Кого считать первопроходцами основного закона

Кого считать первопроходцами основного закона

Искать в нашей истории того, кто сделал первый шаг к конституции, – занятие почти бессмысленное, поскольку к их числу приписывают всякого, кто предпринимал хоть какую-то попытку хоть как-то ограничить абсолютную власть монарха – начиная с сочиненной боярами «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского, своего рода присяги с обязательством не творить произвола.

Жена Константина

А кроме того, попыток таких было много, причем, как правило, инициаторами – формальными или реальными – выступали сами монархи: обе Екатерины, Анна Иоанновна, Александр I, Александр II… В силу разных обстоятельств благие намерения так и оставались намерениями.

Но велось и подпольное законотворчество, самый яркий и радикальный образец которого – «Русская правда» Павла Пестеля, одного из пяти казненных декабристов. Павел Иванович упразднял монархию, учреждал республику, но во главе с диктатором, отменял крепостное право, но большую часть земли оставлял помещикам (ибо сам был помещик), а самое занимательное – переносил столицу из города на Неве в Нижний Новгород, который переименовывался во Владимир, а существующий древний Владимир – в город Клязьмин… Хорошо, что у Павла Ивановича и его питерских друзей ничего не получилось. Да и не могло получиться: солдаты, которых обманом вывели на Сенатскую площадь биться за Конституцию, были уверены, что так зовут жену великого князя Константина, у которого христопродавцы отбирают престол.

Провалы в тридцать лет

Закономерность нашей истории: фактическими и главными врагами появления основного закона были те, кто требовал конституции и по причине отсутствия таковой считал Россию отсталой. Декабристы похоронили любое движение в этом направлении на ближайшие тридцать лет. Возобновилось оно при царе-освободителе Александре II – граф Михаил Лорис-Меликов разработал проект конституции. Утром 1 марта 1881 года император заявил, что выносит проект на рассмотрение Совета министров. В 14 часов 15 минут того же дня царя убивают террористы-народовольцы. Совпадение трагическое и весьма символическое. Вступивший на престол Александр III дает «полный назад», в том числе играм в конституцию – и движение опять останавливается, и опять же почти на тридцать лет.

Образец демократии

Возобновится оно только в результате потрясений 1905 года, но настоящие конституции появятся только после Октябрьской революции. Первая, от 1918 года, закрепляла победу пролетариата, отменяла частную собственность на землю, ограничивала права поверженных классов и указывала на всемирное освобождение. Вторая уже была конституцией Союза ССР, приняли ее в 1925 году, уточнили разграничение полномочий и уже не упоминали о мировой революции.

Прорывным документом стала «сталинская» конституция 1936 года, декларировавшая права, о которых трудящиеся прочего мира могли только мечтать, – право на труд, отдых, образование, соцзащиту, право наций на самоопределение, прямое и тайное голосование, свобода слова и т. д. Правда, было там и указание на исключительную роль единственной партии, но общего впечатления у трудящихся всего мира оно не испортило, поскольку создавалась конституция прежде всего, чтобы привлечь внешние симпатии к СССР в условиях разбухающего фашизма. Меньше чем через год после триумфального принятия основного закона начнется Большой террор, одним из жертв которого станет автор проекта – Николай Бухарин.

Но сам документ останется неизменным до 1977 года, когда социализм было велено считать построенным. А потом придет черед Конституции 1993 года: в отличие от всех ее предшественниц и при всех ее недостатках, она опиралась на реальность, а не далекий от нее идеал. И поскольку реальность меняется, надо в Конституции что-то менять…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег