Кажется, реформа энергетики края близка к завершению. Для ее окончательного торжества не хватает последнего шага – каждому метру линий электропередачи дать своего собственника. И можно праздновать очередную победу религии рынка над здравым смыслом. При свечах.
Запутались в сетях
На последней сессии Законодательного собрания первый заместитель гендиректора ОАО «МРСК Сибири» Владимир Колмогоров выступил с докладом о катастрофическом положении электрических сетей в Красноярском крае. Перспектива встречать Новый, 2015 год при свечах не вызвала у депутатов ожидаемой паники. Или потому, что свечи и Новый год вполне сочетаются и даже привычны. Или потому, что такого рода катастрофы столь же привычны, как Новый год. Как доброе утро. Каждый раз, когда требуется побольше денег. Основным аргументом для приватизации энергосистемы Красноярского края был катастрофический износ сетей. Неуклонное повышение тарифов на электроэнергию было мерой вынужденной – исключительно для спасения населения и экономики. Та же схема реализуется в сфере ЖКХ – катастрофическая изношенность труб как повод изменения тарифов.
Нормальная логика говорит о том, что действительно существует предел прочности, и оборудование рано или поздно придет в негодность. Судя по регулярным авариям на подстанциях Красноярска, предел наступил… Однако многолетний опыт отсроченной катастрофы научил депутатов осторожности. Срок службы основных фондов сетевого оборудования – это трансформаторы и линии электропередачи – в среднем составляет 36 лет. Износ более 70 процентов свидетельствует о том, что в текущем тысячелетии основные фонды не заменялись. Главная функция собственника в управлении комплексом состояла в том, чтобы наблюдать за течением тока по проводам и слушать гудение трансформатора. Именно этот дзен-буддизм поглотил все финансовые ресурсы отрасли и даже потребовал внешних заимствований.
«Во всем виноват Чубайс»
Страница из презентации доклада Владимира Колмогорова
Конфликт интересов сводится к тому, что энергетический комплекс края органы власти рассматривают в первую очередь как систему жизнеобеспечения, в то время как собственники и менеджмент видят в ней источник максимальной прибыли. И все правы, только одни руководствуются уставом края, а другие – уставом акционерного общества. В первом уставе не предусмотрена прибыль, во втором уставе не предусмотрено население.
Себестоимость 1 кВт электроэнергии на момент начала реформ составляла 0,62 копейки. Если состояние сетей именно таково, как его описывает Владимир Колмогоров – а у нас нет оснований не доверять ему, можно предположить, что за все эти годы собственник не нес затрат, которые давали бы ему основания для повышения тарифа. И себестоимость 1 кВт энергии, произведенной на Красноярской ГЭС, по-прежнему не превышает одной копейки.
Характеризуя общую ситуацию энергосетевого хозяйства края, Владимир Колмогоров основной причиной катастрофы назвал не что-нибудь, а «всевозможные реформы и преобразования, которые сотрясали отрасль на протяжении последних 20 лет». Единственная региональная энергосистема, которая сохранила надежность и высокую рентабельность – «Иркутскэнерго». При том что тарифы там в два раза ниже, чем в Красноярском крае. На вопрос депутатов, как они выживают в таких условиях, представитель МРСК ответил:
– Прекрасно. Они изначально не подвергались реформированию, не дробились. Там до недавнего времени существовала вертикальная структура. Только недавно сети были выделены в компании.
И далее в докладе энергетика и в обсуждении депутатов прослеживалась странная логика: все издержки энергетики связаны с ее реформированием. А решение проблем, например, объединение территориальных организаций, о котором говорилось и на федеральном уровне, и на сессии Законодательного собрания, прямо противоречит логике реформ. Правда, согласуется со здравым смыслом. Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко поддержал идею объединения территориальных сетевых организаций в одном лице.
– О положении сетевого хозяйства все знали давно, но никто публично об этом не хотел говорить, – заверил Валерий Иванович. – Тем, что делается в этих 76 ТСО, может заняться и прокуратура, и МВД. Благодарю за возможность публичного разговора на важную тему. Впору просить Владимира Васильевича возглавить «Красноярскэнерго», чтобы спасти сетевое хозяйство края.
Болеем за футбол
Рассказывая о своей организации, Владимир Васильевич отметил, что, обслуживая 57 % сетей и обеспечивая передачу 74 % электрической энергии, филиал ОАО «МРСК Сибири» – «Красноярскэнерго» имеет лишь 54 % в выручке распределительных сетевых организаций края. Величина выпадающих доходов в 1,6 раза превышает уровень операционных расходов «Красноярскэнерго», что влияет на надежность электроснабжения потребителей края. Накопленная от деятельности на территории нашего региона задолженность ставит под угрозу кредитоспособность «МРСК Сибири» в целом. Если сравнивать с затратами другой организации – Красноярской региональной энергетической компании (КРЭК), то у нее в 2012 году на одну условную единицу было в 2,9 раза больше затрат, чем у «Красноярскэнерго». В то же время в тарифе КРЭК выделяются значительные средства на инвестиции, причем информация об их фактическом использовании в открытом доступе отсутствует.
В таких условиях, а также с учетом того, что в этом году заморожен рост тарифов и произошли другие изменения федерального законодательства не в пользу энергетиков, говорить о какой-то положительной перспективе в плане устойчивости энергоснабжения не приходится. Износ сетей уже составляет 70 %, по трансформаторам эта цифра еще выше – 80 %.
– Мы резко катимся вниз с точки зрения надежности, – заявил Владимир Колмогоров.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Валерий Семенов обратил внимание коллег на то, что, если бы была исполнена инвестиционная программа «Красноярскэнерго», которая согласовывалась с министерством промышленности и энергетики края три года назад, то износ сетевого хозяйства не достиг бы 70–80 %. В ответ Владимир Васильевич сообщил, что программа так и не была запущена.
Депутат Владимир Рейнгардт спросил, как МРСК намеревается преодолевать кризис, и получил такой ответ: антикризисной программы нет, но есть некоторые идеи, и если все сложится, то выпадающие доходы организации снизятся с пяти миллиардов рублей до одного миллиарда.
– По моей политической оценке, за что бы ни брался Чубайс, все приводило к печальным последствиям, – заявил председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко. – Иркутск и Новосибирск не пошли по пути, предложенному Чубайсом, и живут лучше, чем мы. Мое предложение: надо на федеральном уровне кардинально менять курс, предложить собственникам всех мелких ТСО передать их в единую сеть.
Практически во всех выступлениях депутатов указывалось на некоторое несоответствие между бедственным положением отрасли и совсем не бедственным состоянием ее менеджеров. Впрочем, это вполне объяснимо – для получения максимальной прибыли лучше всего сократить ненужные расходы. На ремонт сетевого хозяйства, например. И сосредоточиться на главном. На футболе. «Общая стоимость игроков ЦСКА в 2012 году составила 228,7 млн долларов. Команда финансируется ОАО «Россети». У болельщиков других команд есть серьезные основания экономить электричество.
P. S. Сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков внес на рассмотрение Государственной думы поправки в закон «О естественных монополиях». В частности, предусматривается ограничение некоторых видов непрофильных расходов:
«…Не допускается перечисление субъектами естественных монополий средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с деятельностью профессиональных спортивных команд.
…Пункт 2 статьи 7 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«перечислением средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходами на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий».
Законопроект должен быть рассмотрен Госдумой в середине февраля 2014 года.