Российские регионы вводят ограничения на работу для «гостей из ближнего зарубежья». На сегодня такие запреты ввели уже три десятка субъектов РФ. И это далеко не предел. Другие территории также готовятся принять собственные ограничительные меры. Сказать, что общество принимает эту тенденцию «на ура», – значит ничего не сказать. Достаточно почитать обсуждения темы в социальных сетях – процент одобряющих там далеко за 90.
И это неудивительно. Память о теракте в «Крокус Сити Холле» еще свежа. На слуху и другие резонансные преступления, совершенные мигрантами.
Плюс или минус?
Конечно, можно говорить о том, что процент противозаконных деяний «гостей» невелик в сравнении с общим объемом правонарушений в России. Но есть одно важное обстоятельство. Значительная часть мигрантов не может и, главное, не хочет адаптироваться в российском обществе. Они живут в своем, обособленном мире, для которого внешнее окружение как минимум чуждое, а зачастую представляющее угрозу. О том, как в национальных анклавах возникают мощные преступные группировки, свидетельствует история итальянской мафии или китайских «триад». Но такие анклавы могут угрожать и самому существованию государства – судетские немцы в свое время помогли Гитлеру покончить с Чехословакией.
Однако когда споры об ограничительных мерах смещаются в экспертное пространство, единодушие исчезает. Ряд экспертов считает, что в условиях дефицита рабочих рук в России меры, направленные против мигрантов, сыграют против экономики.
Действительно, о нехватке рабочих рук сегодня только ленивый не говорит. Но стоит разобраться, где, почему и каких рук не хватает.
Посмотрим, какие профессии становятся недоступными для мигрантов. Например, у наших соседей новосибирцев. Согласно указу губернатора Травникова от 15.04.2024, запрет распространяется на розничную торговлю напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах, на деятельность легковых такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Не самые ключевые сферы отечественной экономики.
У наших соседей томичей перечень запретных профессий побольше. Он включает розничную торговлю, пассажирские перевозки, гостиничный и ресторанный бизнес, обеспечение безопасности; общее, среднее профессиональное и высшее образование; физкультуру и спорт. Опять-таки не самые важные отрасли экономики. Однако весьма значимые для общества (в том числе с точки зрения безопасности) плюс потенциально коррупциогенные.
Проблема модернизации
При этом ограничения не касаются квалифицированных специалистов, в том числе рабочих профессий. Думается, что хорошему оператору станков с ЧПУ будут рады в любом регионе, вне зависимости от «страны происхождения». И даже хорошему строителю. Не зря же губернатор Краснодарского края Кондратьев, который ввел запрет на работу мигрантов по 85 видам экономической деятельности, не включил в этот перечень сферу строительства.
Но и здесь надо отметить, что строительство хоть и очень важная отрасль, но далеко не самая технологичная. Здесь очень много тяжелого ручного труда. И сетования строителей, что россияне не хотят идти на стройку, во многом от лукавого. Не стоит забывать, что жители РФ живут в ином технологическом укладе, в котором ручная кладка кирпичей – далеко не предмет мечтаний. При этом не все работодатели понимают, что высокая зарплата (или то, что они считают высокой зарплатой) – это решение кадровых проблем. По мнению многих экспертов, сегодняшние сетования на отсутствие рабочих рук –прямое следствие того, что «капитаны бизнеса» не занимались автоматизацией и роботизацией, хотя грядущие изменения рынка труда были более чем очевидны. Жить сегодняшним моментом – не самая лучшая стратегия.
В том же строительстве для многих это станет откровением, но сегодня существуют роботы – укладчики кирпичей, роботы, наносящие штукатурный раствор, роботы-сварщики. И работу свою они выполняют гораздо качественнее, чем их живые коллеги из ближнего зарубежья.
Но вернемся к мигрантам. Очевидно, что ни российская авиационная и ракетно-космическая промышленность, ни судостроение, ни радиоэлектронная промышленность, тем более атомный энергопромышленный комплекс и информационно-коммуникационные технологии, ни в малейшей мере не пострадают от мер ограничения трудовой миграции.
Более того, эти ограничения могут сыграть ту же роль, как и западные санкции, когда от тотального импорта мы начали переходить к развитию собственных импортозамещающих производств. Например, проблемы общественного транспорта перестанут решаться легким путем привлечения «иностранных специалистов» с головокружительным стилем вождения и весьма своеобразным отношением к ПДД.
А что же Красноярский край? Глава региона подписал указ о запрете работы на территории края иностранных граждан в нескольких видах деятельности. Об этом Михаил Котюков сообщил в своем телеграм-канале.