Клюква у Транссиба

Клюква у Транссиба
Фото Олега Кузьмина

Когда-то нынешняя станция Уяр называлась Клюквенной. Основали ее в 1908 году. Железная дорога стала настолько мощным ускорителем перемен в этих краях, что одно время пристанционных жителей было даже больше, чем самих уярцев.

Переименовали станцию только в 1972 году, но многие старожилы до сих пор придерживаются старого названия: «Куда собрался? На Клюквенную». Или, если совсем по-свойски, «на Клюкву».

Кстати, по поводу происхождения этого названия до сих пор есть разногласия. Одни утверждают, что произошло оно от известной ягоды, которой были богаты здешние болотистые места, – видимо, по той же причине клюква попала на гербы города и района. Другие, в частности железнодорожники, считают, что ягода здесь ни при чем, и названа станция в честь инженера Клюквина, который ее строил.

Уярский вокзал

Клюквенная появилась, когда железная дорога уже действовала. Просто строители Транссиба решили оптимизировать маршрут и перенесли станцию из Ольгино, куда первый поезд из 15 вагонов, следовавший по маршруту от правого берега Енисея (Красноярск) до Канска прибыл 16 февраля 1897 года, и встречать его собралось все местное население. Старики крестились на «нечистую силу», молодежь ликовала…

В Клюквенной железная магистраль обосновалась окончательно, что называется, на века, и одним из символов этого постоянства стала водонапорная башня. При нынешней моде на архитектурную легкость можно только восхищаться основательностью, даже монументальностью этого сооружения – утилитарного по своему предназначению, но чем-то напоминающего средневековый замок или башню крепостной стены.

Все массивно, бесповоротно и одновременно красиво. При этом замечаешь трогательную деталь: узенькие окна-бойницы украшают с внешней стороны висячие клумбы с цветами. Смотришь и думаешь – умели люди строить…

Башня старше самой станции, она появилась в 1900 году. Строило ее почти все население тогдашнего села. Единственное устройство, которое использовалось при работах, – «козуля», нечто вроде деревянного ранца, в котором помещалось 12 кирпичей. Вот с этой «козулей» носильщики и поднимались на верхотуру по сходням, причем кирпичи, надо полагать, были не нынешние, легонькие, а солидные и тяжелые, как сама крестьянская жизнь.

Впрочем, использовалась «механизация» и посложнее – правда, уже не при постройке башни. На месте нынешнего виадука была деревянная эстакада, на которую при помощи длинного троса перетягивали вагонетки с углем, попадавшим затем в тендеры паровозов. Мотором были два коня в специальной упряжи.

Прошло с тех пор больше века, и водонапорная башня стала архитектурным памятником регионального значения, одной из главных достопримечательностей города, а станция Уяр – одной из важнейших узловых станций Красноярской железной дороги.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это