Когда электросамокат вне закона

Когда электросамокат вне закона
Фото: Руслан Рыбаков

Количество ДТП с электросамокатами в стране с 2019 года увеличилось более чем в сорок раз – такую статистику опубликовал спикер Госдумы Вячеслав Володин. И если на заре становления кикшеринга каждый случай был из ряда вон, то сейчас проблема приобрела массовый характер – пешеходов сбивают по несколько раз в сутки, сами «пилоты» постоянно получают травмы. Одно из обсуждаемых недавних происшествий – в Москве водитель электросамоката сбил пятилетнего ребенка и скрылся – малышу потребовалась госпитализация.

С марта этого года действуют поправки в ПДД, которые закрепили правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). За нарушение этих требований грозят штрафы, правда, не такие значительные, как для автомобилистов. Но порядка на дорогах это не прибавило.

В Красноярске, например, можно встретить тех, кто передвигается на электросамокатах в экипировке: защитных шлемах, наколенниках, налокотниках. Но таких, кто заботится хотя бы о собственной безопасности, единицы – чаще всего по проезжей части и тротуарам рассекают на арендованных аппаратах без минимальной защиты. Впрочем, откуда ей взяться – в прокате ни шлема, ни даже перчаток и очков не выдают.

Многие даже не имеют опыта вождения – арендуют просто прокатиться. Часто ради экономии передвигаются на самокатах вдвоем или втроем – это можно увидеть в любой час пик или выходной день на центральных улицах. Нагруженный таким образом самокат становится практически неуправляемым, поэтому высоки шансы упасть, получить серьезную травму и даже покалечить прохожих.

С начала года автоинспекторы зафиксировали более ста фактов травмирования людей при использовании средств индивидуальной мобильности – только на острове Татышев в Красноярске оформили 20 дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ.

Начальник отделения по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Красноярска Владимир Дудкин рассказал, что наиболее частые нарушения (помимо катания вдвоем и втроем) – использование гаджетов во время движения, переезд пешеходных переходов без спешивания, наезд на людей на тротуарах и в иных зонах для прогулок. Стоит помнить, что для пешеходов и водителей несущийся самокат всегда возникает в поле зрения неожиданно.

Даже если вам кажется, что вас заметили, в большинстве случаев это не так. К счастью, смертельных исходов в летнем сезоне с участием самокатчиков не зафиксировано, но вот переломы и сильные ушибы – частая травма лихих и неумелых водителей СИМ.

В дорожной полиции предупреждают: прежде чем взять в аренду самокат, необходимо прочесть правила и научиться навыкам езды. Ведь не придет в голову здравомыслящему человеку выезжать на авто, совершенно не имея опыта вождения. Так и с самокатами, стоит сначала потренироваться в безлюдном месте – как начать движение, ускоряться, поворачивать и тормозить. Важно также помнить: если действия водителя СИМ привели к помехам для транспорта либо нанесен легкий или средний вред здоровью человека, то грозит штраф от 500 до 1 500 рублей.

Недавно автоинспекторы проводили совещание с предпринимателями, предоставляющими услуги проката на острове Татышев, где напомнили им о запрете выдавать самокаты пьяным, несовершеннолетним без сопровождения взрослых. Кроме того, пунктам проката рекомендовано выдавать клиентам защитную экипировку.

Теперь ответьте сами себе, если хоть раз брали в аренду самокат: вам выдавали шлем? А сами вы задумывались об этом? А кто будет предлагать защиту, если вы берете кикшеринговые самокаты (те, что свободно можно взять напрокат с помощью приложения)?

Стоит признать, что, несмотря на изменения в законе, эта сфера до сих пор отрегулирована слабо. Многие нарушители остаются без наказания. Как вы себе представляете патрульный автомобиль, несущийся по тротуарам и дворам за самокатчиком? Конечно, некоторых нарушителей ловят и наказывают, но не всех.

Как контролируют использование СИМ в других странах?

В СИНГАПУРЕ ездить на электросамокатах можно, но только по велодорожкам (которых очень мало). Штраф за нарушение – 2 тыс. сингапурских долларов или три месяца лишения свободы.

В ЯПОНИИ важно иметь водительское удостоверение, позволяющее управлять мопедами и мотороллерами с объемом двигателя до 50 куб. см. Электросамокат нужно регистрировать в полиции, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом, поворотниками. Обязательно платить транспортный налог. Штраф за нарушение – до 50 тыс. иен, в отдельных случаях – тюремное заключение сроком до трех месяцев.

В КИТАЕ электросамокатами практически не пользуются, предпочитая велосипеды, мопеды и электроскутеры. Чтобы арендовать СИМ, водитель должен быть старше 16 лет.

В НИДЕРЛАНДАХ прокатиться получится только по собственному участку – использование электросамокатов на общих дорогах запрещено под угрозой штрафа в 360 евро и конфискации транспортного средства.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ незаконно использование личных электросамокатов за пределами частных земель – проехаться по дорогам можно только на арендованном на специальной станции СИМ, которых в стране пока очень мало.

В США движение электросамокатов регулируется на уровне штатов, отдельных округов и даже муниципалитетов. Так, в штате Калифорния они разрешены, а в Беверли-Хиллз их запретили.

В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ пользоваться электросамокатами могут лишь обладатели водительских прав, начиная с 16 лет (до этого разрешалось ездить с 13 лет). Нарушителям придется заплатить штраф в 100 тыс. вон. Кроме того, наказание положено за езду без шлема (20 тыс. вон) или в пьяном виде (100 тыс. вон и лишение прав).

По информации информагентства ТАСС

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности