«Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля. Это русское раздолье, это русская земля!..» – старательно выводит чистый мальчишеский голос слова известной песни композитора Полячека на стихи Савинова.
Другой такой нет
– Это Миша, наш юный солист. Мы возлагаем большие надежды на него, у мальчика хорошие способности, ему нужно и дальше учиться музыке, – говорит директор Боготольской средней школы № 4 Наталья Константиновна Тепляшина. – И таких учеников у нас много. Да практически все. Потому что не бывает детей неспособных: просто педагог должен уметь разглядеть то хорошее, что заложено в ребенке, и помочь ему развить эти данные. В том числе и музыкальный слух. У нас такой подход: может, ты и не станешь солистом, но в хоре петь сможешь, основами музыкальной культуры овладеешь.
И хотя школа, которой руководит Наталья Константиновна (кстати, она ее же и окончила), официально считается общеобразовательной, фактически это школа с музыкальным уклоном. Да не просто с уклоном, а с серьезными музыкальными правилами и традициями. Здесь всем детям без исключения дают крепкое базовое музыкальное образование.
Еще в прошлом веке знаменитый советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский писал:
…Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! Вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление.
И в Боготольской общеобразовательной школе № 4 этого идеала удалось достичь. Хор здесь существует действительно в каждом классе. В этом смысле школа уникальна, другой такой в нашем крае нет. А сводный школьный хор насчитывает 350 человек. Это почти профессиональный коллектив, в репертуаре которого произведения русских, советских и мировых классиков.
– Образована наша школа в 1937 году, в 2017-м мы праздновали 80-летний юбилей, – рассказывает директор. – 30 лет школу возглавляла Валентина Харитоновна Ковалева. Именно ей мы обязаны тем, что наши дети сейчас глубоко изучают музыку, – она ездила в Ленинград, где в советское время был такой опыт, перенимала его. И вот мы уже более 35 лет сотрудничаем с детской музыкальной школой Боготола – они работают на нашей базе, их педагоги занимаются дополнительным образованием наших учеников, детям после уроков не нужно хватать ноты и куда-то бежать, все здесь, под одной крышей…
Лишним не будет
Что интересно, две школы работают по единому воспитательному плану, согласуют свои расписания. Все учащиеся общеобразовательной школы обучаются и на дирижерско-хоровом отделении музыкальной, это 600 человек. Там они в обязательном порядке изучают «общее фортепиано» как предмет, музыкальную литературу, сольфеджио, нотную грамоту – любой выпускник школы может сыграть на рояле по нотам. А половина детей изучают игру на фортепиано более углубленно, на специальном отделении. Некоторые осваивают домру, балалайку, баян и аккордеон.
И пусть не каждый из них станет профессиональным музыкантом или певцом (хотя среди выпускников есть и такие), но все дети получают в школе основы музыкального образования и культуры, а это в жизни никогда и никому не будет лишним. Они знают композиторов, основные произведения мировой классической музыки, и в филармонии, на концерте, чувствуют себя в своей тарелке. Гобой с контрабасом точно не путают, а Шуберта от Дунаевского отличают запросто.
Иногда в школу приезжают профессиональные оркестры, в том числе из Красноярской филармонии. Дети всегда очень ждут этих концертов, ведь им тогда разрешают подирижировать настоящим оркестром, надо же где-то применять полученные знания.
Здесь ежегодно проводятся вокальный конкурс «Родничок» и малый инструментальный конкурс им. П. И. Чайковского. Есть своя оперная студия «Сказка», в которой ставят музыкальные спектакли. Школьный хор выступает на городских праздниках.
А в остальном – обычная школа, куда многие боготольцы стремятся отдать своих детей. Здесь есть и хороший спортзал, и свой «экологический центр» – по сути богатый живой уголок (растения, животные, птички-рыбки-черепашки), где проводятся занятия по экологии и биологии, дети занимаются исследовательской работой.
Школа очень уютная, ухоженная. Хороший ремонт, светлые чистые классы, доброжелательная атмосфера. Даже человеку с улицы сразу понятно: здесь трудится педагогический коллектив, который любит детей и свою работу.
А когда детям хорошо, они поют. И как поют! Заслушаешься.
Фото автора