Кажется, совсем недавно звенели фанфары краевого агропромышленного форума. Сельчане подводили итоги уборочной, награждали передовиков. Край в одиннадцатый раз подряд стал лидером по урожайности в Сибирском федеральном округе. И вот снова весна у порога. Но даже тем, кто никогда не занимался крестьянским трудом, очевидно – она не будет похожа на предыдущую. Дело здесь отнюдь не в погоде. О том, в каких условиях крестьянские хозяйства готовятся к весенне-полевым работам, – наш сегодняшний разговор с депутатом Законодательного собрания края, председателем комитета по делам села и агропромышленной политике Валерием СЕРГИЕНКО.
– Валерий Иванович, процессы, которые протекают в российской экономике, не могут не сказаться и на состоянии дел в АПК. Какова сейчас ситуация в отрасли?
– Нынешний весенне-полевой сезон ожидается сложным. Страна переживает кризис. Если в других отраслях что-то можно отложить на потом в ожидании, что все изменится в лучшую сторону, в сельском хозяйстве это невозможно. Пришла весна – значит, надо сеять. Край сделал большой шаг вперед по освоению в широких масштабах совершенно новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур. И та урожайность, которой добиваются наши крестьяне, – не случайное стечение обстоятельств.
– В чем же тогда секрет?
– Во-первых, проведена огромная работа по борьбе с сорняками и вредителями. Около десяти лет в крае действует система бесплатного снабжения крестьян средствами защиты растений. До сих пор эти мероприятия обходились бюджету в 110 млн рублей. В нынешнем году – вдвое дороже. А ведь бросать начатое нельзя. Семян сорняков в почве – на тысячу лет вперед. И стоит нам на год-два ослабить обороты, как все придется начинать сначала.
Второе – минеральные удобрения. Сеять без них – все равно что удобрять землю семенами. Наша биологическая, природная урожайность – всего-то 11–13 центнеров с гектара. Мы же в среднем по 24–25 ц/га убираем. И вот эта разница между заданными и полученными результатами – заслуга крестьян: агрономов, механизаторов. Следствие продуманной аграрной политики властей края, конечно, тоже. Минеральные удобрения в этом году обойдутся нам более чем в два раза дороже, чем прежде. В наших условиях на один гектар пашни ежегодно нужно вносить около 100 кг минеральных удобрений в действующем веществе. Мы пока можем себе позволить не более 40 килограммов.
Третье – ставим перед собой задачу выйти на устойчивые урожаи в 30 центнеров с гектара. Планка реальная, она взята не с потолка, но с одним условием – нужно продолжать работу по сортообновлению и семеноводству. А это тоже требует очень больших затрат.
Словом, успешная борьба с сорняками и вредителями растений, внесение минеральных и органических удобрений в почву, ресурсосберегающие технологии возделывания всех сельскохозяйственных культур – все эти составляющие агротехники и дали возможность краю стать лидером в Сибири по урожайности и выйти на уровень, превышающий среднероссийские значения. Эти направления мы не можем себе позволить проигнорировать и в нынешнюю посевную, как бы трудно ни было.
– Руководители хозяйств сетуют, что высокие цены (в том числе и на горюче-смазочные материалы) – это далеко не все негативные проявления экономического кризиса. Практически недоступными стали кредиты коммерческих банков. Почему так происходит?
– Дело в том, что ключевая ставка, которую установил Центральный банк России в декабре прошлого года, фактически парализовала работу всей кредитно-финансовой системы. Сейчас она равна 15 %. Следовательно, банки устанавливают ставки по своим кредитам уже от 25 до 30 % годовых. Займы под такие проценты для предприятий, имеющих рентабельность ниже упомянутого уровня, убийственны. Они никогда не смогут вернуть столь дорогой кредит.
– Однако, насколько я знаю, в стране субсидируют ставку рефинансирования. Часть ее заемщику погашает государство. Разве этой помощи недостаточно?
– Давайте посчитаем. Ставка рефинансирования равна 8,25 % при прежней цене банковского кредита 15–17 % годовых. Из них государство погашало 12 %. Крестьянину оставалось заплатить 5–6 %. Однако при ключевой ставке ЦБ 15 % кредит стал стоить 25–30 %. Чтобы оставить крестьянину те же 5 % затрат, государство должно погасить уже 20 % этой ставки. Средства для этого в бюджете не предусмотрены. И решения по этому вопросу Федерацией до сих пор не принято. Поэтому мы на своем краевом уровне просто обязаны найти выход из ситуации – каким образом компенсировать крестьянину эти 20 % из 25.
– Какую сумму нужно занять крестьянам в банках, чтобы уверенно войти в посевную?
– Стоимость весенне-полевых работ – 5,5 млрд рублей. Сюда входят стоимость семян, удобрений, ГСМ, заработная плата, запчасти, приобретение новой техники. Для того чтобы провести все работы, хозяйства края должны взять в кредит около 1,2–1,3 млрд рублей. Эту кредитную массу и требуется просубсидировать.
Наша задача – провести весь комплекс агротехнических мероприятий, предусмотренный региональной системой земледелия, ничего не упрощать. Ни в коем случае нельзя снижать объемы посевных площадей. Подчеркну – речь идет не только о посеве зерновых культур, но и обо всем комплексе весенне-полевых работ. Перед нами стоит задача гигантской сложности – создание в климатических условиях Сибири полноценной кормовой базы. Мы научились производить кормовые культуры с высоким содержанием белка. Но для того, чтобы выйти на продуктивность 6,5 тысячи литров молока от коровы в год, нужно сбалансированное кормление. В кормах должен быть сахар. Весь мир балансирует его в кормовых рационах с помощью кукурузы. Это идеальный корм для животноводства по всем параметрам. В Восточной Сибири получить зерно кукурузы непросто. Однако мы будем работать в этом направлении и дальше – даже в нынешних сложных экономических условиях.
– Февральская сессия Законодательного собрания обсудит изменения в краевой закон «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». О чем пойдет речь?
– Проект этого закона правительство края подготовило еще осенью прошлого года. Он включает в себя меры поддержки, которые были необходимы на тот момент. С тех пор многое изменилось. Поэтому на сессии мы не будем принимать закон полностью, а только в первом чтении. Чтобы ко второму чтению, которое планируется на начало марта, в нем были прописаны все антикризисные меры. И основным пунктом является как раз вопрос субсидирования возросшей кредитной ставки. Чтобы достойно ответить на вызовы времени, мы должны твердо сказать крестьянам, какой для них будет цена кредита.
– На решении каких вопросов комитет сконцентрируется в 2015 году?
– Нам предстоит разработать целый ряд законопроектов – о регулировании земельных отношений, о поддержке садоводства и огородничества, о техническом надзоре, о развитии коневодства и других. Продолжим работу над темой устойчивого развития сельских территорий – такая программа будет обязательно принята и начнет действовать уже в этом году. Будем контролировать развитие тех районов края, которые почти полностью утратили аграрный потенциал. К сожалению, пока заметного прогресса по улучшению жизни на селе не наблюдается. Значит, все мы должны понимать, в какой ситуации находимся и какие решения будут адекватными тем вызовам, которые нам предъявила жизнь.
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что сессия ЗС края приняла закон «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» в первом чтении.
Фото: Андрей Бурмистров