Команда справилась Можно навестить маму и новорожденную внучку

Команда справилась Можно навестить маму и новорожденную внучку

Дорогие читатели, мы с вами на страницах газеты буквально в еженедельном режиме следили за деятельностью губернатора края. Могли бы сами подвести итоги на редкость сложного года. Но принципиально понять, как сам Виктор Толоконский оценивает 2015-й: что было самым важным и самым трудным? Пусть в воскресенье, но он нашел время ответить на наши вопросы.

Стратегия усилий

– Виктор Александрович, что бы вы назвали достижениями года?

– Не люблю слово «достижение». Скажу о том, что было принципиально важным при изменившихся внешних условиях работы, развития. Резкое падение курса рубля, разворот экономических санкций, тенденция к падению цен на все экспортируемые Россией и Красноярским краем ресурсы: нефть, металлы… Это требовало не просто более напряженной работы, а коррекции массы задач, очень многих подходов, которые мы традиционно использовали в своей работе.

Выделю два важных направления, две поставленные задачи.

Первая – не допустить торможения, стагнации экономического развития. Мы подходили к новому этапу с позиции, что Красноярский край может и должен свое развитие обеспечивать за счет собственных возможностей. Мы говорили о необходимости создания новой экономики, о важности повышения эффективности действующего производства, о получении более высокой налоговой отдачи. Надо было всеми возможными способами, силами, средствами поддержать рост. И мы это сделали.

Что имеем? Стабильный – на уровне 2014 года – объем валового регионального продукта. По России сокращение ВВП, думаю, будет на уровне 3,7–4 %. У нас рост инвестиций в экономику на 5 %. В целом это 400 млрд рублей. По России снижение будет процентов на 10.

Это не просто статистика. Это легко показать на вводимых новых мощностях. «Норникель» реконструировал Надеждинский завод и другие производства. Вышла на полную мощность Богучанская ГЭС. Начал работу Богучанский алюминиевый. На Березовской ГРЭС запущен новый энергоблок. На ГХК в Железногорске освоена технология производства топлива для атомных станций. Новые производства на машиностроительных предприятиях позволили освоить целую линейку новых изделий, часть из которых работает на импортозамещение. Все это – условия для будущего. Мы не затормозились, не остановились, идем вперед!

Очень важно, что именно в 2015 году мы не потеряли интерес крупных компаний к будущему края. Масштабирует свои усилия по запуску новых месторождений «Роснефть». Получил лицензию и выходит на Таймыр «Лукойл». Недавно председатель правительства определил выделение лицензионных прав «Роснефти» на добычу углеводородов в районе Хатанги. Построен новый газопровод с Ванкора в Западную Сибирь. Завершается, и 2015 год был основным временем, строительство нефтепровода Куюмба – Тайшет. Принята программа наращивания добычи золота, буквально по тонне в год…

Одновременно – продвижение в инновационной сфере. Я, безусловно, отношу к успехам года включение СФУ в число 20 лучших университетов страны. А ведь их в России больше тысячи. 20 первых будут формировать мировую конкурентоспособность в университетском образовании. Впервые за последние годы край получил столько грантов на инновационные разработки.

Несмотря на падение цен на экспортные ресурсы, прирост доходов бюджета края – 18 млрд руб. Помню, как в первый рабочий день 2015 года, делясь с коллегами своим видением задач, я говорил о необходимости создания новой экономики и получения за два бюджетных цикла (шесть лет) прироста налоговой отдачи в 100 млрд рублей. Вот разделите сто на шесть – получится 16.

– То есть не беспокоиться?

– Не скажу, что удалось решить все задачи. Есть много сбоев. Не успели восстановить производства подакцизных товаров. Доходы недополучаем. Рассчитывали на дополнительную отдачу от лесопромышленного комплекса… Вот оно – торможение.

Упреждающий удар

Второе направление. Оно редко рассматривается властью как базовая задача. Это сдерживание ценовой инфляции на товары первой необходимости. Я ставил ее с декабря 2014-го, когда стало очевидно – рост цен неизбежен. Программа проведения ярмарок, уличной торговли в огромных масштабах, соглашения с торговыми сетями дала эффект. Показатель роста цен на продукты питания первой необходимости в крае будет ниже на 2,5 % процента, чем по России, – 12,9 %. Немного, но у нас ценовой рост ниже, чем во всех регионах Сибири, – ниже, чем в Кузбассе, Новосибирской, Омской, Томской областях. И хоть нынче реальные доходы населения упали, цены опережали рост зарплат, в целом разрыв получился меньше, чем мог быть.

– Вопреки печальным прогнозам, устояли строители…

– Да. Сдадим 1 млн 250 тыс. квадратных метров жилья – примерно на 5 % больше, чем в 2014-м. Хотя очевидно, что возможности покупателей снижены. Мы безусловно выполняем программу расселения из ветхого жилья. При этом, в отличие от других субъектов, в Красноярском крае почти половина жилья строится вне краевой столицы. Это укрепляет возможности территорий края.

Универсиада. В 2015 год мы вступали с отсутствием понимания, где мы строим, на каких площадках, – они не были готовы, по каким проектам, за какие деньги. Сейчас имеем полную ясность.

Сколько было разговоров о реконструкции аэропорта, но по каким-то причинам все откладывалось. В 2015-м нам удалось эффективно реализовать 51 % акций, подключить частного инвестора и начать строительные работы. Это стратегический результат для края.

Я вообще любые результаты оцениваю по их влиянию на стратегию развития. Я не могу рассматривать как результат устранение аварий, строительство котельных, всякие ремонты… Это само собой. Базовая цель: не потерять темпы роста, заложить фундамент для будущего.

Простых решений не бывает

– Какое из решений далось труднее всего?

– Все даются непросто. Хотя я умею принимать решения – у меня не бывает, чтобы, когда пришло время подписывать документ, я засомневался.

Я готовлюсь. И если прошел путь выработки решения, то принимаю твердо, спокойно, с полной уверенностью в правоте. Что-то выделить не могу: решений сотни, тысячи.

Но, конечно, есть особые. Непросто далась продажа 51 % акций аэропорта. Много было противоречивых позиций, мнений. Сложнее даются решения, которые принимаются если уж не в одиночку, то с мобилизацией всех собственных сил, и нельзя опереться на чьи-то позиции – нужно взять ответственность на себя. Сложно было изыскать дополнительные средства на поддержку села.

– Какую оценку по итогам вы ставите своей команде?

– В баллах не буду. Все те важные результаты, о которых я говорил, – следствие работы большой команды управленцев. Это не только правительство. Это и депутаты Законодательного собрания, и муниципальные власти, ассоциации… Команда справилась.

Но в то же время сохраняется чувство неудовлетворенности. Я не могу быть абсолютно доволен ни самим собой, ни работой коллег. Что-то сделали – хорошо, но я больше думаю о том, чего не сделали, не успели, где затормозили. Есть резервы, недоработки, системные проблемы. Мы медлительны, отстаем в главном процессе – поиске новых инструментов управления. Изменились условия, и традиционные подходы уже не годятся. Не преодолен в полной мере формальный подход. Некоторым лучше не принимать никаких решений, но быть спокойными.

Однако я команду принимаю, поддерживаю и несу полную ответственность за все, что она делает.

– Не все зависит от губернатора. За какие общественные явления, проблемы болит душа?

– Очень переживаю, если вижу, что люди теряют веру в свои силы, в справедливость из-за того, что никто не пришел на помощь. В том числе власть. Для меня крайне важен уровень доверия к власти. И все, кто в ней работает, должны своим поведением, отношением к людям укреплять авторитет власти. Я испытываю тяжелое психологическое состояние, когда сталкиваюсь с равнодушием или безнравственностью. Какие бы точные, правильные решения ни принимались, они сработают только тогда, когда в них поверят люди, поддержит общество.

Что касается социально чувствительных проблем, я всегда позитивно оцениваю активность красноярцев. Они умеют включиться. Если я уверен в правильности решения, то аргументирую и объясняю. Если что-то сделано неточно, то готов поддержать общественные настроения и скорректировать.

Высокие обороты

– На вашу долю выпал кризис. Есть чувство усталости, неудовлетворенности?

– Есть и то, и другое, и третье, и десятое. Неудовлетворенность от желания чего-то большего. Хотя в целом главную задачу мы выполнили. Я всегда помню, что многое – это работа предшественников, я продолжал, завершал. Но сегодня мы начинаем то, что будет работать на край долгие годы.

Есть и ощущение усталости. Откровенно говоря, при всем моем опыте, годами отработанном режиме, в Красноярском крае обороты сильно добавлены. Ни выходных, ни полноценного отпуска. Только собираешься чуть сбросить обороты, тут же появляется что-то новое.

– Что придает сил?

– Оптимизм. Когда вопреки пессимистическим прогнозам и настроениям – вот что-то случится, вот сейчас все упадет – находишь решение и меняешь эти позиции, оптимизм усиливается. У меня чувство усталости бывает, но отчаяния – никогда. Переживаю, если не получилось. Но чтобы разуверился в возможности преодоления – ни за что.

Дед Мороз, записывай

– О чем бы вы попросили Деда Мороза, если бы он гарантировал исполнение желаний?

– Не могу отнести это только к профессиональной деятельности. Вся наша работа – ради кого-то, во имя чего-то. Хочется просить и Бога, и Деда Мороза, и кого угодно, чтобы здоровы были мои близкие. У меня маме 88 лет: пусть будет крепка. Мнение мамы расцениваю как главное в оценке своей жизни, работы. Хочется, чтобы были здоровы дети и внуки. У нас прибавление – 4 декабря родилась внучка, первая девочка…

– Уже четверо внуков?

– Пятеро! Старший внук учится в СФУ. Другой школу заканчивает: важно, чтобы сделал правильный с его позиции выбор будущего, профессии. Чтобы у маленьких были свои успехи. Чтобы не терялось ощущение счастья у жены. Когда рядом счастливые люди, счастье передается и тебе.

Очень хотел бы попросить, чтобы наступивший год избавил край от несчастий и тяжелых аварий. В этом году я страшно переживал. Хотелось бы, чтобы все наши люди были живы и здоровы.

Ну и, покуда я прагматик, хотелось бы прироста доходов бюджета не на 15 миллиардов, а на 25. Что для Деда Мороза 10 миллиардов? Ерунда! А для нас – большие возможности (смеется).

– Как собираетесь новогодние каникулы проводить?

– Буду здесь. Внук уедет в Новосибирск, а мы с Натальей Петровной останемся. Покатаемся по новогодним елкам, окунемся в атмосферу праздника. А потом? Потом буду органично совмещать работу над задачами 2016 года с активным отдыхом: на лыжах покатаюсь, поиграю в баскетбол и теннис. Скорее всего, дня три проведу в Новосибирске: маму навестить и внучку увидеть.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт