В канун новогодних праздников был опубликован меморандум № 3 Комиссии РАН по борьбе с лженаукой «О лженаучности астрологии». В этом не очень пространном документе приводятся доводы, почему астрология не является наукой, и несколько ссылок на исследования, доказывающие несостоятельность астрологических предсказаний. Завершается меморандум заявлением о вреде астрологии и рекомендациями, на которых стоит остановиться подробнее.
Тысячелетняя критика
Итак, комиссия РАН рекомендует:
«Гражданам. Не пользоваться услугами астрологов при принятии важных жизненных решений, поскольку это может иметь негативные последствия.
Средствам массовой информации. Отказаться от рекламы и популяризации астрологических услуг, организаций, курсов.
Предпринимателям, чиновникам, политикам. Не руководствоваться рекомендациями астрологов в своей личной жизни и деловых отношениях.
Медикам, психологам, социологам. Информировать своих пациентов и клиентов, что чрезмерное увлечение астрологическими услугами может приводить к зависимости наподобие игромании.
Образовательным организациям. Исключить из своих программ мероприятия, связанные с обучением астрологии или ее пропагандой.
Издательствам. Отказаться печатать астрологическую литературу. А в случае ее издания добавлять пометку, что информация в книге носит развлекательный характер и не основана на научных исследованиях.
Астрологам. Критически переосмыслить астрологические практики и ознакомиться с результатами их научного анализа. Рассмотреть возможность смены профессии».
И здесь надо сказать, что астрологию критикуют ровно столько, сколько она существует. Почти тысячу лет назад византийская принцесса Анна Комнина писала следующее:
«Это новейшее изобретение – такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке. Прорицая, они не знали получения гороскопа, установления центров, наблюдения за расположением созвездий и всего другого, что изобретатель этого метода передал последующим поколениям и что доступно пониманию тех, кто занимается такими пустяками. Некогда и я немного познакомилась с этой «наукой», не для того чтобы (да не бывать этому!) делать что-либо подобное, но чтобы, ближе узнав это суетное учение, суметь обличить тех, кто им занимается».
Суеверие или коммерция?
Столетия пролетели, но «суетное учение» по-прежнему процветает. Отсюда вопрос: изменят ли что-то рекомендации комиссии РАН? Собственно, сам ее глава Евгений Александров в одном из интервью признавался, что достаточно долго сомневался в целесообразности меморандума, ибо зачем ученым уделять внимание столь «дикой глупости»? Но затем академик изменил свое мнение – после круглого стола в Госдуме, где обсуждался вопрос о государственной сертификации оккультно-магических услуг. И прежде всего именно астрологов.
Однако здесь нужно расставить определенные акценты. Обсуждение сертификации магов и астрологов в Думе было вовсе не связано с тем, что парламентарии верят во влияние звезд на судьбу. Просто рынок оккультных услуг в России растет стремительными темпами. Исследования на рынке онлайн-курсов показали: в 2023 году россияне потратили на изучение, скажем, финансовой грамотности 739 миллионов рублей, а на постижение эзотерики 904 миллиона. На изучение языков – 139 миллионов рублей, а на приобщение к астрологическим знаниям – 195. И это только то, что можно измерить. А ситуация на рынке гадалок, астрологов и прочих экстрасенсов никому не ведома, ибо все они находятся вне сферы государственного регулирования. Отсюда и возникла идея сертификации оккультных услуг. Сторонники идеи назвали два весьма привлекательных довода в ее пользу. Во-первых, это дополнительные налоги в госбюджет от обложения деятельности магов и мистиков. Во-вторых, возможность каким-то образом защитить интересы потребителей. Ведь истории, как люди спускают миллионы на гадалок и колдунов, звучат постоянно.
Однако идея не собрала в Думе большинства. Более того, многие депутаты раскритиковали ее как подрыв традиционных ценностей.
Рекомендации, которым не следуют
Остается вопрос: что делать с растущим оккультным рынком? И это, кстати, не только российский вопрос. В нашей стране ситуация выглядит еще достаточно пристойно. По данным опроса ВЦИОМ 2022 года, в астрологические прогнозы верят лишь 15 процентов респондентов. Сомневаются в способности гороскопов предсказывать судьбу 25 процентов опрошенных, а 60 процентов вовсе в них не верят.
Для сравнения – результаты опроса, проведенного в том же году в США: более четверти населения верят в астрологию, а еще 22 процента не уверены, верят они или нет.
Зато почти каждый третий житель России уверен в том, что отдельные люди способны предсказывать судьбу. Вот интересный повод для научного исследования.
Возвращаясь к меморандуму Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, стоит подчеркнуть, что он совершенно справедливо исключает астрологию из сфер научного познания. Астрология не может претендовать на научность по целому ряду формальных признаков.
Например, все выявленные в ходе научного познания закономерности должны сопровождаться подробным описанием того, как именно они были установлены, и допускать независимую проверку. Другим важнейшим требованием является объяснение механизма изучаемых явлений. Ни тому, ни другому критерию астрология не соответствует, а потому научной дисциплиной считаться не может. Но достаточно ли этого, чтобы все начали следовать рекомендациям РАН? И не только потому, что рекомендации противоречат коммерческим интересам. Стоит вспомнить о весьма непростых взаимоотношениях науки и религии. Исторически недавно воинствующий атеизм пытался искоренить веру в Бога, используя для этого науку. Не получилось. А ведь астрология древнее любой из ныне живых религий. И раз она до сих пор востребована, значит, отвечает каким-то глубинным потребностям человека. Возможно, желанию заглянуть в неведомое будущее.
И если астрология не может этого сделать, так ведь и наука тоже. Но первая дает надежду. А надежда – великая вещь. На этом и наживаются самопровозглашенные маги, астрологи и прочие аферисты.