Волна громких скандалов в сфере ЖКХ прокатилась по стране. Жертвами «цунами» стали вице-губернатор Санкт-Петербурга, чиновники Мурманской и Архангельской областей, Республики Алтай и Алтайского края. Даже в нашем крае, благословленном одними из самых невысоких тарифов на «коммуналку» в России, не обошлось без происшествий: в растрате свыше 20 млн рублей подозреваются сотрудники одной из управляющих компаний Ачинска.
Деньги бегают по кругу
Может ли отрасль ЖКХ в принципе быть эффективной? По-настоящему, по-рыночному? Когда эффективность априори подразумевает качественную работу и прибыль, которая идет не только в карман собственника, но и на развитие, модернизацию. Вопрос этот не риторический, ответ на него вот уже несколько десятилетий подряд ищут экономисты, политики, предприниматели. Вариантов повышения эффективности ЖКХ предлагается множество, и большинство их них основывается на том, что этот сектор российской экономики должен работать по законам рынка.
Но пока о рынке говорить сложно. Инфраструктура ЖКХ изношена более чем на 60 %, тарифы по сути своей подчинены политике, а не экономике. Получается замкнутый круг: инфраструктура изношена, инвестиций нет, тарифы ограничиваются… Хотя, что касается ограничений, сегодня без этой меры не обойтись. Понятие «ответственный бизнес» у нас в стране применимо далеко не ко всем компаниям. Отсюда злоупотребления, растраты, необоснованное завышение цен…
По подсчетам первого заместителя директора НП «ЖКХ Развитие» Алексея Макрушина, для качественной работы отрасли ежегодно требуется от 400 до 500 млрд рублей инвестиций. Где ж их взять? Ответ очевиден – у инвесторов. Но как же заманить их в проблемную отрасль?
Эффективный, прозрачный… реальный?
Задачу пытались решить на заседании рабочей группы Открытого правительства по вопросам ЖКХ, которое проходило в рамках 10-го Красноярского экономического форума. По задумке участников совещания, привлечь инвестиции поможет введение с 2016 года долгосрочного тарифного регулирования. Оператором, распределяющим внутри отрасли привлеченные кредитные деньги, должен выступить Фонд содействия реформированию ЖКХ. Коммунальщикам эти деньги будут предлагать в пользование надолго и по сниженной процентной ставке. Это спровоцирует строительство крупных дорогостоящих объектов коммунальной инфраструктуры, а значит, повысит эффективность отрасли. Кредитные деньги, по словам Алексея Макрушина, будут требовать более четкого контроля, а значит, отрасль станет более прозрачной.
Тариф преткновения
На том же самом заседании поднимали и еще один больной для отрасли и населения вопрос: что делать с тарифами? Искусственное регулирование – камень преткновения в развитии отрасли, пусть не хором, но одинаково высказались директора крупнейших российских обслуживающих и ресурсоснабжающих предприятий сферы ЖКХ.
– Очень важно устанавливать честные тарифы, не допускающие перекосов ни в сторону завышения, ни в сторону занижения, – заметил на это Алексей Макрушин. – Необходимо разработать унифицированные целевые показатели, понятные и регулятору, и ресурсоснабжающей организации, и потребителю. При этом регулятор должен отвечать за обоснованность целевых показателей, контролировать их достижение и, что немаловажно, разъяснять потребителю, за что и сколько он платит. Возможно проведение открытых слушаний, как это принято в международной практике, а также обучение потребителей подробному анализу счет-квитанций.
По мысли эксперта, прозрачное тарифообразование будет способствовать в случае необходимости безболезненному повышению тарифа. В переводе с чиновничьего на русский: если люди будут понимать, из чего складывается тариф, то не будут возражать против увеличения цен.
По словам Александра Раковецкого, первого заместителя генерального директора ООО ГУК «Жилфонд» (крупнейшей в Красноярском крае управляющей компании), логика эта вполне жизнеспособна:
– Именно так мы стараемся работать. В нашем фонде множество домов, жители которых самостоятельно приняли решение платить за жилищную услугу больше. С 2007 года в 1 800 домах мы провели капитальный ремонт кровли. Думаете, у каждого дома были на это средства? Нет. И в тех случаях, где денег не хватало, жители соглашались на повышение стоимости жилищной услуги: где на 5 %, а где и на 25 %. Потому что они понимали, для чего это нужно.
Почем тепло для народа?
Намного сложнее дело обстоит с тарифообразованием в сфере тепловой и электрической энергии. Реально ли сделать тариф понятным для среднестатистического россиянина? С таким вопросом мы обратились в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края, в чьем ведении цены на тепло и электричество.
– Непростое дело, – задумался заместитель председателя РЭК Александр Ананьев. – Но когда у человека возникают конкретные вопросы, мы на них отвечаем.
Разобраться в том, как рождается тариф, например, на электроснабжение, пока не просто. Очень уж много составляющих, таинственным образом взаимодействующих между собой, «зашито» в тариф.
Оттого и взбунтовались жители Мурманска и Алтая, где с начала года коммунальные платежи выросли аж на 225 %. Зачем и кому это надо? Растерянные россияне, ни сном, ни духом не ведающие о тайнах тарифообразования, списали все на коррупцию и воровство. А между тем причиной резкого скачка стали изменения механизмов расчета стоимости услуг, в том числе по пресловутым «общедомовым пространствам». Но разбираться в причинах особо никто не стал. Президент прекратил «игру в рынок», назвал это явление недопустимым и потребовал ограничить рост тарифов ЖКХ шестью процентами в год.
Поставщики ресурсов и услуг сферы ЖКХ в очередной раз оказались между Сциллой и Харибдой: с одной стороны регулируемые рынком цены на сырье и расходные материалы, с другой – жесткая воля президента. (Есть еще и третья стороны – недовольные качеством ЖКУ жители, но это уже следствие.) В такой ситуации коммунальщикам остается надеяться только на субсидии из бюджета и эффективность собственного бизнеса. Вопрос же с масштабными инвестициями по-прежнему остается открытым.
Комментарии
Андрей РЕЗНИКОВ
министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
– Стоимость и качество услуг – это краеугольная проблема жилищно-коммунального комплекса. Все понимают, состояние отрасли требует масштабного обновления, и данная задача равнозначна столь же масштабным инвестициям. При этом предполагать, что необходимость в инвестициях может быть покрыта только за счет тарифных источников, абсолютно нереально: в этом случае уровень оплаты услуг ЖКХ станет неподъемным для большинства населения. С другой стороны, в условиях хронического недофинансирования отрасли начинает работать отрицательная обратная связь: чем старше жилой фонд, тем ниже надежность инфраструктуры ЖКХ и выше издержки на поддержание ее работоспособности. Таким образом, затраты на обслуживание только что построенного объекта гораздо меньше, чем на обслуживание объекта с 50-летним стажем, где требуется реконструкция, капитальный ремонт или полная замена. И это проблема не одного только роста тарифов ЖКХ, а в принципе выстраивания концепта развития отрасли на перспективу. К примеру, ЖКХ остро необходимы инвестиции, вложенные в процесс модернизации отрасли, что сможет стабилизировать тарифный рост. А значит, она должна стать более привлекательной для бизнеса. Именно об этом сейчас много говорится с самых разных трибун.
Александр РАКОВЕЦКИЙ
первый заместитель генерального директора ООО ГУК «Жилфонд»
– Тарифы на жилищные услуги должны быть прозрачными и обоснованными. Это так. И Красноярский горсовет периодически предпринимает попытки сделать его таковым. В 2007 году по заказу депутатов Центр муниципальной экономики проводил экспертизу тарифа на жилищную услугу. Результаты депутатов взбодрили. Согласно исследованию, жилищная услуга должна была стоить в пять раз дороже. Вмешалась политика, и все оставили по-старому, предложив лишь ежегодную индексацию. Сегодня тарифы регулируются государством, а все составляющие тарифа – рынком. Цены на ресурсы и товары растут, увеличиваются зарплаты, а тариф остается прежним. В такой ситуации мы обрекаем отрасль на нищенское существование.
Александр АНАНЬЕВ
заместитель председателя РЭК Красноярского края
– Тарифы на тепловую и электрическую энергию установлены на минимальном уровне, позволяющем обеспечить надежность оказания услуг соответствующими организациями.
Тарифы растут. Но наша задача – выяснить причины роста и исключить все траты, которые, на взгляд наших экспертов, не относятся к данному виду деятельности либо необоснованно крупные. Так достигается баланс интересов между производителями и потребителями тепловой и электрической энергии.
Сегодня много говорят об экономическом обосновании тарифов. Если взять электроэнергию, то экономически обоснованным тарифом для населения Красноярского края станет цена четыре рубля за киловатт-час.
Что касается приказа президента об ограничении коммунальных платежей шестью процентами, то в Красноярском крае тарифы на теплоснабжение уже отрегулированы под этот порог. В сфере электроэнергии будем проверять и пересчитывать.
Роман КАЗАКОВ
председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ»
– Осенью прошлого года инициативные председатели советов домов объединились в ассоциацию. Так родилось наше движение. Сегодня в нашем активе 129 человек, около 200 принимают участие в работе. Мы занимаемся тем, что отстаиваем интересы жителей перед управляющими компаниями. Ситуации, когда человек платит кругленькую сумму за «коммуналку» и не видит никаких преобразований в своем дворе и доме, не редкость. Поэтому в случае очередного повышения тарифа возникает недовольство. Мы не против повышения. Обоснуйте его! Нам же просто спускают какую-то цифру сверху и говорят – вот столько надо платить. Тот же «КрасКом» кричит о своей нерентабельности, но, судя по отчету Счетной палаты, за 2009–2010 годы совету директоров предприятия были начислены бонусы в сумме 17 млн рублей. Откуда премии, если прибыли нет? Непонятно это все.
Необходимо сформировать общественный совет по ЖКХ. Мы уже получили принципиальное согласие от главы города и передали список кандидатов. В этот совет войдут депутаты, ученые, инициативные жители. Но проблема любой общественной организации – отсутствие у ее членов нужной квалификации для оценки каких-либо действий. Мы можем лишь указать на проблемные места, но решать проблемы должна власть.