Профсоюз творческих людей появился в нашем регионе на 10 лет позже создания Красноярского филиала Свердловской киностудии, но, как говорят сами деятели кино, неразрывно с ним связан. В 1982 году первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко наряду с другими решил развивать в крае важнейшее из искусств.
Работа с нуля
Тогда в Красноярском крае строили театры, создавали филармонию, открыли и филиал Свердловской киностудии. И нас, молодую команду, пригласили сюда приехать, – вспоминает заместитель председателя Красноярского отделения Союза кинематографистов России, руководитель Красноярской киностудии Александр Калашников. – Я окончил Ленинградский институт киноинженеров и по распределению приехал в Красноярск. У меня была уже семья, маленький ребенок, а здесь сразу давали квартиру.
Красноярский филиал Свердловской киностудии в те времена считался самой молодой кинокомандой в Советском Союзе. Собрал ее главный редактор Александр Михайлов, который пришел в кино с телевидения.
Мы начинали работать с нуля – сами решали, что и как снимать. Особой цензуры не существовало. Выдавалось задание на год: пять документальных фильмов и 12 киножурналов, – рассказывает Александр Калашников. – Мы практически не зависели от руководства края. Все фонды нам выделяло Министерство культуры страны. Край приветствовал нашу работу, но иногда и ругал, потому что были спорные фильмы.
И тогда на защиту интересов авторской группы вставал профсоюз – Союз кинематографистов.
Режиссер Сергей Мирошниченко снял фильм «А прошлое кажется сном» про репрессированных из Игарки, его никак не хотели выпускать. Тема ГУЛАГа, репрессий была закрыта. Тогда председателем Союза кинематографистов был Элем Климов. Он отстаивал этот фильм. И его все-таки выпустили. Картина получила госпремию.
Красноярская команда сняла немало фильмов, получивших признание на самых престижных российских и международных фестивалях – «Плотина», «Госпожа тундра», «Братья», «Жили-были старик со старухой», «Замороженное время», «Считаю себя защитником», «Частушка – XX век», «Поклонение камням», «Прощай, Ангара!», «Медведи Волкова», «Раскол на фактории Сым» и многие другие.
«Госпожа тундра» и «Плотина» – фильмы на острую, как сейчас говорят, тему влияния человека на экологию. В первом рассказывается об истреблении волков и оленей на севере Красноярского края, а во втором – о вреде, который нанесло Енисею строительство Красноярской ГЭС.
Фильмы тогда расходились по всему Советскому Союзу – в кинотеатрах были выделены специальные залы под демонстрацию документального кино. А «Плотины» напечатали всего три копии – капля на такую большую страну.
Тогда к нам приезжала комиссия, смотрела эти два фильма, – вспоминает заместитель председателя Красноярского краевого отделения Союза кинематографистов России. – Написала письмо в Госкино. И разрешили напечатать больше копий. Так в кинотеатрах на эти фильмы очереди стояли.
На выживание
В 2008 году Красноярский филиал Свердловской киностудии перестал существовать – здание приватизировали, съемку кинохроники забросили, документалисты ушли на вольные хлеба, открыли частные киностудии. Искали гранты и субсидии – на это и снимали фильмы. Министерство культуры России выделяло небольшие средства на кинодокументалистику, но это были мизерные деньги. Из пяти тысяч заявок со всей страны удовлетворяли только 300. Это было испытание на выживание.
Три года мы пробивали в крае идею о возрождении документального кино, – поясняет Александр Калашников. – И тут группа творческих людей написала письмо в министерство культуры края, при случае отдали его тогдашнему губернатору Льву Кузнецову. Состоялась встреча кинодокументалистов с депутатами, и появилась программа «Документальное кино Красноярья». Начали выделять деньги.
Это был 2016 год. Восемь лет вокруг документального кино в стране шли споры, нужно ли оно: кинотеатры закрылись, показывать негде. На фестивалях творческие люди спорили, чем документальное кино отличается от телевизионного фильма.
Но телевизионный фильм – это прежде всего информация, а в документальном кино мы лезем человеку в душу, хотим показать его изнутри. Разбираемся, почему он этим занимается, как он к этому пришел – хотим знать историю персонажа, – раскрывает секреты кинодокументалист.
Красноярский край был одним из первых регионов в России, где субсидировалась документалистика. Киношники из других территорий даже завидовали красноярцам – хоть небольшие, но деньги на работу есть. А затем начало меняться отношение к кино и в государстве.
Кино будет
Сейчас Красноярский край стремится стать регионом-кинопроизводителем. 29 декабря 2021 года подписано трехстороннее соглашение между губернатором Александром Уссом, АНО «Агентство стратегических инициатив» и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения в области развития кино- и телепроизводства на территории края. В результате у нас возобновили съемки кинолетописи, ежемесячно выходит киноальманах «Енисейский меридиан». Создается комиссия для помощи кинокомпаниям в организации и проведении съемок.
А 24 ноября 2022 года принят закон «О государственной поддержке кинематографии в Красноярском крае». Регион готов субсидировать до 50 процентов затрат на производство картин, которые будут сниматься на территории края.
Сейчас в Красноярском отделении Союза кинематографистов России 11 человек. Все они профессионалы своего дела.
В Союз кинематографистов всегда принимали только тех, кто чего-то достиг, – поясняет Александр Калашников. – Нужно было снять кино или быть в команде фильма, который получил признание на высоком уровне. Только тогда ты достоин быть среди членов союза. Ведь профсоюз – это команда мастеров.
Фото Олега КУЗЬМИНА