«Русские называют дорогой то место, где собираются проехать» – гласит народная немецкая пословица. Наверное, поэтому сам термин «дорога» закреплен в России на законодательном уровне – в Федеральном законе № 196. Чтобы не было разночтений. Еще Пушкин на страницах поэмы о русской жизни «Евгений Онегин» мечтал: «Шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут». Что ж, мечты поэта так и не материализовались. Хотя сроки, которые дал Александр Сергеевич россиянам на «сбычу мечт» («Лет чрез пятьсот дороги, верно, у нас изменятся безмерно»), еще не истекли…
Видимо, по воле стихотворного пророчества никто у нас никуда не торопится. На дворе май, погода шепчет, солнце греет, а дорожных рабочих особо не видать. По сложившейся традиции асфальт соберутся, видимо, класть с началом нового учебного сезона – осенью, оправдывая ситуацию сложившейся бюрократической практикой.
Своя дорога ближе к дому
Протяженность всех дорог краевого центра достигает 1 053 км. Чуть менее 80 % из них заасфальтированы. При этом износ составляет около 50 %. Сроки эксплуатации многих дорог перешагнули троекратный рубеж. Полный капитальный и текущий ремонт красноярских дорог, по подсчетам специалистов, обойдется в 6 млрд рублей ежегодно. Таких денег в бюджете нет. В 2012 году на строительство новых дорог и развязок выделено 940 млн плюс на ремонтные работы – 780 млн рублей. Итого – менее трети от реальных потребностей.
Тем не менее в условиях ограниченного бюджетного финансирования положительная динамика все-таки наблюдается. Изначально на ремонтные работы выделялось меньше 640 млн, но в итоге, после проведения опроса жителей, было добавлено еще 140 млн. Красноярцы активно участвуют в выявлении дорог, требующих ремонта. Самый дефицит свежего асфальта, по мнению людей, наблюдается на внутридворовых и внутриквартальных проездах, а также на подъездах к садовым обществам, где даже нормальной гравийки нет.
Вокруг заплаты
Не менее важно контролировать и качество ремонта. Например, радует колеса асфальт на въезде в Красноярск со стороны аэропорта Емельяново, на Железнодорожников и на Шахтеров. Но такая идиллия далеко не везде. Каждый год, уверовав в бравурные отчеты дорожников, спорю со своим приятелем, что ямы на Копыловском мосту не сойдут вместе со снегом. И каждый год проигрываю пари, каясь в собственном легковерии. Однако специалисты не соглашаются с нами, обывателями.
– Позволю себе не согласиться с тем, что ямочного ремонта хватает лишь на год. Два-три года такие заплатки держатся! Другое дело, что дорожное покрытие может начать разрушаться на границе с тем участком, где ранее был проведен ямочный ремонт. И то здесь нужно учитывать массу факторов: категорию автомобильной дороги, ее проходимость и прочие нюансы. Ну а примеров того, что после капитального ремонта верхний слой дорожного покрытия прослужил лишь год, на моей памяти не существует, – считает Александр Огурень, начальник отдела ремонта автомобильных дорог КГКУ «КрУДор». – Состояние дорог после зимы действительно не вселяет оптимизма. И вовсе не потому, что кто-то в прошлом году плохо потрудился. Из-за постоянной нехватки денежных средств ремонт дорожного покрытия до последнего откладывается, заменяется ямочным ремонтом.
Вот так – заплаты не сходят со снегом, это вокруг заплаток асфальт крошится, а сами заплаты стояли и стоять будут. Три года, как положено.
Глаз да глаз
Возможно, заплатки КрУДора держатся, как предписано ГОСТом, до трех лет. Но ведь дороги латает множество подрядных организаций, среди которых есть специалисты как хорошие, так и разные.
– В ходе дорожно-ремонтного сезона 2011 года работы в Красноярске велись примерно на 700 объектах. Выполнением их по результатам проведенных торгов занимались 40 подрядных организаций, – рассказывает заместитель начальника департамента городского хозяйства Красноярска Михаил Малыхин. – К сожалению, законодательство на сегодняшний день не позволяет дисквалифицировать подрядчика по итогам даже самой плохой работы. Законом не предусмотрена ответственность учредителей предприятий. Недобросовестные дельцы этим пользуются. Зачастую учредитель, показавший свою некомпетентность, а то и вороватость, открывает новую фирму, меняет название и на следующий год снова участвует в конкурсе на производство дорожных работ. Препятствовать этому пока невозможно. Нужно решать проблему на федеральном уровне.
Как сообщили нам в департаменте городского хозяйства, качество выполнения ремонта дорог в городе контролирует Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства. Все подрядчики обязательно проходят строгую проверку на предмет наличия допусков, техники, специалистов и их квалификации. После назначается куратор, который выезжает на место работ не реже раза в неделю (!) и проводит проверку, по итогам которой, если выявляются нарушения, предъявляется претензия, где обязательно устанавливаются сроки устранения. По той же схеме проверки на каждом объекте ведет служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, а также КрУДор.
К сожалению, сегодня контроль в таком объеме недостаточен. Мировая практика показывает, что самым эффективным является внутренний контроль организации, которая работает с заказчиком по долгосрочному договору строительства, ремонта и эксплуатации дорог. В этом случае у подрядчика возникает стимул к максимальному качеству в работе. Ведь незапланированный ремонт ляжет финансовым бременем на плечи самого подрядчика. А проблемы с фирмами-однодневками, выигравшими тендер и не справившимися с объемом или требованиями, решаются с помощью страховых механизмов. Но у нас долгосрочные договоры практикуются редко.
Еще один действенный способ – авторский контроль. Проектировщики часто жалуются, что их работа проходит очень жесткую экспертизу со стороны государства, а потом на построенную дорогу страшно смотреть. Она сделана на глазок, с явными нарушениями технологических процессов, с заменой компонентов на менее качественные… Искусство строительства дорог – это прежде всего строгое соблюдение технологических требований. И здесь авторский контроль будет подспорьем другим видам надзора.
Большое значение имеет народный контроль, если он ведется систематически и организованно. Пишет новосибирский блогер, участник общественного движения «Ровная дорога»: «В течение двух лет наши активисты на бесплатной основе контролировали строительство дорог в городе. Дело доходило до курьезов. Неблагонадежные подрядчики, находившиеся под нашим постоянным контролем, делали свою работу лучше, чем организации, имеющие многолетнюю положительную репутацию, за которыми мы особенно не следили».
Фонд в помощь
Но вернемся к вопросу сроков. Почему строительство и ремонт дорог начинается не сразу же после того, как дороги подсыхают? Наши чиновники традиционно объясняют отложенный старт тем, что дорожное строительство финансируется из разных источников, в том числе федерального бюджета. Федеральные средства идут к нам крайне медленно. Между тем проводить конкурс на подряд, пока на счетах нет всей суммы, запрещено законом. И не освоить федеральные средства тоже нельзя – и тоже по закону. В итоге работы часто ведутся галопом, несмотря на дождь и снег. «Долгая дорога» федерального финансирования должна быть сокращена за счет создания дорожного фонда. Созданный в текущем году в Красноярском крае, как и в других регионах страны, фонд пополняется за счет поступлений от акцизов на ГСМ, транспортного налога, оплаты перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также за счет федерального финансирования.
В долгосрочной целевой программе «Дороги Красноярья» прописаны суммы на строительство и ремонт дорог на ближайшие три года. В 2012 году объем фонда предполагается установить в размере 8,9 млрд рублей, в 2013 году – 10,9 млрд рублей, в 2014 году – 11,3 млрд рублей. Кроме того, денежные средства, которые не будут израсходованы в одном календарном году, будут переходить на следующий. Это принципиальное нововведение. Раньше, по законам бюджетного процесса, не освоенные до конца года средства на другой год не только не переходили, но и финансирование урезалось – мол, не способны освоить, так и не получите, а подрядная организация штрафами облагалась.
Новшество также в том, что отныне дороги муниципального подчинения, которых в крае 13 000 км (хорошая цифра!), будут финансироваться также из дорожного фонда. Кроме того, предполагается, что практика подобного финансирования даст возможность планировать дорожное строительство заранее. Ведь, по словам специалистов, чтобы соблюсти основные требования ГОСТов, изыскание карьеров и заготовку материалов на будущий сезон нужно начинать уже осенью.
По словам министра транспорта Красноярского края Сергея Еремина, 2012 год станет статистическим:
– В 2012 году мы ставим задачу провести работы по определению единого норматива на территории края по содержанию улично-дорожной сети, выработать единую методику по распределению средств и принять стандарты для содержания улично-дорожной сети. И в 2013 году уже по принятой нормативно-правовой базе планируем приступить к полноценному финансированию улично-дорожной сети, – отметил Еремин.
В общем, некоторые перспективы у нас есть. И возможно, не придется ждать решения дорожных проблем еще 300 лет, как завещал великий Пушкин. Главное, чтобы строительство дорог было выгодно не только подрядчикам, но и нам с вами. А здесь важно народное участие. Давайте контролировать процесс всем миром. На сайте администрации Красноярска admkrsk.ru есть специальный раздел «Дороги Красноярска – 2012», где можно в онлайн-режиме сообщать о нарушениях при проведении дорожных работ. Еще один ресурс администрации Красноярского края – krasroad.ru. Здесь собираются выявленные нарушения во время строительства, а также предложения по организации дорожного движения.
Комментарии
Александр ОГУРЕНЬ
начальник отдела ремонта автомобильных дорог КГКУ «КрУДор»
– Работы по ремонту асфальтобетонного покрытия на автомобильных дорогах Красноярского края еще не начались. Согласно ГОСТам, выполнять такие работы можно при устойчивой средней положительной температуре, поэтому к ремонту краевых автодорог специалисты приступят, как только позволят погодные условия.
Современные технологии допускают укладку холодного асфальтобетона, а также литого асфальта, однако это в разы увеличивает расходы на дорожный ремонт. И если в черте города в порядке исключения можно таким образом «залатать» выбоину, то на краевых трассах это бессмысленно.
Денис ЮНИНОВ
заместитель начальника ФКУ «Байкалуправтодор»
– На федеральных участках автодорог не такая уж печальная картина. Только порядка 20 % трасс на территории края находятся в неудовлетворительном состоянии. На этих участках работы уже ведутся с января месяца, асфальтирование начнется тогда, когда будут нормативные погоды – это положительные температуры в ночное время – до плюс 10. Один из самых проблемных участков – от 82-го км (Бирюса) до 150-го км (Балахта). Несмотря на то что на этом участке очень сложно что-либо сделать, мы производим ямочный ремонт, устанавливаем знаки, водители предупреждены об ограничении скорости. Все это согласовано с ГИБДД.
С 4 мая активно начался ремонт абсолютно по всем направлениям, работают 12 бригад по струйно-инъекционному методу и 11 бригад по классическому. Детально к основным работам, таким как асфальтирование дорог, мы приступим в начале июня.
Планы грандиозные. Ежегодно начиная с 2009 года идет увеличение как финансирования, так и количества отремонтированных дорог. Есть нюанс. Мы с вами же ездим по дорогам и понимаем: чем больше становится хороших дорог, тем сильнее разгорается аппетит. На фоне этого существующие недостатки, например на М-54, бросаются в глаза, и все автомобилисты обоснованно предъявляют требования по их устранению. В этом направлении будет отремонтировано порядка 30 км дорог. Дополнительно истребуем средства в Москве на самый тяжелый участок дорог: 111–115-й км трассы. Думаю, что к июлю мы приступим к выполнению кардинального ремонта с восстановлением верхнего слоя покрытия.
На федеральных трассах недоремонт составляет около 53 %. Что это такое? Существуют определенные сроки, когда проводится текущий или капитальный ремонт верхнего слоя покрытия или реконструкция. Эти сроки не соблюдались, финансирования не хватало. Есть участки, на которых ремонт не производился более 20 лет, – это М-54. Проблемные участки, на которые выделяются деньги, мы ликвидируем. Это восточная группа районов – Канский, Нижнеингашский, – в 2009 году там невозможно было проехать. Сегодня от Канска до Иркутской области можно спокойно доехать за полтора часа.
Ямочный ремонт производится всегда по всем направлениям, независимо от проблемности участка. К сожалению, дорожное покрытие такое, что рядом с ямой, которую устранили в прошлом году, появляются другие деформации, связанные и с осадками, и со старением покрытия. Такие участки в первую очередь попадают в программу ремонта, а это значит, что средства на ремонт этих участков мы получим только в следующем году. Фактически тех средств, которые выделяют на ямочный ремонт, будет достаточно. К 10 июня большинство ям будет ликвидировано. Постараемся обеспечить полную безопасность движения.
Вообще в ближайшее время дороги будут дополнены знаковой информацией. Водителям надо набраться терпения, дать нам выполнить свою работу качественно. Если водители заметят брак или недобросовестное исполнение ремонтов, у нас есть круглосуточный телефон диспетчерской службы 265-01-12, куда можно обратиться без проблем. Претензии будут рассмотрены в общем порядке на следующий день отделом эксплуатации.