Тема несоответствия ожиданий работодателей и реального «качества» студентов, которых выпускают наши вузы, стала притчей во языцех. Все знают, что экономике нужны инженеры, строители, но вчерашние школьники сплошь идут в юристы и экономисты. А если и учатся на инженеров, то выходят, по мнению работодателей, не с теми знаниями. Есть ли смысл влиять на ситуацию? И вообще – в области ли профессиональных навыков кроется камень преткновения, который мешает вузам и предприятиям жить душа в душу?
Все – в менеджеры?
В августе прошлого года премьер-министр РФ в очередной раз предложил вузам усилить взаимодействие с местными предприятиями.
– Учебные заведения должны готовить специалистов по наиболее востребованным направлениям, ориентироваться на ситуацию с трудовыми ресурсами в том регионе, где расположен соответствующий университет, учитывать предложения и федеральных ведомств, и, конечно, предпринимательского сообщества, – сказал на одном из заседаний Дмитрий Медведев.
В принципе движение в эту сторону – к сближению вузов и компаний – ведется давно. Буквально с того момента, как мы вступили в Болонский процесс – перешли на двухступенчатую систему образования из бакалавриата и магистратуры.
Мало кто из кричащих о том, как неэффективно работают вузы, знает, что программы по всем специальностям утверждались тогда и с экспертным сообществом. С теми самыми работодателями, которые потом жалуются, что «студент пошел не тот».
То есть априори программы, по которым обучают в том же СФУ, одобрены и адаптированы под рынок. Такой вариант адаптации программ не единственный, есть прекрасно известный с советских времен целевой набор, эффективнее которого еще никто и ничего не придумал. Однако, по мнению, «широкой общественности», трудоустраиваться должен каждый – и исключительно на востребованные в регионе специальности. Но вот проблема в том, что соответствовать рынку, который никто не берется прогнозировать, очень и очень сложно. Да и сами предприятия не всегда знают, кто и в каком количестве им понадобится лет через пять. Более того, если идти на поводу у рынка, каждый третий – после врачей и учителей – должен стать менеджером по продажам. Именно эти специалисты нужны рынку всегда.
На очередном краевом общественном форуме «Общество, дружелюбное к детям» мэр Красноярска Эдхам Акбулатов высказал одну очень интересную мысль: мы не должны «втискивать» детей в требования рынка – заставлять быть инженерами, когда хочется быть гуманитариями. Мы должны на наших территориях создать такие условия, чтобы реализовать себя смог каждый.
Конфликт отцов и детей
Если подойти к вопросу без лишних эмоций и громких обвинений, в сухом остатке – претензии не только и не столько к содержательной части обучения. Недовольство работодателей, которое без труда транслируют многочисленные рекрутинговые агентства, скорее в личностных особенностях вчерашних студентов.
– Вузы не готовят студентов к тому, что и после выпуска нужно продолжать искать себя, учиться новому. Трагедия в том, что абитуриенты выбирают не те специальности, которые любят, а то, «куда взяли» или «куда родители пристроили». И таких процентов 60 %, особенно в экономике, в менеджменте, – убеждена руководитель отдела рекрутинга одной из красноярских компаний Татьяна Мутовина. – Они выходят из университета и совсем не могут понять – куда дальше.
По мнению директора красноярского филиала портала для поиска работы Натальи Середы, проблема кроется не в том, что изначально была выбрана не та сфера деятельности. С ее точки зрения, конфликт молодых соискателей и работодателей все больше и больше напоминает конфликт отцов и детей. Молодежь, которую кто-то окрестил поколением Y, поколением «бессмысленных и амбициозных», руководствуется совсем другими мотивами при поиске работы.
– Молодые специалисты на сегодняшний день очень защищены материально – родители обеспечивают им определенный уровень, – констатирует Наталья. – И они ориентируются на то, интересна им эта работа или нет. У них нет готовности развиваться карьерно, потому что это долго – а хочется всего и сегодня.
Причем конфликт работодателей и соискателей Наталье видится совсем не в том, что вузовская программа не соответствовала требованиям работодателей – по ее мнению, отраслевые знания вполне можно получить и во время работы, а под каждое предприятие изначально специалиста не заточишь. Сами предприятия не всегда готовы идти навстречу, последовательно адаптировать сотрудника в коллективе – и в этом главная проблема.
Уже очень скоро выбора у работодателя не будет – поколение Y полностью сменит предыдущее.
– И ведь нельзя сказать, что они такие уж бессмысленные, – уверена Наталья Середа. – Можно работать со всеми – и с иксами, и с игреками. В конце концов, они прекрасно вписываются в систему тяжелых климатических условий на том же Ванкоре.
Учиться работать
Между работодателями и вузами есть одно важное звено, которое помогает им взаимодействовать. Речь идет, конечно же, о центрах карьеры. Они обеспечивают «первое свидание» работодателей, которым нужны молодые специалисты, и самих студентов. Если раньше студентов буквально заманивали в такие структурные подразделения вузов, то теперь все по-другому. Мотивация студентов к тому, чтобы искать работу, год от года растет, отмечают в Центре карьеры СФУ. Интересно, что теперь студенты приходят к ним на первом курсе – буквально через несколько недель после зачисления. При этом из всего многообразия стажировок и различных подработок они не всегда выбирают то, что им было бы наиболее полезно: предпочитают быстрый заработок, например, в тех же активных продажах. Это печалит специалистов центра, потому что после такой работы студент опять-таки не получает опыта по профессии – и выходит из дверей университета таким же «нулевым», без малейших представлений о том рынке, на котором должен работать по специальности.
Такой вариант приобретения трудового опыта в рекрутинговых агентствах оценивают без особого трагизма: с точки зрения хэдхантеров, хоть какой-то опыт гораздо лучше никакого.
– Кроме того, сейчас в очень многих специальностях есть «продажная» составляющая, – уверена Наталья Середа. – Врач должен работать врачом, учитель – учителем, с этим никто не спорит. А вот маркетологи и экономисты вполне могли бы начать с позиции менеджера по продажам. Важен именно навык работы в какой-то организации, человек в таком случае понимает, что представляет собой структура компании, кто и как друг с другом взаимодействует. Это очень важный момент, потому что всему остальному компании в принципе готовы научить.
В Центре карьеры СФУ давно проводят образовательные семинары, лекции и тренинги, которые потом помогают студентам адаптироваться на рынке труда. Для того чтобы проводить такие занятия в системе, в конце февраля Центр карьеры запускает новый проект – «Институт компетенций». В его рамках будут проводиться тренинги, которые должны повысить «стоимость» выпускника на рынке труда. Они будут посвящены работе над коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью, тайм-менеджментом… Это первый такой проект, начатый в вузе. Вполне возможно, что именно он наконец-то позволит работодателю, вузам и самим выпускникам прийти к полному взаимопониманию.
Александр ПОДБОРСКИЙ
руководитель проектного центра красноярской компании
– Мы берем студентов СФУ уже 10 лет. Раньше приходили на факультет и самостоятельно проводили встречи, теперь работаем через Центр карьеры – например, на ярмарках вакансий. За все это время через мою компанию прошли несколько десятков вчерашних выпускников, сейчас работают 8. В компании стабильно процентов 70 % – сотрудники до 30 лет.
Большинство студентов, которых мы приглашаем, – выпускники матфака и ИКИТа. У нас они могут дорасти до программистов, консультантов по использованию программных продуктов или аналитиков.
Я не могу сказать, что за эти 10 лет студенты как-то особенно изменились. Достойные кандидаты есть всегда.