Когда пойти некуда Как общественники помогают государству

Когда пойти некуда Как общественники помогают государству

– Зачем тогда рожала? – вот единственный вопрос, который принято в нашем обществе задавать таким женщинам. У них нет работы, жилья и документов, а за плечами – зона, наркотики, алкоголь или неутешительные диагнозы. А еще – дети, с которыми совсем некуда пойти. Именно для таких мам шесть лет назад был создан социальный приют «Источник жизни», который активно сотрудничает с социальными службами города.

Обеспечиваем себя сами

Приют-Источник-жизни-02-Олег-Кузьмин_2.jpg– Сколько у меня сейчас девочек? – Влада Кучеренко, руководитель приюта, подсчитывает в уме. – Четыре мамы, шестеро детей, причем впервые у нас школьница, раньше мы с такими взрослыми детьми не брали…

Девочки – это взрослые и не очень женщины со своими детьми. За шесть лет существования приюта девочек было больше 200. Кто-то оставался надолго – жил несколько лет, для кого-то общественная организация была лишь временным пристанищем, но совершенно однозначно, что именно здесь мамам помогли хоть немного встать на ноги, прийти в себя. Начинали в простой трехкомнатной съемной квартире, потом пытались снять частный дом, но не потянули: слишком дорого. Пришлось снова снимать квартиру.

Были времена, когда в трех комнатах жили одновременно 10 мам и 12 детей. Тесно – но другого выхода нет. У многих девочек не было документов и места, где можно хотя бы переночевать. Проблема с документами и прописка – главная головная боль. Нет прописки – нет положенных матерям социальных выплат.

– За эти годы я много видела, – улыбается Влада. – У одной женщины, например, был еще советский паспорт. Ну как был – она его потеряла. И мы с соцзащитой сделали невозможное: за 10 дней она получила временное удостоверение личности и смогла забрать из роддома ребенка. Без документов его не хотели отдавать.

Из 200 человек нужные бумаги удалось восстановить 12 девочкам. Документы важны и для выплат: сейчас приют обеспечивает себя сам. Женщины подрабатывают дворниками, в клининговой компании, но самая стабильная часть дохода – это, конечно, детские. Именно они идут в общий котел – на оплату аренды и «коммуналки» (около 20 тысяч рублей), на еду и бытовые нужды.

– Приют обеспечивает себя сам, – объясняет руководитель. – Конечно, есть бизнесмены, которые нам помогают постоянно – поставляют продукты… Люди отдают вещи – детскую и взрослую одежду. Но чаще всего – сами.

На самом деле помогают

В первый раз Влада Кучеренко переступила порог соцзащиты Свердловского района два года назад: до этого она прописывала подопечных в своем частном доме тут же на Причале. Но в 2014 году вышел закон о фиктивной прописке – и доброе дело Влады в глазах властей встало в один ряд с «резиновыми» квартирами. От прописки пришлось отказаться, а для государства нет прописки – нет человека, нет помощи. Единственным выходом стала временная прописка в центре социальной адаптации для лиц, освобожденных их мест лишения свободы, в Свердловском районе.

– Мы общаемся с Владой около двух лет, – рассказывает Елена Пастушенко, начальник отдела по предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми Свердловской соцзащиты. – И до нее приходили общественники, но мало кто занимался такой работой именно в системе. День за днем. Не у каждого есть такое терпение и любовь к тому делу, которым занимается.

За несколько лет между соцзащитой и приютом сформировалось тесное сотрудничество: муниципальные служащие помогают обращаться в суды, делать запросы на зоны, объявлять в розыск пропавших отцов, через суд доказывают фактическое проживание мамы на территории края, добиваются получения молочных смесей на грудничков. А Влада Кучеренко подготавливает своих девочек так, что они приезжают в соцзащиту со всем перечнем документов.

– Когда неподготовленный человек видит список необходимых бумаг, он может просто впасть в ступор, – поясняет Елена Олеговна. – Но мы и Влада рассказываем, объясняем, как можно восстановить нужные документы.

Елена Олеговна начинает перечислять, с чем они сталкиваются, и становится понятно: работы у соцслужбы много.

– Самая распространенная проблема: когда женщины выходят из мест лишения свободы, у них отсутствуют почти все документы, кроме паспортов, – поясняет специалист. – Нужно свидетельство о рождении ребенка получать, а у многих жилья нет, прописки нет. Для государственных пособий необходимы трудовые книжки, документы с места учебы, кто-то иногородний – разводят руками: ну как мы их достанем? А достать можно, и сейчас довольно быстро.

Многие в колониях рожают и в свидетельствах о рождении записывают отцов, а для начисления выплат в таком случае нужны документы еще и от них. Женщины или не знают в принципе, где отец, или не могут с ним договориться. Тогда соцзащита помогает объявить его в розыск.

– А бывает, – рассказывает Елена Пастушенко, – что он живет рядом, но не хочет не то чтобы денег давать – даже документы представлять не хочет. Берем телефон, разговариваю уже я с ним. А что делать? Помогать-то ребенку как-то нужно.

Влада Вячеславовна занимается благотворительной деятельностью уже больше 10 лет. Говорит, не в каждом отделении соцзащиты к ним относятся с таким пониманием и заботой.

– Они ведь на самом деле помогают, – подытоживает Влада. – Как и должны по закону, но здесь я вижу, что и для них это тоже важно.

Главное – кто они сейчас

Приют-Источник-жизни-05-Олег-Кузьмин_3.jpgЕлена Олеговна работает в соцзащите с начала 90-х. Мысли о том, чтобы поменять место работы, нет в принципе: нравится помогать, видеть, как у потерявшихся в этой жизни людей начинают снова гореть глаза.

– Они же приходят сюда такие потухшие. У них комплекс ущемленности какой-то. И в глазах такая тоска. А кто мы такие, чтобы их судить. Они ж не отъявленные преступники – да, было что-то, оступился человек. Но для меня главное – не то, кем они были, а кто они сейчас. И если им помочь, есть шансы выкарабкаться. Начать все заново.

За годы существования приюта Влада не ведет строгой отчетности, но точно знает, что из 200 женщин удалось встать на ноги и сохранить семьи примерно трем десяткам. Со многими они поддерживают связь: переписываются, созваниваются, поздравляют друг друга с праздниками. Кому-то удалось выйти замуж и родить еще детей, но не все истории так хороши. Елена Пастушенко рассказывает, в каком шоке они были с Владой, когда несколько девочек ушли из приюта. Руководитель общественного учреждения подводит статистику: за время существования «Источника жизни» в дома ребенка были помещены 11 детей. Мамы бросали детей в приюте сами или пытались забрать их с собой, когда уходили.

– Но я-то понимаю, куда они могли уйти, я детей не отдавала, – вспоминает Влада. – И никто из женщин даже не пытался их вернуть. За всеми малышами я какое-то время следила, сейчас почти все в новых семьях.

Но в то же время в приюте помогали и оставлять детей в семьях: за плечами Влады шесть комиссий по делам несовершеннолетних, когда малышей удалось оставить в родных семьях. Да и что уж говорить, только за прошедший 2016 год в самом приюте родились шесть малышей. Родились и остались с мамами. Какой была бы их судьба, если бы не работал приют «Источник жизни» в простой квартире на Причале? Этого никто не скажет. Смогли бы они бороться за свои права на детские пособия? Тоже вряд ли. Наиболее вероятно, что все эти типичные, как говорит Влада Кучеренко, истории также заканчивались типично: мама бы возвращалась к привычному образу жизни, а ребенок шел в государственное учреждение. И только благодаря усилиям одной хрупкой женщины и неравнодушных сотрудников социальной защиты, которые добросовестно выполняют свою работу, этот порочный круг удается разорвать.

Но работать по-прежнему очень тяжело: каждый месяц остается опасение, что с арендой они не справятся – не смогут оплатить квартиру.

– Мы мечтаем о своем помещении. Это помогло бы решить половину проблем, – делится Влада. – И о помощи от государства, потому что самим нам очень сложно. Но прорвемся – в этом году подадим заявку на участие в грантовой программе. Очень надеюсь, что у нас все получится.

Фото: Олег Кузьмин

На снимках:

Главная статья расходов для приюта — аренда жилья. Собственное помещение позволило бы организации более уверенно стоять на ногах;

За шесть лет через приют прошли 200 мам, причем у многих было двое малолетних детей. Только за последний год здесь родились шестеро малышей

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт