Количество ДТП с электросамокатами в стране с 2019 года увеличилось более чем в сорок раз – такую статистику опубликовал спикер Госдумы Вячеслав Володин. И если на заре становления кикшеринга каждый случай был из ряда вон, то сейчас проблема приобрела массовый характер – пешеходов сбивают по несколько раз в сутки, сами «пилоты» постоянно получают травмы. Одно из обсуждаемых недавних происшествий – в Москве водитель электросамоката сбил пятилетнего ребенка и скрылся – малышу потребовалась госпитализация.
С марта этого года действуют поправки в ПДД, которые закрепили правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). За нарушение этих требований грозят штрафы, правда, не такие значительные, как для автомобилистов. Но порядка на дорогах это не прибавило.
В Красноярске, например, можно встретить тех, кто передвигается на электросамокатах в экипировке: защитных шлемах, наколенниках, налокотниках. Но таких, кто заботится хотя бы о собственной безопасности, единицы – чаще всего по проезжей части и тротуарам рассекают на арендованных аппаратах без минимальной защиты. Впрочем, откуда ей взяться – в прокате ни шлема, ни даже перчаток и очков не выдают.
Многие даже не имеют опыта вождения – арендуют просто прокатиться. Часто ради экономии передвигаются на самокатах вдвоем или втроем – это можно увидеть в любой час пик или выходной день на центральных улицах. Нагруженный таким образом самокат становится практически неуправляемым, поэтому высоки шансы упасть, получить серьезную травму и даже покалечить прохожих.
С начала года автоинспекторы зафиксировали более ста фактов травмирования людей при использовании средств индивидуальной мобильности – только на острове Татышев в Красноярске оформили 20 дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ.
Начальник отделения по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Красноярска Владимир Дудкин рассказал, что наиболее частые нарушения (помимо катания вдвоем и втроем) – использование гаджетов во время движения, переезд пешеходных переходов без спешивания, наезд на людей на тротуарах и в иных зонах для прогулок. Стоит помнить, что для пешеходов и водителей несущийся самокат всегда возникает в поле зрения неожиданно.
Даже если вам кажется, что вас заметили, в большинстве случаев это не так. К счастью, смертельных исходов в летнем сезоне с участием самокатчиков не зафиксировано, но вот переломы и сильные ушибы – частая травма лихих и неумелых водителей СИМ.
В дорожной полиции предупреждают: прежде чем взять в аренду самокат, необходимо прочесть правила и научиться навыкам езды. Ведь не придет в голову здравомыслящему человеку выезжать на авто, совершенно не имея опыта вождения. Так и с самокатами, стоит сначала потренироваться в безлюдном месте – как начать движение, ускоряться, поворачивать и тормозить. Важно также помнить: если действия водителя СИМ привели к помехам для транспорта либо нанесен легкий или средний вред здоровью человека, то грозит штраф от 500 до 1 500 рублей.
Недавно автоинспекторы проводили совещание с предпринимателями, предоставляющими услуги проката на острове Татышев, где напомнили им о запрете выдавать самокаты пьяным, несовершеннолетним без сопровождения взрослых. Кроме того, пунктам проката рекомендовано выдавать клиентам защитную экипировку.
Теперь ответьте сами себе, если хоть раз брали в аренду самокат: вам выдавали шлем? А сами вы задумывались об этом? А кто будет предлагать защиту, если вы берете кикшеринговые самокаты (те, что свободно можно взять напрокат с помощью приложения)?
Стоит признать, что, несмотря на изменения в законе, эта сфера до сих пор отрегулирована слабо. Многие нарушители остаются без наказания. Как вы себе представляете патрульный автомобиль, несущийся по тротуарам и дворам за самокатчиком? Конечно, некоторых нарушителей ловят и наказывают, но не всех.
Как контролируют использование СИМ в других странах?
В СИНГАПУРЕ ездить на электросамокатах можно, но только по велодорожкам (которых очень мало). Штраф за нарушение – 2 тыс. сингапурских долларов или три месяца лишения свободы.
В ЯПОНИИ важно иметь водительское удостоверение, позволяющее управлять мопедами и мотороллерами с объемом двигателя до 50 куб. см. Электросамокат нужно регистрировать в полиции, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом, поворотниками. Обязательно платить транспортный налог. Штраф за нарушение – до 50 тыс. иен, в отдельных случаях – тюремное заключение сроком до трех месяцев.
В КИТАЕ электросамокатами практически не пользуются, предпочитая велосипеды, мопеды и электроскутеры. Чтобы арендовать СИМ, водитель должен быть старше 16 лет.
В НИДЕРЛАНДАХ прокатиться получится только по собственному участку – использование электросамокатов на общих дорогах запрещено под угрозой штрафа в 360 евро и конфискации транспортного средства.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ незаконно использование личных электросамокатов за пределами частных земель – проехаться по дорогам можно только на арендованном на специальной станции СИМ, которых в стране пока очень мало.
В США движение электросамокатов регулируется на уровне штатов, отдельных округов и даже муниципалитетов. Так, в штате Калифорния они разрешены, а в Беверли-Хиллз их запретили.
В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ пользоваться электросамокатами могут лишь обладатели водительских прав, начиная с 16 лет (до этого разрешалось ездить с 13 лет). Нарушителям придется заплатить штраф в 100 тыс. вон. Кроме того, наказание положено за езду без шлема (20 тыс. вон) или в пьяном виде (100 тыс. вон и лишение прав).
По информации информагентства ТАСС