Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Конституцию Российской Федерации. Теперь последнее, решающее слово – за народом России. Предполагается, что народное голосование будет проходить в апреле. После одобрения гражданами России изменений в Конституцию президент издаст указ об официальном опубликовании обновленного основного закона и дате его вступления в силу.
Напомним, что первый пакет поправок в январе текущего года внес президент Российской Федерации. Он содержал 22 пункта.
Инициатива президента была широко поддержана. Ко второму чтению членами рабочей группы по подготовке изменений основного закона, депутатами и сенаторами было подготовлено около 400 поправок. Из них в основной закон внесено 206.
Изменения затрагивают основные сферы жизни государства и общества и в полной мере отражают те из них, которые произошли в стране за 27 лет с момента принятия Конституции 1993 года.
Каковы же основные новшества, за которые будет предложено проголосовать гражданам России?
Глубокая преемственность
Все конституции, принятые ранее в нашей стране, начиная со сталинской Конституции 1936 года, декларировали разрыв с историческим прошлым. Причины очевидны. Страна победившего социализма не могла объявить себя преемником идеалов царской России, а стране, вступившей на рыночный путь, необходимо было радикально отмежеваться от недавнего социалистического прошлого.
Но история страны не режется на части господствующими в то или иное время «измами». Она едина, и, отрывая себя от прошлого, мы становимся Иванами, не помнящими родства. И в этом смысле фраза «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства…» – долгожданная необходимость. Это мостик в глубины того времени, когда закладывались основы нашей цивилизации – те основы, которые не смогли поколебать войны и революции.
Еще один мостик, но уже к недавнему прошлому, – заявление о том, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР в отношении всех обязательств, принятых в свое время СССР. Это тоже подтверждение единства Руси – России – СССР. Мы можем отказаться от идеологии наших предшественников, но мы не можем отказаться от их обязательств.
И, наконец, еще одно важное положение.
Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
На первый взгляд, эта поправка вызвана ревизией Второй мировой войны и роли в ней СССР, которая активно раскручивается в ряде западных стран. Однако попытки дискредитировать Россию, объявить ее варварской и агрессивной державой имеют многовековую историю. И «подвиг народа при защите Отечества» следует понимать гораздо шире – от двухмесячного штурма Батыем «злого города» Козельска до боя у высоты 776.
Россия – социальное государство
Как бы ни хотелось об этом кому-нибудь забыть, но государство не собирается отказываться от своих социальных обязательств. Более того, они фиксируются в основном законе страны, что автоматически делает их приоритетными.
Поправки закрепляют гарантии для различных групп населения. Так, для работающих граждан закрепляется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Пенсионерам гарантируется индексация пенсий не реже одного раза в год. Также в новой редакции основного закона фиксируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Но особое внимание в проекте новой Конституции уделяется будущему страны – детям. Стоит процитировать п. 4 новой статьи 671:
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Вполне очевидным следствием такого подхода является гарантированная новым основным законом защита традиционных ценностей: семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Не подлежат пересмотру и исполнению
Группа поправок направлена на закрепление российского суверенитета и национальной независимости. Прежде всего это положение о недопустимости пересмотра границ. Запрещаются не только действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, но даже призывы к таким действиям. Это особенно важно сейчас, когда определенными силами всячески муссируются вопросы принадлежности Крыма или группы южных Курильских островов.
Надо отметить, что эти дискуссии уже внесли раскол в российское общество. Определенная его часть согласилась с лукавым принципом обмена территорий на блага. Другая часть опасается, что руководство страны не выдержит внешнего давления. Но ведь здесь достаточно сделать только один шаг назад, и следом за Крымом и Курилами появятся претензии на Калининградскую область, Арктику, на которую сегодня с жадностью поглядывают многие. И вот новая поправка однозначно ставит заслон этим дискуссиям. И это можно воспринимать как современную интерпретацию еще одного российского принципа: «единая и неделимая».
Однако, кроме территориальных проблем, в наших международных отношениях есть и другие болевые точки. Зачастую мы вынуждены исполнять совершенно невыгодные России решения международных институтов, потому что в свое время провозгласили примат международного права над отечественным. Но ни одно государство никогда по доброй воле не подчинялось диктату извне, если это противоречило государственным интересам. И сегодня, заявляя, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению», мы тем самым говорим, что не являемся проигравшей стороной, вынужденной выполнять в ущерб себе чужие указания. Что мы готовы и будем отстаивать свои национальные интересы и свои законы.
Кто может стать президентом
К кандидату на должность главы государства вводятся новые требования. Он должен прожить на территории России не менее 25 лет. Ни на момент выборов, ни в прошлом кандидат не должен иметь гражданства либо вида на жительство другого государства. Президенту Российской Федерации запрещается иметь счета в иностранных банках, хранить за рубежом наличные денежные средства и ценности.
Новыми поправками ограничиваются и возможности длительного пребывания на этом высоком посту. Президент РФ не может занимать эту должность более двух сроков.
Однако эта новация (кстати, предложенная В. В. Путиным) вызвала у депутатов Госдумы большие сомнения. Очевидно, что она вычеркивает из списка будущих кандидатов действующего президента.
Между тем, как отметила в своем выступлении депутат Валентина Терешкова:
– Вопрос ведь не просто о должности главы государства, но и о человеке, которому доверяют, который в сложнейших обстоятельствах принимал решения и отвечал за них и на которого люди привыкли рассчитывать и полагаться.
По мнению Терешковой, Владимир Путин обладает мощнейшим авторитетом и является символом стабильности, которая сегодня, в эпоху политических и экономических штормов, как никогда нужна жителям России. В связи с этим депутат предложила два варианта изменений: либо вообще отменить норму о двух сроках, либо обнулить президентские сроки для действующего главы государства. Депутаты поддержали второй вариант, который и включен в виде новой поправки в текст обновленной Конституции.
Еще одна новация – введение неприкосновенности для президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. Это не означает, что высшее должностное лицо становится выше закона.
Неприкосновенность может быть с него снята, но только по очень серьезным основаниям, перечисленным в п. 1 статьи 93:
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
На самом деле, положение о неприкосновенности бывшего главы государства – весомый фактор в пользу сменяемости власти. Ведь зачастую политические лидеры стремятся сохранить власть максимально долго, в том числе и потому, что опасаются преследований своих политических противников. Новые поправки не освобождают президента от ответственности за тяжкие преступления, но порядок привлечения к ответственности достаточно сложен и строго регламентирован, что не позволит использовать этот механизм в политических целях.
Совершенствование структуры управления
Значительная часть новаций в пакете поправок посвящена системе управления. Одно из наиболее интересных новшеств – закрепление роли Государственного совета РФ в качестве главного органа, координирующего работу всех ветвей власти. Другим важным трендом является повышение роли представительных органов: Государственной думы и Совета Федерации.
Депутаты Госдумы получат право утверждать кандидатуру председателя Правительства РФ, заместителей председателя Правительства и федеральных министров, за исключением ряда ключевых министров, в том числе силового блока, которыми руководит непосредственно президент.
Руководители структур, отвечающих за оборону и безопасность, министерств внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации. Также сенаторы будут вправе отрешать от должностей судей любого уровня за поступки, порочащие честь и достоинство судьи.
«Другая сыщется столица…»
И еще одна новация, о которой давно мечтают в регионах. Все высшие структуры федеральной власти сегодня находятся в Москве, и это серьезно ограничивает конкурентные возможности других российских городов. В обновленной Конституции ограничения на «столичность» будут сняты – в ней будет закреплена норма о том, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов госвласти может быть не только Москва, но и другой город, определенный федеральным конституционным законом.
Основные поправки к действующей Конституции, принятые Государственной думой
Государственный суверенитет
Статья 67
дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.».
Статья 671
2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
Социальные гарантии
Статья 75
5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Статья 75
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Приоритет российских законов
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Статья 81
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Требование к кандидату на должность президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Статья 81
3. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков.
Статья 81
31. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.