Клюква у Транссиба

Клюква у Транссиба
Фото Олега Кузьмина

Когда-то нынешняя станция Уяр называлась Клюквенной. Основали ее в 1908 году. Железная дорога стала настолько мощным ускорителем перемен в этих краях, что одно время пристанционных жителей было даже больше, чем самих уярцев.

Переименовали станцию только в 1972 году, но многие старожилы до сих пор придерживаются старого названия: «Куда собрался? На Клюквенную». Или, если совсем по-свойски, «на Клюкву».

Кстати, по поводу происхождения этого названия до сих пор есть разногласия. Одни утверждают, что произошло оно от известной ягоды, которой были богаты здешние болотистые места, – видимо, по той же причине клюква попала на гербы города и района. Другие, в частности железнодорожники, считают, что ягода здесь ни при чем, и названа станция в честь инженера Клюквина, который ее строил.

Уярский вокзал

Клюквенная появилась, когда железная дорога уже действовала. Просто строители Транссиба решили оптимизировать маршрут и перенесли станцию из Ольгино, куда первый поезд из 15 вагонов, следовавший по маршруту от правого берега Енисея (Красноярск) до Канска прибыл 16 февраля 1897 года, и встречать его собралось все местное население. Старики крестились на «нечистую силу», молодежь ликовала…

В Клюквенной железная магистраль обосновалась окончательно, что называется, на века, и одним из символов этого постоянства стала водонапорная башня. При нынешней моде на архитектурную легкость можно только восхищаться основательностью, даже монументальностью этого сооружения – утилитарного по своему предназначению, но чем-то напоминающего средневековый замок или башню крепостной стены.

Все массивно, бесповоротно и одновременно красиво. При этом замечаешь трогательную деталь: узенькие окна-бойницы украшают с внешней стороны висячие клумбы с цветами. Смотришь и думаешь – умели люди строить…

Башня старше самой станции, она появилась в 1900 году. Строило ее почти все население тогдашнего села. Единственное устройство, которое использовалось при работах, – «козуля», нечто вроде деревянного ранца, в котором помещалось 12 кирпичей. Вот с этой «козулей» носильщики и поднимались на верхотуру по сходням, причем кирпичи, надо полагать, были не нынешние, легонькие, а солидные и тяжелые, как сама крестьянская жизнь.

Впрочем, использовалась «механизация» и посложнее – правда, уже не при постройке башни. На месте нынешнего виадука была деревянная эстакада, на которую при помощи длинного троса перетягивали вагонетки с углем, попадавшим затем в тендеры паровозов. Мотором были два коня в специальной упряжи.

Прошло с тех пор больше века, и водонапорная башня стала архитектурным памятником регионального значения, одной из главных достопримечательностей города, а станция Уяр – одной из важнейших узловых станций Красноярской железной дороги.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

23 мая 2022
Где отдохнуть ребенку летом и как получить кешбэк
До начала летних каникул остались считаные дни, но часть родителей еще в поиске подходящих вариантов для отдыха детей. Первое, что
23 мая 2022
Не энергетикой единой
На днях глава МИД Германии Анналена Бербок заявила о том, что ФРГ сокращает «до нуля» зависимость от российских энергоносителей. Заявление
«Енисей»: матч с «Велесом» – зеркало сезона
Вот и завершился сезон для футболистов «Енисея». Получился он очень разным – от безнадежно скучного в начале до сказочно фееричного