоров Социального фонда РФ, предлагающих сделать «более выгодный перерасчет пенсии». Лучшая мотивация – знать, что даже если таких «специалистов» удастся найти правоохранителям, то ваши заработанные честным трудом деньги – вряд ли.
Самозапрет – теперь и через МФЦ
С 1 сентября стало возможным оформить в МФЦ самозапрет на кредиты. До этого времени (с марта 2025-го) такая процедура была доступна только через «Госуслуги». И по данным Объединенного кредитного бюро, самозапрет установили уже 13,2 миллиона жителей РФ. Но для тех, кому сложно разобраться в новых цифровых технологиях, теперь эту услугу предоставляют в многофункциональных центрах. На прием нужно взять паспорт и ИНН. В МФЦ – заполнить заявление на самозапрет, указав паспортные данные, а также параметры – полный или частичный, кредит/микрозаем, выдачи онлайн/офлайн.
Заявление отправят в центральный каталог кредитных историй, и спустя 1–3 рабочих дня ограничение на кредиты начнет действовать. Соответствующее уведомление направят в личный кабинет на «Госуслугах», но его также можно получить и в МФЦ.
Факт наличия или отсутствия запрета можно будет проверить через многофункциональный центр.
Однако стоит помнить, что любители чужих денег отлично осведомлены о всех законодательных нюансах и могут позвонить, заявив, что «в процессе установки самозапрета случился сбой, и нужно все исправить».
Если самозапрета не было, то сообщают, что «услуга была подключена по ошибке». Убеждают все проверить и решить, нужно ли человеку ограничивать себе кредиты и какие именно. Могут запугивать, что банки «заблокируют счета», если не разобраться с самозапретом. При этом требуют сообщить персональные данные или коды из СМС.
Стоит помнить о таких уловках!



