В Назарово за лето сделали половину ямочных ремонтов от запланированных объемов. Дорожники и муниципалитет объясняют это отсутствием необходимых материалов и плохой погодой. Пока подрядчик пытается залатать оставшиеся ямы, начали разрушаться заплатки, положенные два месяца назад.
Так все чехардой и идет
Жители Назарово обратились в Красноярское отделение «Общероссийского народного фронта» с жалобой: городские дороги в отвратительном состоянии – выбоина на выбоине, а заплатки, которые положили во время проведения ямочного ремонта, уже начали разрушаться. Возмущались назаровцы и тем, что дороги нынче закатывали в проливной дождь. Члены штаба ОНФ и журналист НКК решили на месте выяснить причины такого отношения к делу.
В Назарово в этом году запланировано сделать 9 015 квадратных метров ямочного ремонта. В начале октября выполнена половина – 4 800 «квадратов».
Директор управления городского хозяйства администрации Назарово Александр Шахматов находит множество объяснений этому:
– У нас в смете на два года было предусмотрено 1 300 кубометров щебня. На 80 км дорог в асфальтовом исполнении (всего в Назарово 200 км улиц, большинство гравийные. – НКК) это капля в море! Кроме того, не секрет, что в этом году большой объем ремонтных работ выполнялся в Ачинске, там были задействованы все мощности, весь асфальт туда ушел, на периферию не хватало. Наша дорога Арбузова, которая по контракту в ремонте с мая, закаталась только несколько дней назад. Кроме того, в сметах заложен асфальт по одной цене, но внезапно дорожает битум, составляющие компоненты. Цена по контракту не меняется, однако идут задержки поставок материалов – то один завод остановился, то другой. А время не стоит на месте: хорошая погода превращается в плохую. Асфальт есть, а укладывать его нельзя. Так все чехардой идет.
И заказчик – управление городского хозяйства, и подрядчик – ООО «Транспортная строительная компания» уверены: у них есть еще время до конца октября. Сейчас спрос других муниципалитетов на асфальт упал, а латать дороги, по их словам, можно и в минусовые температуры.
Ремонт с помощью куртки
На улицах Красноармейской, Чехова, Школьной, Революционной, Нижней, дороге в промышленной зоне ямочный ремонт уже завершен. Проверяющие вместе с представителями горхозяйства и исполнителями работ проехали по ним и остались недовольны качеством. Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: асфальт, уложенный в ямы всего два месяца назад – в августе, уже начал крошиться, в расщелины проникает вода, которая с наступлением морозов полностью разрушит заплатку. Кроме того, осталось немало незаделанных ям. Почему?
– Эти участки дороги не нуждались в восстановлении, когда мы делали ямочный ремонт, – поясняет представитель ООО «ТСК» Сергей Смолин. – Это сентябрьские дожди выбили покрытие.
Как определили активисты ОНФ, на отремонтированных в этом году объектах есть признаки нарушения технологии ямочного ремонта, а также использования некачественного материала.
– Дай бог, чтобы ямочный ремонт дожил до первых морозов. Сопряжения заплаток со старым полотном нет, там образуется свободное пространство, куда попадает вода, – отметил член регионального штаба ОНФ в Красноярском крае Юрий Муравьев. – Низкие температуры, избыток воды, нагрузка от большого количества транспорта делают свое дело. Через месяц эту заплатку просто можно будет взять и вытащить, потому что она положена на неподготовленную основу. Также возникают вопросы к качеству асфальта, который мы видели. Сложно, конечно, сказать без лабораторного исследования, но визуально это достаточно пористый материал, который не имеет связующих элементов.
Асфальтобетонную смесь на ремонт дорог в Назарово поставляет ачинский завод. И, по словам директора МКУ «УГХ», не всегда хорошего качества. На капитальный ремонт дорог идет усиленная щебеночно-мастичная смесь (такой в этом году закатали 600 погонных метров улицы Арбузова), а на ямочный – «рассыпуха».
Народные контролеры выяснили, что в капитальном ремонте нуждаются 70 из 80 км городских дорог, однако в основном дорожники проводят ямочное латание. Представители местной администрации сетуют на отсутствие достаточного финансирования. В итоге жители вынуждены сами «ремонтировать» образовавшиеся ямы подручными средствами. К примеру, на улице Красноармейской они прикрыли докучавшую им яму старой курткой, а въезд во двор со стороны улицы Советской самостоятельно засыпали битыми кирпичами.
Работы приняты, деньги выплачены
Как пояснили НКК в краевом министерстве транспорта, Назарово получает из краевого бюджета субсидии в рамках подпрограммы «Дороги Красноярья» госпрограммы Красноярского края «Развитие транспортной системы». Средства распределяются на конкурсной основе между муниципалитетами исходя из численности жителей, протяженности дорог, коэффициента зонирования, а также задач, направленных на социально-экономическое развитие территории.
В 2020 году Назарово на ремонт дорожной сети получил 18,9 млн рублей, в 2021 году – 19,6 миллиона. Всего же на три года – 2021–2023 – муниципалитету будет выделено из краевого бюджета 58,9 млн рублей.
В минтрансе отмечают: с просьбами о дополнительном выделении средств на ремонт дорог администрация Назарово не обращалась. И это при постоянных жалобах директора МКУ ГХК на нехватку денег.
Интересно, что Александр Шахматов даже не предполагал возможность «завернуть» некачественно выполненные работы подрядчику, не принять их, заставить переделывать. Акты по ним подписаны, деньги выплачены.
ОНФ по Красноярскому краю уже обратился в прокуратуру региона с просьбой проверить качество ямочного ремонта, на который ушли бюджетные средства.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Вадим Серватинский, доцент, заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений СФУ, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ» в Красноярском крае:
– Ямочный ремонт – вынужденная мера. Это как временная пломба. Делается на полгода для того, чтобы предотвратить попадание воды и дальнейшее разрушение дорожного покрытия. А дальше нужно капитально ремонтировать. Но наши реалии показывают, что временное – это самое постоянное.
Некачественный ямочный ремонт – беда дорог всех муниципалитетов края. Как можно улучшить ситуацию? Я бы предложил заказчику – организации, которая управляет дорогами, – формировать проекты ремонта. Это дополнительные затраты, но проект точно определит, сколько и каких требуется материалов, где должны пройти ямочные ремонты. То есть в проекте указывается каждая выбоина, которую необходимо заделать, и ее размеры. В этом случае проще проверить подрядчика.
Сейчас в муниципалитетах назначаются примерные объемы работ. Кроме того, некорректно ставится задача – нет специалистов, которые могли бы принять решение о том, какие мероприятия необходимо выполнить. Плюс к этому – отсутствие документального обоснования выполнения работ.
В Красноярске три года назад назначение работ по ямочному ремонту происходило так же, как и в районах края, – на глазок. К нашей гордости – мы добились того, что теперь все работы выполняются на основе проекта. Мы уже знаем, кто виноват в некачественном ремонте. Если что-то не учел заказчик – принимает на себя затраты, если подрядчик сделал плохо – к нему применяются штрафные санкции.
Решение о проведении ямочных ремонтов на основе проектов должен принять сам муниципалитет. Кроме того, заказчик – администрация города – согласовывает с производителем и рецепт асфальтобетонной смеси, которая будет применяться при ремонте дорог, ставит задачу асфальтовому заводу. А производитель каждую партию изготовленного материала сертифицирует, указывает основные характеристики смеси.
Фото автора