С 12 апреля Госдума начинает рассмотрение законопроекта о правилах взаимодействия коллекторских агентств с должниками.
Депутаты намерены поставить сборщиков кредитных недоимок в жесткие рамки, поскольку проблема, что называется, назрела. Коллекторы докатились до откровенного криминала, после чего о них заговорили в самых высоких государственных верхах, да и пресса чуть ли не ежедневно сообщает об их очередных художествах.
Планы на будущее
В первом варианте будущего закона предусматриваются следующие меры: будет создан единый реестр, на рынок допустят только агентства с уставным капиталом от 10 миллионов рублей, а также запретят заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме работы с должниками.
Правильный коллектор будущего должен иметь незапятнанную деловую репутацию, ему разрешается не чаще раза в неделю встречаться с клиентом, звонить ему два раза в день, в будни с 8 до 22 часов, в выходные – с 9 до 20 часов, причем разговор вести, только официально представившись и, само собой, вежливо. Запрещается работать с несовершеннолетними и недееспособными, а к остальным – применять физическую силу, угрожать жизни и здоровью, портить имущество клиента, вводить его в заблуждение. Личные данные должника могут быть переданы коллектору только по согласию задолжавшего гражданина, который имеет право в любой момент отказаться от общения с агентством. Требования будут едины для всех банков, микрофинансовых организаций, коллекторских агентств. За нарушение правил предусматривается штраф до двух миллионов рублей.
Пока Госдума работает над законопроектом, некоторые банки, понимая остроту проблемы, сами пробуют минимизировать возможные риски при сотрудничестве с коллекторами – требуют от них подтверждение отсутствия административных правонарушений, стараются работать только с крупными, проверенными компаниями. Эксперты предполагают, что со временем такая практика станет распространенной.
Но все это – дело будущего, и, стоит надеяться, не такого далекого. А пока острота проблемы не снижается. Более того, некоторые выбиватели долгов очень своеобразно восприняли вал скандальных публикаций, решив, что они только усиливают страх перед ними. Регулярно поступают сообщения о том, что телефонный – а иногда и самый натуральный – террор ведется не только против самих должников, но также их родственников, знакомых и даже соседей. «Звонят сегодня с утра, говорят, что у меня задолженность по кредиту… хотя никаких кредитов не брала и с этим банком вообще ничего не связывает», – подобные сообщения на интернет-форумах и в социальных сетях появляются регулярно. К сожалению, основания для такого коллекторского разгула имеются, и главное из них – вопиющая юридическая безграмотность большинства российских граждан. На ней паразитирует большинство «вышибал». С нее же кормятся маскирующиеся под коллекторов мошенники: бывали случаи, когда вконец запуганный должник продавал имущество, перечислял деньги якобы в банк, после чего узнавал, что долг за ним остался и даже вырос, а самих «коллекторов» след простыл…
Можете не разговаривать
Что нужно прежде всего знать тем, кому не повезло вступить в общение со взыскателями долгов? Об этом «НКК» рассказал руководитель одного из красноярских юридических агентств Александр ФЕДЯНИН.
– Необходимо письменное обращение к кредитору с вопросом о наличии задолженности. Кроме того, любой гражданин, независимо от того, есть у него долг перед кредитором или нет, имеет право не общаться с коллектором, если он не может подтвердить свои полномочия на представление интересов кредитора.
– Что делать, если звонки – через каждый час, включая родственников, знакомых?
– В этой ситуации нужно обратиться к кредитору с требованием запретить обработку ваших персональных данных, поскольку вы не давали разрешения на это. Возможно, данные сообщил кто-то из ваших знакомых.
– Как отличить коллектора от мошенника, действующего под его именем?
– Только при личной встрече и подтверждении коллектором своих полномочий. По телефону сделать это невозможно. Если же телефонный терроризм продолжается, нужно обратиться в прокуратуру с заявлением, предоставить номера телефонов, с которых вам звонят. Прокуратура в соответствии с законом об обращениях граждан обязана отреагировать, провести проверку. Но чаще всего прокуратура просто звонит по тому номеру, который вы предоставили. Если повезет – донимать вас перестанут.
Поскольку кредитование относится к потребительской сфере, многие жертвы коллекторов обращаются в Роспотребнадзор, в региональном управлении которого подтверждают – поступает много жалоб «на неправомерные действия кредитных организаций и коллекторских агентств, представляющихся «службами взыскания», «агентствами урегулирования споров», «службами безопасности» и т. д., применяющих при требовании уплаты кредитной задолженности незаконные агрессивные методы воздействия – угрозы, оскорбления, запугивания, а также распространяющих персональные данные заемщиков без их на то согласия».
При этом управление советует «не поддаваться панике, не пытаться решать проблему своими силами и обращаться за помощью в надзорные органы с учетом полномочий последних» – т. е. опять же в прокуратуру.
Предупрежден значит защищен
Что нужно знать и как действовать, если коллекторы переходят границы закона при взывании задолженности либо вообще обращаются не по адресу, требуя заплатить долг за родственника, коллегу, знакомого?
- Ваши персональные данные – ФИО, адрес, номер телефона – находятся под защитой федерального закона № 152 «О персональных данных». Кредитные организации не имеют права передавать их кому-либо, в том числе коллекторам, без вашего письменного согласия. Если кредитная организация незаконно распространяет персональные данные заемщика, следует направить заявление в прокуратуру Красноярского края по адресу: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 32.
- Если коллекторы вам угрожают, оказывают психологическое давление, тем более физическое насилие, посягают на ваше имущество – обращайтесь в полицию – в Главное управление МВД России по Красноярскому краю по адресу: 660017, г. Красноярск, ул. Дзержинского, д. 18, либо в соответствующее территориальное подразделение полиции по месту жительства.
- Единственное основание для общения с коллекторами – предоставленные лично вам оригиналы или нотариально заверенные копии учредительных документов своего агентства, а также документ, подтверждающий право представлять интересы кредитора при взыскании долга.
- Старайтесь записывать все личные и телефонные переговоры с коллекторами. В случае угроз, психологического насилия эти записи станут основанием для подачи заявления в полицию. Назойливые звонки после 23:00 либо раньше 7:00 также являются поводом для заявления о хулиганстве и нарушении покоя граждан. Коллекторов нужно поставить в известность, что вы обратились в органы, одно это, быть может, уже несколько усмирит их ретивость.
- Не подписывайте никаких документов, которые предлагают коллекторы.
- Если к вам обращаются по поводу долга вашего родственника (соседа, знакомого и пр.) – обращайтесь в прокуратуру, поскольку вы не давали согласия на передачу своих персональных данных (см. выше).
- Когда ваши права нарушаются по всем статьям, помимо заявления в прокуратуру и полицию также рекомендуется отправить жалобу в Центробанк (Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12. Образец заявления – на сайте ЦБ), который обязан провести проверку кредитной организации.
- В случае, когда проблема совсем не решается, обращайтесь в суд. Кстати, судиться с непомерно ретивыми взыскателями долгов – реальных или взятых с потолка – не такое уж бесполезное дело. В одном из последних номеров 2015 года «НКК» рассказал историю красноярца Евгения Шведова, выигравшего процесс против банка, который требовал погасить не только несуществующий кредит жены Шведова, но также заплатить за ее родственницу. Банку присудили 15 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб и штраф в 7,5 тысячи.
Несколько лет назад был случай, когда клиент выиграл у банка иск за то, что ему не закрыли счет и на несколько оставшихся копеек накрутили многотысячные проценты.
- Наконец, универсальный совет: не берите кредитов, превышающих ваши финансовые возможности.