На самое начало года приходится наибольшее количество православных праздников. Включая наиважнейший – Рождество, которое празднуется в России уже одиннадцать столетий. Первая неделя года рождественский пост, сочельник. Потом святки, Собор Пресвятой Богородицы, крещенский сочельник, Крещение. Не говоря уже о днях памяти святых.
Православное Рождество отличается от католического главным образом весьма скромным убранством праздника. Даже подарки и елка в России (традиция ставить ее в домах, к слову, вряд ли может считаться исконной и древней – ее привез из протестантской Европы царь Петр Первый) привычно именуются новогодними, а не рождественскими.Внешняя атрибутика при важности традиций не должна мешать появлению чувства внутреннего умиротворения и духовного созерцания радости праздника. Опять же неслучаен предрождественский пост – время самоанализа, духовный опыт, дающий возможность как бы посмотреть на себя со стороны, за счет этого очиститься и скорректировать свое поведение.То обстоятельство, что сегодня все больше жителей России стремятся отмечать православные праздники не абы как, а придерживаясь традиций, можно расценивать как явление положительное не только с религиозно-духовной, сколько с культурологической точки зрения. Это скорее вопрос общекультурного просвещения граждан. Если угодно, изучение традиций во многом может расцениваться как тот базис, на котором строится понимание собственной национальной и гражданской идентичности. Ну и понимание общемировой культуры заодно.Простейший пример. Незнание весьма стойких в дореволюционной России православных традиций делает затруднительным осмысленное чтение русской классики – Гоголя, Чехова, Бунина. Не говоря уже о Достоевском, который писал: «Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего».И не только русской, и не только классики. Даже западная массовая культура (будь то рождественская комедия или мистический художественный фильм) изобилуют отсылками к христианской традиции. Это и не удивительно – «у них» традиция в отличие от России никогда не прерывалась.
До первой звезды нельзя…
Предписания православной веры, которыми в свое время регламентировалась повседневная жизнь прихожан, породили огромный пласт бытовой культуры. Возрождение традиций порой проявляется в самых неожиданных областях. Пример тому – возникающий интерес к национальной русской кулинарии.
Стоит сказать, что такие популярные во всем мире «бренды», как водка, икра, пельмени и блины, лишь верхушка айсберга русской гастрономической культуры. Наличие в ней каких-то «сезонных» и праздничных блюд зачастую было обусловлено православными постами.
Сегодня рестораторы, гастрономы – культурологи и журналисты, специализирующиеся на кулинарной тематике, отмечают постоянно растущий интерес к вопросам сервировки традиционного православного рождественского стола.
– Что именно кушали наши предки, собираясь близким кругом 7 января, вопрос далеко не праздный, – говорит философ, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Денис Демьянов, в сферу интересов которого входят и вопросы, связанные с особенностями русской трапезы. – Мне нередко приходится посещать различные кафе и рестораны. Меню там читаешь как литературное постмодернистское сочинение. В определенном смысле я не возражаю против мультикультурализма, но когда в заведении, которое позиционирует себя как место, где можно отведать русскую кухню, я вижу огромный выбор суши и прочего мисо-супа, мне начинает казаться, что с нашим рационом что-то не в порядке. Уверяю вас, в аналогичном заведении в Японии вам никогда не предложат борщ или блины. Плотно общаясь с людьми, которые желают праздновать православное Рождество по всем правилам, сегодня я вижу, что готовить, как англичане, рождественского гуся (при всех достоинствах этого прекрасного блюда) они уже не стремятся. Скорее напротив, пристально штудируют Интернет в поисках «бабушкиных» рецептов. Надо сказать, что устоявшейся традиции рождественского меню (в отличие, скажем, от пасхального с крашеными яйцами и куличами) нет. Основное блюдо – праздничная кутья, или сочиво. Оно традиционно готовится из зерен пшеницы, которые отвариваются до размягчения и потом еще недолго кипятятся в разбавленном водой меде. Кроме того, в некоторых источниках сочивом называют любую постную пищу…
Тут стоит заметить, что традиционно православную рождественскую трапезу сложно назвать чрезмерной. Обилие блюд на столе не должно заслонять самой сути праздника. Опять же не стоит забывать и о времени, когда полагается садиться за стол. Очень многим памятна реклама банка «Империал» про Александра Суворова: «Пост, матушка, до первой звезды нельзя». И действительно, у верующих не принято садиться до тех пор, пока на небе не появится первая звезда. Считалось, что загорается именно та звезда, которая некогда возвестила волхвам в Вифлееме благую весть о рождении Христа. Прежде чем сесть за стол, его посыпали сеном – в память о вертепе и яслях, в которых родился Христос. На стол всегда подавали двенадцать блюд, а к столу садились в четном количестве. Если гостей набиралось нечетное количество, то на стол накрывался один свободный прибор.
– В том, что касается выстраивания своей повседневной жизни по канонам веры, нужно быть достаточно осторожным, – говорит Денис Демьянов. – Следует помнить, что не человек создан для поста, а пост для человека. Это в первую очередь духовная практика. Естественно, никакие каноны не запрещают отказываться от нее по состоянию здоровья, пожилым и больным людям, детям, беременным женщинам и кормящим матерям. Лучше уж вовсе не поститься, чем изнурять свой организм с каким-то почти сектантским фанатизмом и, по меткому определению древнерусского автора, «звероподобным рвением». Это не имеет ничего общего с истинной духовностью, – считает философ.
Такой тезис вполне подходит и к другим аспектам духовной жизни. Соборность, красота храмов и обрядов, огромный культурный, эстетический капитал русского православия, как и было сказано выше, призваны подчеркнуть, но не заслонить подлинную духовную сущность. Купание в проруби на праздник Крещения – веселое спортивно-оздоровительное мероприятие (весьма экстремальное в наших широтах, окруженное почти спортивным, соревновательным флером). К сожалению, духовная жизнь многих ограничивается тем, что они принимают в нем участие.
При этом культура русского народа и сама российская цивилизация строились не на ритуалах, пусть и красивых, но на более глубоких принципах.
Веропреемственная империя
Милосердие, стремление помогать ближнему, терпимость к другим верам и народам – важнейшая часть православного мировоззрения, которая не только сформировала национальный характер, но и укрепила государство.
Очевидно, что значительно более устойчивой будет та государственная конструкция, народы которой, как говорится, не должны друг другу ничего, кроме взаимной любви и уважения. Наверное, это можно назвать главным государственным принципом. Ведь жить дружно на самом деле гораздо проще, чем превращать свое отечество в клубок змей. К сожалению, сегодня не все это понимают. К еще большему сожалению, порой пытаются прикрыть подобные взгляды вольной трактовкой религиозных постулатов.
Если выстраивать номенологические гипотезы, можно сказать, что Россия имела все шансы называться аббревиатурой ОРК (Объединенные русские княжества), или что-то в этом духе.
Единое государство на Руси существовало не всегда. Именно принятие христианской веры стало тем цементом, который скрепил фундамент будущей империи.
В прошедшем году в России впервые отмечают день крещения Руси как памятную дату. «Под 6496 годом от сотворения мира (примерно 988 год нашей эры. —Ред.) благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым», – сказано в «Повести временных лет», наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов. Христианство как государственную религию ввел тогда в Киевской Руси святой равноапостольный князь Владимир. Его день в церковном календаре приходится на 28 июля (15 июля по старому стилю). Именно этот день включен указом президента в число памятных дат, которая с 2010 года официально будет отмечаться россиянами православного вероисповедания.
Трудно переоценить роль, которую сыграл исторический выбор русского князя в развитии государства. Новая общая религия положила начало объединению некогда разрозненных княжеств. Русь сблизилась с Европой и византийской цивилизацией.
Но самое главное – по сути, тогда произошло рождение и формирование нации.
Здесь снова кажется уместным сослаться на слова Федора Михайловича Достоевского: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась еще из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана».
Уникальность православия как государственной и государствообразующей религии заключается в открытости. Имперская, вне всякого сомнения, религия, самым тесным образом спаянная с государственным аппаратом (каждое официальное мероприятие в Российской империи предварялось молебном), отличалась тем, что проповедовала терпимость к другим вероисповеданиям и гостеприимство к другим народам. Больше того, о насильственном обращении в свою веру речь не шла даже в самые мрачные периоды истории Российского государства.
Пожалуй, слово «гостеприимство» здесь выбрано не вполне удачно – народы принимались в состав Российской империи не как гости (сиречь временщики), но как равноправные граждане – члены государственной общности. Вероисповедание решающей роли не играло – и сегодня полноправными россиянами могут называть себя и мусульмане, и буддисты, и христиане других конфессий – католики и протестанты: потомки немцев, поляков, латышей, эстонцев, литовцев и финнов, которые во множестве принимали российское подданство в XVI–XVII веках.
Справедливости ради стоит сказать, что хотя о каком-либо насильственном обращении речи не шло и все было строго добровольно, переход в православие в то время всячески поощрялся, в том числе при помощи системы различных льгот и налоговых послаблений.
Разрушая стереотипы
Русское православие в его нынешнем виде – религия сравнительно молодая. Хотя это не означает массового приобщения к церкви молодежи, количество молодых людей, уделяющих внимание духовной жизни, растет. Что уже немало, учитывая 70-летний государственный атеистический опыт.
Отчасти это обусловлено тем, что вера в XXI веке, так сказать, «пригламуривается», становится модной. Наиболее характерный пример – Иван Демидов, который в 90-е годы был известен главным образом как ведущий программы «МузОбоз» – телевизионного анклава отечественной, крайне низкопробной популярной музыки, снял свои фирменные темные очки и стал на какое-то время главным редактором православного телеканала «Благовест». Музыкальные клипы там, разумеется, тоже транслируются, но уже сугубо «тематические» – видео Жанны Бичевской, к примеру.
Актер и известный своими экстравагантными выходками богемный персонаж Иван Охлобыстин и вовсе становится священником (опять же на непродолжительное время). Параллельно с этим продолжает сниматься в кино, играя и вовсе бесовских, демонических персонажей (см. фильм «Царь» режиссера Павла Лунгина). В глубине своей православной веры публично признаются и прочие, совсем уж неожиданные персонажи. Совершенно нормально сейчас, когда священник является по первому, еще советскому, образованию специалистом по научному атеизму.
О своей приверженности православным традициям объявляют представители субкультуры байкеров и многие рок-музыканты (это вопреки тому, что многие отцы церкви продолжают объявлять рок сатанинской музыкой). Концерты Романа Неумоева и группы «Инструкция по выживанию», Константина Кинчева и группы «Алиса», Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Дмитрия Ревякина и группы «Калинов мост» вбирают в себя жанровые элементы проповеди. Из которой, кстати, можно делать самые разные идеологические выкладки.
Что уж говорить, если перед московским концертом британской готической неофолк-группы Current 93 на сцену вышел русский православный священник и освятил мероприятие, объявив музыку вполне христианской и богоугодной (хотя лидер коллектива Дэвид Тибет в прошлом активно интересовался магией, сейчас он действительно атрибутирует себя как христианина).
Скепсис многих по поводу всего вышеперечисленного вполне очевиден и понятен, ибо кесарю кесарево. При этом не стоит забывать и о многих позитивных примерах смычки православной, религиозной и светской культур. Лидер рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов, начавший карьеру киноактера еще в 80-е, являет собой прекрасный пример прогрессивного православия. Рок-н-ролльщик Мамонов щедро делится своим духовным опытом и своим пониманием христианской философии. Не говоря уже о том, что среди его последних ролей существует и поистине духоподъемная работа – в фильме Петра Лунгина «Остров» он сыграл монаха.
Множество священников вполне открыты к общению не только со своей паствой. Сегодня они присутствуют в Интернете, активно ведут блоги и посещают форумы.
Минусинский священник Сергей Круглов, интервью с которым в свое время было напечатано в нашей газете, из их числа. По первому образованию он журналист, стихи писать начал задолго до принятия сана, тогда же к нему и пришла первая литературная слава. Сегодня Круглов – один из ведущих российских поэтов, чьи книги выходят в престижной поэтической серии издательства «Новое литературное обозрение», лауреат ряда сугубо светских литературных премий (в том числе легендарной андеграундной премии имени Андрея Белого), активный участник литературной жизни страны. Хотя сегодня интерес к поэзии чрезвычайно низок, масштаб дарования и признания в данном случае именно федеральный, общероссийский. Он не ограничивается ни Минусинском, ни Красноярском.
Известная в Красноярске телерадиоведущая, продюсер одного из телеканалов Анна Куценко вполне органично сочетает в себе активную светскую жизнь с регулярной духовной. Она участвует в мероприятиях, которые организовывает Молодежный православный клуб при Красноярской епархии, одно время она редактировала газету «Православная лепта».
– Должна сказать, что сложившиеся стереотипы оказываются невероятно живучими. До сих пор очень многие убеждены, что православные храмы посещают исключительно такие, будто сошедшие с картин позапрошлого века старушки в платочках и разные калики перехожие. Это далеко от истины – в последнее время в церкви я вижу все больше молодых лиц, – говорит Анна.