Когда карта под запретом

Когда карта под запретом
Фото: Руслан Рыбаков

Сегодня практически у каждого жителя нашего края и всей страны есть банковская карта. Ею оплачивают покупки, переводят деньги близким, на нее получают зарплату и пенсию. Но вместе с удобством пришли и новые риски: растет число случаев, когда банки блокируют карты и переводы. Причем в неприятную ситуацию может попасть даже самый добросовестный клиент. Блокировка может на время лишить человека доступа к собственным деньгам, и поэтому важно знать, почему это происходит, как действовать и где искать защиту.

Причины блокировки

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина недавно признала: всплеск жалоб на необоснованные блокировки действительно вызывает обеспокоенность регулятора. По ее словам, есть три законных основания для приостановки операций:

  • подозрение на мошенничество;
  • подозрение на отмывание средств;
  • нарушение налогового законодательства.

Если клиент попадает в базу данных Банка России, сформированную на основании сведений правоохранительных органов, банк обязан заблокировать карту. Перевод или снятие наличных при этом возможны, но только при личном обращении в отделение.

Однако ситуация осложняется тем, что иногда подозрения оказываются беспочвенными: добропорядочные клиенты сталкиваются с тем, что их перевод или покупка не проходят, а деньги оказываются замороженными.

Фото: Андрей Максимов

Отклонение от привычной модели

Жалобы россиян показывают: риск столкнуться с блокировкой есть практически в любом банке, независимо от его размеров и репутации. Причина в работе антифрод-систем – специальных алгоритмов, которые анализируют все переводы. Они настроены на то, чтобы «ловить» необычные операции: крупные суммы, нетипичное время перевода, неожиданные получатели.

Финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Светлана Максимова поясняет: главными источниками требований для банков являются законы «О противодействии легализации доходов» и «О национальной платежной системе». Оба документа жестко регулируют действия банков. Но на практике это значит, что любое отклонение от привычной модели поведения клиента может вызвать подозрение.

Как действовать

Эксперты советуют прежде всего не паниковать. Ситуация неприятная, но решаемая. Для этого нужно:

  1. Связаться с банком. Чаще всего можно уточнить причину блокировки по телефону или в онлайн-чате.
  2. Посетить отделение лично. При себе нужно иметь паспорт и при необходимости – документы, подтверждающие операцию (договор купли-продажи, расписку и т. д.).
  3. Сотрудничать с банком. Хотя клиент формально не обязан объяснять каждую операцию, отказ предоставить информацию может только затянуть процедуру разблокировки.
  4. Обжаловать решение. Если действия банка кажутся неправомерными, можно направить жалобу в Центробанк или обратиться к финансовому омбудсмену. В особо сложных случаях вопрос решается через суд.

Фото: Андрей Максимов

Права клиента и обязанности банка

Банк обязан уведомить клиента о блокировке и указать срок приостановки. Существует так называемый двухдневный период охлаждения. Если банк считает перевод подозрительным, он может его приостановить. Но если спустя два дня клиент все же решит отправить деньги на тот же счет, банк обязан исполнить операцию, но он уже не несет ответственности за последствия.

Даже переводы между собственными счетами в разных банках могут проверяться, если система усмотрела в них признаки мошенничества. В этом случае блокировка также законна.

Как защитить себя заранее

Финансовая безопасность во многом зависит от самого клиента. Эксперты советуют:

  • регулярно проверять свои операции через интернет-банк или мобильное приложение;
  • избегать резких изменений привычных финансовых схем (например, внезапных крупных переводов на новые счета);
  • использовать только надежные каналы для онлайн-платежей;
  • хранить подтверждающие документы по крупным сделкам;
  • внимательно относиться к уведомлениям от банка.

Если карта все же заблокирована, важно знать, что человек не остается один на один с проблемой. Помимо ЦБ и финансового омбудсмена, сегодня работает целая система защиты прав потребителей финансовых услуг.

Общая ответственность

Рост числа блокировок связан не только с жестким законодательством, но и с общей тенденцией – борьбой с мошенничеством и «теневыми» схемами. Да, иногда под удар попадают и обычные граждане, но в конечном счете цель одна – сделать финансовую систему безопаснее.

Как отмечают в Центробанке, работа продолжается: алгоритмы совершенствуются, чтобы уменьшить число ложных срабатываний. Но и сами клиенты должны быть внимательны и активны. Ведь финансовая безопасность – это ответственность не только банков и государства, но и каждого из нас.

«Курьер» звонит в дверь

В Банке России предупредили о новой схеме обмана. Злоумышленники звонят гражданам, представляясь курьерами. Они уверяют, что доставляют уже оплаченный товар – якобы подарок от третьего лица. Чтобы вызвать доверие, мошенники называют персональные данные жертвы: фамилию, имя, отчество и адрес.

Главная цель аферистов – получить одноразовый пароль из SMS или push-уведомления банка. Под предлогом «подтверждения даты и места доставки» они вынуждают человека сообщить цифры, с помощью которых списывают деньги со счета.

Эксперты по кибербезопасности напоминают: у мошенников есть «любимые» фразы, которые должны насторожить любого. Это прежде всего просьбы «скажите код из SMS» или «переведите деньги на безопасный счет». Эти слова – стопроцентный сигнал опасности.

Злоумышленники постоянно меняют тактику: могут давить на жертву или, наоборот, действовать мягко и вежливо. В последнее время, по данным МВД, набирает популярность прием, когда жертву вынуждают самой перезвонить «в банк» или «в полицию», что создает иллюзию достоверности.

Цель всех схем одинакова – завладеть кодом из SMS, чтобы получить доступ к счету, и убедить человека добровольно перевести деньги «в безопасное место». Но на самом деле такие переводы уходят прямо в руки преступников.

Главное правило: не сообщайте личные данные и коды из SMS никому и никогда. Если разговор вызывает сомнения – сразу прерывайте его и звоните в свой банк по официальному номеру.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Без рубрики
5 декабря 2025
Белому медведю Ермаку – 5 лет!
В Ленинградском зоопарке однажды случилось событие, которое спустя годы отзовется эхом в самом сердце Сибири. У медвежьей четы – Услады
Без рубрики
3 декабря 2025
Флот – ключ к Арктике: подведены итоги навигации 2025 года на реках Сибири
Как обычно, это был период напряженной работы для всех, кто связал свою судьбу с профессией речника. Сибирские реки по-прежнему остаются
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности