Сотрудники больницы в небольшом поселке на юге края добились выдачи заработной платы… по месту жительства. Любопытная новость попалась мне на глаза не так давно. Казалось бы – абсурд. Но это только на первый взгляд. Жителям поселка Верхнеусинского Ермаковского района перечисляли заработную плату на карточку. Только вот была небольшая проблема – банкомата в поселке никогда не было и появление его в обозримом будущем даже не планировалось…
Путешествие за получкой
Конечно, совсем без денег люди не остались – как-никак в двухстах километрах районный центр – село Ермаковское. В конце концов, за зарплатой можно и в Туву съездить – до Кызыла немногим более ста километров. Но такое разнообразие возможностей сотрудников больницы не обрадовало. Они обратились в районную прокуратуру, где подтвердили, что положения Трудового кодекса «направлены на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом…»
Удобным способом в данном случае люди признали выдачу наличных в кассе учреждения. Прокуратура обязала руководство больницы действовать при выплате зарплаты именно таким путем. Казалось, здравый смысл восторжествовал и об этой истории можно спокойно забыть. Но это лишь на первый взгляд. Как рассказали в министерстве здравоохранения Красноярского края, они выполняют приказ Центробанка об обязательном переводе на «пластик» сотрудников госучреждений. И эта ситуация типична для небольших населенных пунктов края. Их жителям приходиться ехать в районные центры, за 20 и более километров, к ближайшему банкомату. Автомобили есть не у всех. Приходится подгадывать под расписание автобусов, которые, как правило, курсируют по нужному маршруту не чаще трех раз в неделю. А если терминал не работает? Значит, нужно возвращаться назад и ждать следующего рейса.
В масштабе макроэкономики…
Как-то меня поразила знакомая – учительница школы из поселка в несколько десятков домов. Она вытащила бумажку с аккуратным перечнем цифр и фамилий… Оказалось, это список… пин-кодов к картам ее коллег, которые поездку в город в ближайшее время не планируют, но деньги им необходимы срочно. Вначале стало смешно: чтобы сохранить в секрете эти самые цифры, банки вкладывают миллионы рублей в разработку и внедрение эффективных систем безопасности… А потом – очень грустно. Потому что я поняла: пройдет год, и два, и пять – и ничего не изменится. На карточную систему переводят не по желанию – а по распоряжению «сверху». И пойти на открытый конфликт с руководством решатся далеко не все сотрудники. Финансовые учреждения тем более не заинтересованы в разрешении ситуации:
Во многих населенных пунктах нет технической возможности установить банкомат, – пояснили мне в одном из банков. – И потом, это невыгодно: будет совершаться малое количество операций, сотрудникам инкассаторской службы придется ездить за десятки километров для обслуживания…
Подумал ли кто-то о том, насколько выгодно людям платить за билет туда-обратно по сто и более рублей при зарплате в 8–9 тысяч в месяц? Не хочется верить, что вопрос – риторический.
Впрочем, что говорить о коммерческих учреждениях, если в Минфине обсуждается проект о скорейшем переходе на виртуальный расчет: объем наличности необходимо сокращать – по подсчетам, он сказывается на падении объема ВВП страны…
Есть ли место несчастным получателям заработной платы из сел в этой строгой системе макроэкономики?
Впрочем, справедливости ради нужно отметить: негодование по поводу удаленного канала выдачи заработной платы выражают немногие. Большинство моих знакомых относятся к данной «накладке» по-философски спокойно. Возможно, потому что для большинства их односельчан неудобное получение денег по пластиковой карточке – это, что уж скрывать, все-таки больше мечта, чем проблема…
Ведущий специалист-эксперт Государственной инспекции труда в Красноярском крае Наталья ЛИКАНОВА
– Требование работников о выдаче заработной платы непосредственно в организации вполне правомочно. Для этого необходимо написать заявление на имя руководителя, а руководитель обязан удовлетворить его. По общему правилу этот срок составляет один месяц. В том случае, если руководитель отказывается удовлетворить просьбу сотрудников, они могут обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру, в суд по месту нахождения организации или в Государственную инспекцию труда.