6 июня в поселке Шушенское отключили последнюю в Сибири районную автоматическую телефонную станцию координатного типа. Все телефоны перевели на «цифру». С Шушенской АТСК ушла и эпоха аналоговых телекоммуникаций.
Историческое событие
На историческое событие на Шушенской АТСК собрались ветераны, которые проработали на телефонной станции всю жизнь, приехали гости из Красноярска и Хакассии, прибыл исполняющий обязанности министра цифрового развития Красноярского края Николай Распопин.
Дата, действительно, значимая. Районная автоматическая телефонная станция координатного типа работала на юге края почти 50 лет. Пусть и с огрехами, но обеспечивала жителей телефонной связью и внутри поселения, и по межгороду.
Строительство РАТС емкостью 2000 номеров началось в Шушенском к 100-летнему юбилею Владимира Ильича Ленина, который здесь отбывал ссылку с 1897 по 1900 годы. Тогда начал развиваться весь поселок. Появился музей «Сибирская ссылка Ленина», в 1970 году заложили и телефонную станцию. Строили ее по типовому плану – посреди поселка на возвышенности, чтобы в случае затопления вода не дошла до оборудования. Из-за этого и сама РАТС в трехэтажном здании располагалась на самом последнем, третьем этаже.
Спустя пять лет объект запустили в промышленную эксплуатацию. А еще через два года подоспела вторая очередь, потом третья. В итоге в начале 2000-х автоматическая телефонная станция обслуживала 6700 номеров. В небольшом поселке, где проживает 20 тысяч человек, имеется 8000 домохозяйств, телефонами были обеспечены практически все квартиры. Это большая редкость для советских времен, когда за телефонным номером приходилось стоять в очереди или доказывать, что ты ответственный работник, которому требуется связь.
«Алло, девушка, соедините с Москвой!»
Да и какая связь! Междугородний телефонный вызов тогда осуществлялся двумя способами — с помощью телефонистки (помните фильм «С легким паром!» и незадачливого Женю Лукашина: «Алло, девушка, соедините меня с Москвой») и полуавтоматическим способом, когда абонент набирал нужный междугородний номер и по окончании набора – свой собственный. Полуавтоматика путем встречного вызова сверяла соответствие вызывающего номера и после этого производила соединение.
— Это было долгое и сложное соединение. Которое не всегда корректно срабатывало, — рассказывает заместитель директора Красноярского филиала ПАО «Ростелеком», проработавший на Шушенской РАТС не один десяток лет, Валерий Клейкин. – А в 1985 году было установлено оборудование автоматического определения номера. Набираешь, и идет бульканье в трубке. Это зашифрованный цифровой код номера. Междугородний звонок стал похож на уже знакомую нам схему: 8 — гудок – вызываемый номер.
Старая районная автоматическая телефонная станция занимает целый этаж — сплошь шкафы с оборудованием и легкое пощелкивание – это для гостей включили стативную сигнализацию. Как говорится, для наглядности. Она ведет пятисекундный отсчет звонков и генерирует импульсы. Работает всего несколько стативов, работники говорят: если бы включили все, мы не смогли бы разговаривать – щелканье заглушает даже громкий разговор. А потому женщинам, которые обслуживали все эти приборы, приходилось вырабатывать командный голос.
Обслуживали станцию главный инженер, пять электромехаников, один электромонтер и инженер АОН (автоматического определения номера). Все ветераны станции пришли на ее торжественное отключение.
Династия начальников станции
Самым главным человеком на Шушенской РАТС была вот эта маленькая и сухонькая женщина – главный инженер Мария Яковлевна Клейкина. В сибирскую глубинку она приехала в 1957 году 20-летней девчонкой после окончания Минского техникума. Ее сразу назначили начальником станции.
— Здесь была маленькая комнатушка в местном музее, и стоял коммутатор на 100 номеров, — вспоминает Мария Яковлевна. – Уже было построено двухэтажное здание и лежало оборудование. Я спрашиваю: «Что за ящики?». А это рижская станция пришла на 200 номеров. Мне говорят: «Ждем специалиста, который разберется». А это я и приехала.
Телефонизация росла постепенно: сначала 200 номеров, потом 400, затем 500. А когда в 1975 году построили трехэтажное здание – мощность увеличилась до двух тысяч номеров. Обслуживали все своими силами.
— У нас девочки все самоучки, только двое из техникума. Я старшая по возрасту и по работе — всему учила их, — рассказывает Мария Клейкина. – Самое главное в нашей работе профилактика. У нас график был. Каждая ночная смена – проверка оборудования – как связь работает. Находили неисправные приборы, составляли список, а днем ремонтировали. Регулировщика у нас не было, и мы сами научились все исправлять.
Журнал, в который записывались неисправности, до сих пор лежит на столе – как в старые добрые времена. Валерий Клейкин и сам по нему работал, ремонтировал оборудование.
На станции он трудится с трехлетнего возраста: приходил с мамой монтировать новые приборы. Хорошо окончил школу, поступил в Новосибирский электротехнический институт, поработал там немного, а потом вернулся на родину – на знакомую с детства станцию. Трудился инженером. А когда мама ушла на пенсию, занял ее место – главного инженера.
Отец Валерия Николаевича, кстати, тоже на Шушенской РАТС трудился. Мария Яковлевна перетащила: увезла с Субботинского радиоузла. Вот такая династия.
Что, если не чудо?
Шушенская РАТС укомплектована оборудованием трех заводов – Рижского, Уфимского и Пражского. Последнее самое лучшее, говорят ветераны телефонной станции. Чувствуется стандарт качества. А вот приборы из Уфы в Сибирь оправили чуть ли не своим ходом – на камазах. За долгую дорогу все платы рассыпались и распаялись. Так что когда привезли новую станцию в Шушенское, персоналу пришлось собирать и спаивать ее заново. Но и то – долго потом вылезали разные огрехи. То к разговору двух абонентов третий подключался, то номера путались.
Сегодня, в эпоху сотовых телефонов, даже сложно представить, какие барьеры приходилось преодолеть и абоненту, и сотруднику АТС, чтобы просто поговорить по телефону. А возможности, которые предоставляет человеку интернет, и вовсе были из области фантастики!
Сейчас все 370 АТСК в Красноярском крае, Хакасии и Тыве переключены на «цифру». Шушенская станция держалась дольше всех, потому что следили за ее сохранностью тщательно. Применяли не аварийный метод ремонта, а профилактический – предупреждали поломки. Но все равно – ее время истекло. Координатной телефонной станции пришлось уступить место цифровой телефонии.
Шушенцы, как и другие россияне, с приходом сотовых телефонов начали отказываться от стационарной связи. Сейчас в поселке на юге края осталось две тысячи пользователей настольных телефонов. А с переходом на «цифру» все они уместились в одном маленьком шкафу. Он заменил огромный зал с оборудованием. И настолько надежен, что практически не требует обслуживания. Ее состояние автоматически мониторится оператором, который находится в Красноярске. А если поступает звонок о какой-либо неисправности – оправляет бригаду, которая базируется на месте, в Шушенском.
Технологии, без которых нам не жить
Решение о переключении РАТС на «цифру» было принято в конце 2022 года. С тех пор смонтировали цифровую станцию, переключили на нее имеющиеся номера. А торжественное отключение рубильника состоялось 6 июня. И. о. министра цифрового развития края Николай Распопин специально приехал в Шушенское, чтобы дать старт новой эпохе.
Сегодня историческое событие – мы отключаем последнюю в крае районную станцию координатного типа. Была аналоговая телефония, теперь цифровая, — сказал Николай Распопин. – Целый этаж оборудования уместился в маленьком коммуникационном шкафчике. Цифровые технологии позволяют каждому получать более качественные услуги, пользоваться различными сервисами, без которых мы свою жизнь уже не представляем.
«Ростелеком» активно осваивает территорию Шушенского района. С 2012 года абонентов подключают по технологии «оптика в дом». Сейчас в районе примерно 6 900 домохозяйств. А у «Ростелекома» более 3 300 абонентов широкополосного доступа в интернет, более 2 200 абонентов интерактивного телевидения, 1700 пользователей кабельного ТВ и более 1 300 абонентов фиксированной телефонной связи. Внедряют на юге края и сервисы для многоквартирных домов, например, умные домофоны.
— Мы живем в мире технологий, хотим получать качественную услугу. А «Ростелеком» развивает не только телефонную связь, но и другие направления, — говорит глава Шушенского района Дмитрий Джигренок. – Я один из первых пользователей системы «Умный дом», у меня установлено видеонаблюдение. Я промониторил предложения многих компаний и остановился на «Ростелекоме», потому что у них услуга доступнее.
«Ростелекому» важно не только развивать услуги и сервисы, но и чтобы они доходили до каждого уголка, малого населенного пункта в полном объеме и отличном качестве.
— Мы понимаем масштабы нашей родины, потому каждый год прокладываем сотни километров кабеля, доводим магистрали до малых населенных пунктов, ставим базовые станции. И там появляется сотовая связь и интернет, — рассказывает директор Красноярского филиала ПАО «Ростелеком» Алексей Усатов. – А когда кабель приходит в отдаленный населенный пункт, это дает ему толчок для развития. Мы устраиваем 100-процентное покрытие населенного пункта. Один из значимых проектов реализовали в Верхнеусинском Ермаковского района: в феврале провели кабель до каждого домохозяйства. Сейчас там подключено боле 200 абонентов, интерактивное телевидение, видеонаблюдение, скоростной интернет. А благодаря правительству края у них появилась еще и сотовая связь.
Экран, который видит вас насквозь
Сегодня организациям доступен широкий спектр услуг. Например, в музее-заповеднике «Шушенское» в холле, куда приходят экскурсионные группы, установлены умные экраны, которые демонстрируют посетителям сервисы музея. А Новая деревня (гостиничный комплекс) оборудована вайфаем.
Провайдер убеждает: эти услуги могут стать более интересными и емкими и для музея, и для посетителей. Умный экран, например, можно сделать интерактивным, установив рядом видеокамеру, которая будет определять пол и возраст посетителя. А экран выдавать информацию, интересную именно тому, кто перед ним стоит.
А сейчас в музее думают о развитии другого направления – распространение гостевого вайфая на всю мемориальную территорию и оборудовании кюаркодами особо ценных старинных объектов. Тогда узнать о том, как пользовались этим предметом или как изготавливали его в старину, можно будет просто отсканировав код. Увлекательно? Несомненно!
«Мы пойдем другим путем»
Глава Шушенского района Дмитрий Джигренок не зря рассказывал о технологии «Умный дом», к которой он прибегает. Как отмечают связисты, видеокамерами и датчиками движения, дымоулавливания и другими цифровыми технологиями все больше пользуются именно сельские жители. Они хотят следить за своими домашними животными и жить безопасно.
«Умный дом» — это целый набор цифровых технологий, спрятанных, казалось бы, в обычных вещах. Например, «умная» розетка способна передать на сотовый телефон информацию о том, что, уходя из дома, ты оставил включенным утюг. И отключить ее можно также удаленно. Датчики движения, открывания двери, затопления, дымоулавливания, лампочка меняющая цвет и яркость, а также измеряющая уровень шума, внешняя и внутренняя камеры с функцией ночного видения. Все это специалисты готовы поставить в любом сельском доме. Даже в шалаше Владимира Ильича Ленина, в котором вождь мирового пролетариата любил отдыхать, когда ходил на охоту. Правда, расположен этот музейный объект в национальном парке «Шушенский бор», и «дойти» до него оптоволокном можно, например, по экотропе, которая сейчас строится в заповедной территории (подобный проект реализуется в природном парке «Ергаки»).
В настоящее время шалаш Ильича можно увидеть в первозданном виде. В его окрестностях даже сотовой связи нет. А обладай Ленин цифровыми технологиями, которые сейчас предлагают сельчанам, глядишь, и страна бы наша пошла другим путем.