Как известно, депутаты Законодательного собрания Красноярского края ввели ограничения на продажу алкоголя в регионе на период режима самоизоляции. Ограничения достаточно мягкие – сокращены часы продажи спиртного.
Осушить до дна
Однако в некоторых регионах позиция власти по этому вопросу была более жесткой – вплоть до введения сухого закона. Правда, после обращения Минпромторга России с просьбой к территориям «не менять установленный ранее режим продажи алкогольной продукции без крайней необходимости» от запрета решили отказаться все, кроме Тывы. Но в республике алкоголь – проблема давняя, болезненная, и коронавирус здесь по большому счету ни при чем.
Мотивировка Минпромторга (которую, кстати, поддержал и председатель Союза потребителей РФ Петр Щелищ) заключается в том, что сокращение легальных продаж приведет к росту теневого рынка, а место качественных алкогольных напитков займут суррогаты. Ну примерно так же, как было в США в эпоху Великого сухого закона: муншайнеры варили в своих самогонных аппаратах жуткое пойло, а гангстеры торговали в нелегальных «спикизи» контрабандным виски.
Или вспомним более близкую к нам эпоху антиалкогольной кампании Михаила Горбачева. Несмотря на победные реляции о спасенном миллионе человеческих жизней, в магазинах исчезали сахар и одеколон, в аптеках боярышник, а молодое поколение активно осваивало новые форматы одурения в виде бензина и клея.
Позицию Минпромторга поддерживают и представители ретейла:
– Как показывает история, ограничение продажи алкоголя может спровоцировать рост доли нелегальной продукции и как следствие – угрозу причинения вреда здоровью, – считает генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова. – Кроме этого, может повыситься уровень социального напряжения. Мы, как добросовестные участники розничного рынка, поддерживаем меры безопасности в наших магазинах в части очередей и скопления людей. Учитывая эти аргументы, считаем, что логично расширить текущие временные рамки.
Уменьшение зла
Депутат ЗС Красноярского края Илья Зайцев, один из тех, кто принял решение об ограничении продаж алкоголя, придерживается другого мнения:
– Мне кажется, что обязанность власти – реагировать на те процессы, которые происходят в обществе. Статистика – вещь упрямая. Мы видим рост розничной продажи алкоголя на треть за первую неделю самоизоляции и существенный рост преступлений на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому в Красноярском крае были приняты меры по частичному ограничению продажи алкоголя – по такому же пути идут и другие регионы. Очень важно в этих ограничительных мерах найти золотую середину. Поэтому, если ситуация с ростом преступлений на бытовой почве не нормализуется, то не исключаю, что власть будет просто обязана реагировать на этот вызов, защищая жизнь и здоровье людей, вводя еще более строгие ограничения.
– Я в целом всегда негативно отношусь к ограничениям. Но в данном случае слышу, как растет статистика потребления алкоголя от недели к неделе, – солидарен с коллегой депутат Красноярского городского совета Андрей Козиков. – Могу ошибаться, но на память примерно такой рост: 18 %, 23 %, 31 %. И это печально. Допускаю, что население начинает сидя на карантине, что называется, «лечиться». Тем не менее для тех, кто не умеет контролировать потребление алкоголя, этот запрет будет формальным, и, боюсь, они найдут возможность купить контрафакт. Тем, кто контролирует себя и планирует потребление алкоголя, запрет не навредит.
Ключевые слова здесь, конечно, «контроль» и «планирование». Тем более что сегодня в мировой практике мы имеем целый спектр решений проблемы «алкоголь и коронавирус».
С этой проблемой столкнулась не только Россия (что неудивительно), но и, например, Иран, где в принципе вообще не пьют. В США, Франции, Британии зафиксирован значительный рост потребления спиртных напитков.
Антидепрессант, но печень разрушает
– В этом нет ничего нового, – говорит политолог Сергей Комарицын. – Информационный прессинг, вынужденная изоляция, растущая неуверенность в завтрашнем дне и ожидание ухудшения качества жизни после завершения эпидемии – все это приводит к росту стрессов. Алкоголь многие считают лучшим антидепрессантом. И им не важно, что по этому поводу говорят медики. Поэтому мы видим: употребление спиртных напитков увеличивается во время любого кризиса. Кстати, в США этот рост сегодня значительно выше, чем в России
Говорят также о связи роста бытовых преступлений с увеличением употребления спиртного. Но почвой для таких преступлений являются социально неблагополучные слои населения, а они ни при каких обстоятельствах пить меньше не станут. Таким образом, ограничительные меры по большей части создают неудобства именно благополучной части населения. Создают у людей определенное раздражение – ведь запреты не нравятся никому. Кроме того, ограничение продаж по времени приводит к увеличению разового чека – люди на всякий случай берут спиртное с запасом.
Существует довольно распространенное мнение, что алкоголь является лучшим антисептиком как для наружного, так и для внутреннего употребления.
Эта информация была даже опубликована китайским изданием South China Morning Post. Согласно сообщению, группа ученых пришла к выводу, что новый коронавирус более чувствителен к алкоголю, чем его собратья и предшественники – возбудители атипичной пневмонии и ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Новый штамм можно почти полностью уничтожить при концентрациях этанола до 30 процентов. Правда, информационный источник сообщил: выводы сделаны не светилами Поднебесной, а «группой ученых из Германии и Швейцарии». Так что, возможно, это китайский вариант фразы «британские ученые установили…».
Понятно, что имеется в виду применение для наружной дезинфекции. Но даже крайне прагматичные китайцы скачкообразно увеличили потребление алкоголя в целях дезинфекции внутренней.
На самом же деле спиртное, попадая в организм человека, теряет свои дезинфицирующие качества. Зато может негативно сказаться на иммунной системе, ослабляя ее. А с ослабленным иммунитетом человек легко становится жертвой пневмонии, причем не только в результате атаки коронавируса, но и обычного ОРЗ.
– Алкоголь негативно влияет на печень, – говорит министр здравоохранения Красноярского края Борис Немик. – А печень играет большую роль в сопротивлении организма вирусу. Кроме того, сочетание алкоголя с противовирусными препаратами может привести к совершенно непредсказуемому эффекту.
Еще раз стоит подчеркнуть: алкоголь и вирус – проблема не российская, а всемирная. И решается она в каждой стране по-разному. Полный запрет на продажу алкоголя, к примеру, ввела Индия. Но там вообще запретительная практика в почете. В соцсетях кочует видео, где индийские полицейские на улицах безо всяких демократических прелюдий почем зря потчуют дубинами нарушителей карантина. Понятно, что это не наш путь. Мы уже испытали призрачную эффективность жестких мер. Алкоголь – это та сфера, где запретов недостаточно. Здесь нужно предлагать альтернативу.