О том, как наш край помогал фронту в годы Великой Отечественной, какую военную продукцию выпускал, написаны целые тома. Но Красноярск в годы войны был также центром пропаганды и просвещения, без которых выиграть войну было практически невозможно. На идеологическом фронте ударно трудились не только газетчики, но и сотрудники Красноярского книжного издательства, которое с 1941 по 1945 год выпустило в свет несколько десятков книг.
О его работе в военные годы – в наших публикациях. Сегодня первая.
Книжное издательство на берегах Енисея было основано в 1936 году как Красноярский филиал ОГИЗ РСФСР. Первым его директором был Иван Васильевич Кокарев.
В июле 1940 года филиал реорганизовали в краевое книжное издательство. С началом войны главным редактором, потом и директором, когда Кокарев ушел на фронт, стала Зоя Ильинична Семигук, которая дожила до 2006 года.
Она вспоминала:
Беспощадным холодом, лютыми морозами запомнилась зима сорок второго года… Сквозь заиндевевшие окна едва брезжит утро. Как обычно, в эти часы нет электроосвещения. Оно нужнее заводам. Склонившись над своим письменным столом, мой товарищ сооружает в пепельнице крохотный костерок. Так мы отогреваем чернильницы. За ночь чернила в них превращаются в лед. Мы – это я и Игнатий Рождественский – весь творческий состав краевого книжного издательства. Я – главный редактор, а затем и директор. Рождественский – литературный консультант. Но, когда надо, мы мастера на все руки – грузчики, корректоры, снабженцы.
Среди издательских авторов военной поры были Сергей Венедиктович Сартаков и Казимир Лисовский. Журналист, впоследствии известный писатель Николай Станиславович Устинович. Директор медицинского института, академик Николай Иванович Озерецкий.
И, что очень неожиданно, старый «известинец» Абрам Давыдович Аграновский – отец-основатель знаменитой советской журналистской династии. В наш край он попал не по своей воле. Но о нем – позже.
В годы войны издательство выпускало книги разной тематики. Стихи и прозу, многочисленные брошюры и пособия по сельскому хозяйству, сборники песен, научные труды – по геологии, медицине, истории, языкознанию.
Вот несколько названий. «Труды сибирского лесотехнического института» (1944). «И. В. Сталин в сибирской ссылке» (1942). «Труды окружной хирургической конференции госпиталей Сибирского военного округа» (1944). «Геологическое строение и нефтеносность территории правобережья реки Енисея от Туруханска до Дудинки» (1945)…
И все же большая часть книг была военно-патриотической направленности. Среди них особо выделяется серия из 15 брошюр «Красноярцы – Герои Отечественной войны». Да, на обложках написано именно так – без слова «великой», оно появилось позже.
Брошюры эти примечательны тем, что писались и издавались они довольно оперативно, учитывая, что интернета тогда не было. Как только выходил указ о присвоении кому-нибудь из наших земляков звания Героя Советского Союза, авторы издательства тут же приступали к работе – собирали биографические сведения о герое, ехали на его малую родину и записывали рассказы земляков о нем, запрашивали какие-то сведения из армии – собирали свидетельства командиров и сослуживцев о подвиге, а если удавалось – брали интервью у самого героя. Уж как они умудрялись это делать, история умалчивает. Но уже через несколько месяцев брошюра выходила в свет.
Например, Николаю Яковлевичу Тотмину звание Героя Советского Союза было присвоено 22 июля 1941 года (за лобовой таран самолета противника 4 июля 1941 года), а уже 31 декабря того же года брошюра о нем была подписана в печать, и вскоре ее читали красноярцы:
Тотмин хотел снова открыть стрельбу по машине врага, но пулеметная лента оказалась пустой. Очевидно, это же случилось и у фашистского летчика… Послушная воле хозяина, машина с большой скоростью неслась за мессершмидтом. Старшине казалось, что даже ветер подгонял ее и более яростно завывал у винта. Чьи нервы крепче? Врежусь! Пусть врежусь! – стучало в висках Тотмина, и он твердо решил не сворачивать. Лишь только одна мысль – с честью выполнить приказ командира – руководила им. Тотмин не отступал от своего решения – идти на таран…
Григорий Елисеев, Григорий Бобков, Иван Гореликов, Алексей Сосновский, Петр Гриболев, Виктор Лаптев, Иван Немков – вот некоторые имена с обложек «геройских» брошюр.
Фронт и жизнь в тылу, действующая армия и рассказы фронтовиков, боевой дух и фронтовой юмор – все это жило и дышало на страницах книг, которые выпекались в годы войны на Красноярской земле как горячие пирожки.
«Разгромим фашистских налетчиков!» – так называлась книга «боевых эпизодов». Названия некоторых рассказов из нее: «Подвиги сталинских соколов», «Гибель фашистского «полка смерти», «Железная выдержка батальона сломила натиск фашистов», «На Констанцу!» (С интересом прочитал эту главу, в которой рассказывается о боях в Черном море у румынских берегов.)
Вот это был оптимизм, вот это государственная пропаганда! Книга подписана в печать 30 августа 1941 года, всего через два месяца после начала войны. Наша армия отступает, сдавая город за городом. Но вы представляете, если бы в это время издавались книги о наших потерях и поражениях?
За упаднические настроения тогда расстреливали без разговоров. Пропаганда должна была поднимать боевой дух людей в тылу и на фронте, а не вгонять их в депрессию. И она с этой задачей справлялась.
«Прямой наводкой» (антифашистский сатирический сборник). «Патриотки. О женщинах – героинях трудового фронта». «Мое оружие», стихи Льва Черноморцева. «Боевой рубеж», литературно-художественный сборник. «Фашистские мракобесы», сборник статей Ильи Эренбурга…
Всего более 40 книг было издано за четыре военных года в столице края только Красноярским книжным издательством. А на уникальной выставке «Красноярская книга военного года рождения (1941–1945)», которая работала в прошлом году в краевой научной библиотеке, было представлено 130 книг – все они вышли из печати на территории края.
Там представлены и другие издательства: «Красноярский рабочий», Главсевморпути, Академии наук, некоторые московские и ленинградские. То ли их сотрудники были эвакуированы в Сибирь, то ли просто книги издавались на красноярской типографской базе. В годы войны в Красноярске работали как минимум четыре типографии.
Продолжение следует.
(Историческая справка – из статьи ветерана Красноярского книжного издательства Владимира Зыкова.)
Плач по Тане
В годы войны авторами издательства были не только профессионалы, но и простые люди. Такие как народная сказительница (так ее представляет издательство), колхозница из села Заледеево Екатерина Ионовна Чичаева.
В 1942 году была издана ее книга (точней, брошюра на 16 страницах) «Не забыть нам веки-повеки. Плач по Тане – Зое Космодемьянской».
Это действительно плач. Тот самый, народный, глубинный, вековой, который раньше в деревнях пели по покойнику.
Да, у редакторов издательства был художественный вкус.
Несколько строк из этой книги:
И пошла наша Танюшенька
По дороге вдоль села Петрищева
На окраину, на место лобное.
Ей сугробы снежные расступалися.
Густы черны облака раздвигалися,
Солнце красное лучом зимним
Ей в лицо-то улыбалося.
И под виселицу она становилася,
Всей толпе – люду честному поклонилася.
И со светом белым распростилася,
И откель у ней сила-волюшка взялася,
Она вскрикнула им, моя голубушка:
«Вы прощайте, дороги мои товарищи,
Наберитесь силы-волюшки,
Мстите, бейте врага проклятого!
Вы не бойтесь пыток, казни, смертные,
В их легко так умереть за отечество,
За народ, за страну, за товарища за Сталина!