Кому на Севере жить хорошо – вопрос риторический. И ответов на него множество. Один из вариантов – тем, кто работает. Вот и губернатор Лев Кузнецов считает – «крайние» широты созданы исключительно для трудовых будней. А для комфорта есть города с более мягким климатом. И все-таки эти территории по-прежнему остаются стратегическими для развития края. Инвестпроекты, большие стройки, новые месторождения…
Недавно Лев Кузнецов, как и обещал ранее, проинспектировал Севера.
Поездка губернатора была похожа на один большой нон-стоп. Северо-Енисейск, Еруда, Игарка, Ванкор, Хатанга, Дудинка, Норильск. В каждом пункте осмотр социально значимых объектов, предприятий, инфраструктуры, совещания, встречи с простыми людьми.
Сроки губернаторской инспекции довольно сжатые: на все про все – четыре дня. Два перелета в день – обыкновенный минимум. Служба протокола сбилась с ног. Ведь график расписан буквально по минутам. Казалось бы, при таком ритме все внимание будет сосредоточено на вопросах стратегических, масштабных и широких. Но нет. При осмотре городской больницы в Игарке Кузнецов беседует с врачами и чиновниками от здравоохранения не только о реализации целевых программ. Вот вход в больницу: снег не расчищен, из люка торчит железная арматура. В общем, созданы все условия, чтобы, оказавшись на больничном дворе, с ходу попасть в руки врачей – поскользнулся, упал…
Подобные мелочи встречались главе региона, пожалуй, в каждом населенном пункте. И ведь на исправление этих недостатков не нужно ровным счетом никакого финансирования. Главврачу достаточно отдать одно распоряжение, и дворник тут же устранит проблему.
По словам Льва Кузнецова, такой подход в корне неверен: «В большинстве случаев причина бездействия вовсе не в недостатке финансирования или отсутствии условий. На чистоту деньги не нужны. У людей просто нет желания. И наша задача – переломить ситуацию».
Кстати, подобной болезнью заражены не только откровенно дотационные территории и чиновники на местах, но и вполне продвинутые предприятия. Например, некоторые золотопромышленники в Северо-Енисейском районе уже лет пять показывают один и тот же стабильный результат по добыче. Налоги платят вовремя, работу людям дают. Но потенциал для дальнейшего развития использовать не спешат. Хотя, казалось бы, все карты на руках.
Когда агрессия полезна
Первая остановка губернатора в Северо-Енисейском районе – поселок Еруда. Основное внимание – золотодобывающей отрасли. Не секрет, что это одна из самых процветающих сфер экономики края. Но, как оказалось, и здесь не обходится без проблем. В принципе, основные мотивы характерны для всей России. Это неразвитая инфраструктура и недостаток энергии.
По словам гендиректора «Полюса» Владимира Совмена, сейчас на предприятиях компании электроэнергию приходится вырабатывать самостоятельно. Вроде бы и не в тягость, если не учитывать, что киловатт обходится нам в три раза дороже материковой энергии, идущей по магистральным сетям.
– В течение нескольких лет мы могли развиваться самостоятельно. Использовали свои мощности. Уже к следующему году предприятие готово повысить объем добычи руды до 16 млн тонн в год. Но, чтобы идти дальше, нужно подключение к сетям, – говорит Совмен.
По словам губернатора, отсутствие инфраструктуры сейчас не является камнем преткновения:
– Государство сегодня готово вкладывать средства в ее развитие. Но от бизнеса нужны соответствующие инициативы и гарантии. Чтобы деньги не были выброшены на ветер в том случае, если компания вдруг бросит участок. При таком сценарии бюджет просто потратит деньги впустую.
Кроме того, глава края потребовал от промышленников существенно увеличить объемы добычи. Как образно выразился губернатор, сейчас не время почивать на «золотых лаврах». Действительно, есть предприятия, которые вроде бы и развиваются, но получается как-то однобоко. В качестве примера глава края привел «Соврудник». Да, руды выдают ровным счетом столько, сколько запланировано. Да, зарплата сотрудникам платится вовремя, и притом неплохая. Но так было и пять лет назад.
– Стоять на месте недопустимо. Частники могли бы быть и агрессивнее при создании бизнес-планов. Говорите, что вам нужно, – обратился губернатор к золотодобытчикам.
И тут же подтвердил свою готовность помогать отрасли – министру промышленности и энергетики Денису Пашкову поручено сопоставить планы предприятий и рассмотреть возможность строительства линии электропередачи до Еруды.
Правда, взамен глава края потребовал от руководства рудника активнее работать с предприятиями региона. Причем сотрудничать буквально на всех фронтах. Например, сегодня на «Полюсе» есть своя лаборатория, которая справляется с объемом заказов. Но это сейчас, а куда пойдет заказ при увеличении объемов?
Кузнецов предложил использовать мощности СФУ:
– Этот университет снабжен самым современным оборудованием. И оно должно работать, а ученые зарабатывать. Думаю, сотрудничество будет взаимовыгодным. Зачем привлекать сторонние организации или самим закупать дополнительное оборудование? Мы не намерены довольствоваться объемами, если деньги уходят из края.
<strong<Не спать!
Активнее, активнее, активнее! Пожалуй, именно этот призыв стал рефреном поездки губернатора по северным территориям. И призыв этот относился не только к бизнесу. Казалось бы, где сейчас в крае самый притягательный магнит, точка роста? Конечно, Ванкор. Месторождение запущено в 2009-м, а уже к концу этого года здесь планируется добыть около 13 млн тонн нефти. Одно «но». На Ванкоре работают выходцы со всей страны, но только не местные жители.
– Из Игарки в нефтяной отрасли работает всего несколько человек. А ведь месторождение под боком. Да что там Ванкор, даже в ресторане нового аэропорта официанты из Красноярска. Я спрашивал нефтяников: что мешает? Оказалось, у игарчан и квалификация есть, и возможности для переобучения. Видимо, нет желания? Если проблема только в этом, если местные власти в силу каких-то причин спят, подтолкните, – обратился Кузнецов к нефтяникам.
А толкать, видимо, придется, ведь не одним Ванкором Таймыр прирастать будет. Сейчас здесь работает «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», которая приступает к освоению Юрубчено-Тохомского месторождения. Так что рабочие руки нужны.
Посетив одну из игарских школ, Кузнецов напрямую спросил ребят, знают ли они что-нибудь о Ванкорском месторождении. Знать-то знают, но только очень поверхностно. Хотя для старшеклассников в этой школе даже организован специализированный «Роснефть-класс». Глава региона потребовал специально организовать выезд детей на Ванкор, чтобы те на месте осознали масштаб проекта. Конечно, поездка не заставит каждого из ребятишек избрать путь нефтяника. Но даже если одного парнишку из класса зацепит «нефтянка», то это уже результат.
В игарской школе губернатор также повстречался с педагогическим коллективом. Выслушав череду жалоб на недостаток мебели, компьютеров и всего прочего, губернатор выяснил, что в прошлом году школа пыталась поучаствовать в эксперименте по новой системе оплаты труда. Однако конкурс не прошла. На простой вопрос губернатора: «Почему?» педагоги только пожали плечами.
– Плохо, что вы не знаете, где недоработали. Ведь знание своих ошибок позволяет избежать их в будущем, – посетовал губернатор.
<strong<Бардак начинается с мелочей
В городской больнице Игарки, поругав главного врача за бардак во дворе, губернатор внимательно осмотрел все объекты и даже сделал флюорографию.
В целом проблемы больницы характерны для всей отрасли. Не хватает оборудования, и вот уже несколько лет остается недостроенным дополнительный лечебный корпус.
Губернатор дал поручение первому заместителю министра здравоохранения края Егору Корчагину в оперативном порядке разработать проектно-сметную документацию и приступить к строительству.
Кстати, больничный корпус не единственный долгострой в Игарке. Вот уже три года в городе не могут подготовить проект реконструкции местной котельной, которая находится в аварийном состоянии. Увидев обшарпанные стены и залежи угля вокруг, Кузнецов призвал местных чиновников проявлять больше активности.
– Я не намерен терпеть такое положение. Ваша территория – одна из стратегически значимых. При этом многие проблемы возникают не из-за отсутствия денег, а из-за отсутствия желания. Старый город, например, давно должен быть демонтирован, ведь там никто не живет. И все-таки в течение нескольких лет положение не меняется. Нужно активнее работать, а не ждать, что кто-то придет и сделает все за вас. Я сторонник того, чтобы специалисты на Севере работали вахтовым методом. Северная романтика должна быть дозированной. При этом в городах и поселках должна быть создана необходимая инфраструктура, работающая как часы.
Комментарий
Валерий СЕМЕНОВ
заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края
– В большинстве северных территорий чувствуется, что люди горят желанием сделать жизнь лучше. Именно поэтому, несмотря на объективные трудности, Север живет, а не существует. Конечно, есть районы и отдельные муниципалитеты, где уровень управленческих решений еще далек от идеала. Но в целом задачи, которые мы ставим перед собой, исполняются.
Объединение края, которое мы недавно отмечали, дало дополнительный импульс для развития территорий. Конечно, те города, которые раньше процветали, сейчас находятся не в самом лучшем положении. Но, как показывает практика, иногда для улучшения условий на месте требуется инициатива тех, кто живет непосредственно на территории. Все свои обязательства краевая власть исполняет. Посмотрите на Ванкор. Кто бы мог подумать, что в России можно создать такое образцовое предприятие? Промзона, а вокруг такая чистота. Так что еще раз подчеркиваю – многое зависит от усилий местных чиновников.