Несколько часов в пути по острому скальнику со скоростью 15–20 км в час, и мы попадаем в царство драг. Россыпное золото района достают из недр природы именно они – горно-обогатительный агрегат, расположенный на плавучей платформе. Драга – не от слова «дрожать». А от английского drag – «тянуть, тащить, чистить дно».
В 1900 году на реке Удерей, прииске Калифорнийском, была опробована одна из первых плавучих золотопромывальных фабрик – драг, переброшенных из Новой Зеландии в Сибирь. С этого события и началась история дражного флота Енисейской губернии. Прогресс закрыл страницу мускульного способа добычи золота.
Дражная археология
Первым дражным предприятием в районе стало Тейское золотопромышленное товарищество. Первая драга работала на Тее, вторая – на реке Енашимо. В музее золотодобычи хранится деревянная шестеренка первого поколения плавучих фабрик.
Не менее интересный артефакт – двухметровый бивень мамонта, который дражники выловили в 2013 году. И это не единственный археологический экспонат, подаренный музею с полигонов отработки золотых россыпей. Огромные старинные весы для взвешивания золота, изготовленные в Енисейске в 1834 году. Трактор времен первых пятилеток СССР (его можно увидеть в сквере Победы и труда).
Отдать якоря
Директор одного из крупных дражных предприятий района Владимир Ковальский рассказывает, что «лунные ландшафты», которые оставляет после себя драга, подлежат рекультивации:
– Мы выравниваем местность, за три–пять лет земля зарастает лесом. И сажать ничего не надо, идет хорошее естественное лесовосстановление.
Первые паровые драги были маломощны, черпали грунт на глубину не более шести метров. А новые способны достичь 12 метров без всяких взрывов. Как говорится, что подняли, то обратно и опустили. Поэтому ущерб природе минимальный.
Владимир Ковальский подчеркивает, свою северную землю дражники любят и ценят: как можно родное уничтожать? Цена золота высока, но его добыча влияет на экологию не более, чем обычная цивилизация.
Чтобы сравнить прошлое и будущее дражного флота, едем на самую старую драгу района, которая запущена в эксплуатацию в 1927 году. Ее, конечно, почти полностью модернизировали, но часть конструкций и сама модель – из прошлого века. Это драга носит номер 23. Изготовлена в Англии и частично в Санкт-Петербурге. Емкость черпака всего 80 литров.
За год драга перерабатывает порядка 300 тысяч кубометров грунта, что при среднем содержании по полигону 130 миллиграммов золота позволяет добыть порядка 40 кг драгоценного металла. Старейшина среди драг добыла уже более пяти тонн золота! В отличие от более современных моделей, работающих по принципу шагающих экскаваторов, эта драга маневрирует только с помощью канатов – боковых, кормовых и берегового. Михаил Барсуков, начальник 92-летней драги, говорит, что по производительности она не уступает аналогам. Но размеры ее более скромные, чем, например, у драги № 16. Здесь все параметры в два раза больше. Только объем ее черпака – аж 150 литров.
Максим Казанцев, начальник драги № 16, ведет нас в просторную рубку, где сидит драгер, практически он капитан корабля, только без штурвала. Все управление автоматическое, маршрут построен маркшейдерами и нанесен на карту.
– Мы идем по отводу русла реки Еруды, с разворотами согласно горно-инженерным работам, проведенным на полигоне. Если очередные съемки будут богатыми, пойдем выше. Проще говоря, куда металл тянет, туда и движемся. Раз-два в неделю маркшейдеры приезжают и корректируют отработку драги. Карту-план мы получаем перед самым началом промывочного сезона. Работаем в границах землеотвода, наша задача – все собрать максимально, – поясняет Максим Казанцев. Особенность залегания россыпного золота – витиеватые жилки, за которыми и ходит драга. Путь ее никогда не бывает прямым и простым. Она постоянно маневрирует, тщательно исследуя участки. Каждое утро наработанное золото дражники отдают приезжающим на полигон инкассаторам.
Владимир Ковальский сожалеет, что сегодня в артели дражников специалисты работают вахтовым методом, никто к предприятию не привязан, захотел – уехал и прости-прощай. По словам директора, для стабильности, а тем более развития предприятия, это не совсем позитивный тренд:
– Вот раньше шофер заботился о бульдозере как о родном. А сейчас кому доверишь дорогую импортную технику, которую мы закупаем в кредит? Временщику, который, если не понравилось ему на драге, взял расчет и уехал? Но мы стараемся, набираем хорошие кадры, гордимся своими сотрудниками. Пессимизма не допускаем. Надо работать, а не жалеть себя.
Мост через Чиримбу
Большая стройка в глухой тайге – на реке возводят новый мост. Это место примечательно как старт ежегодных школьных сплавов на катамаранах. Для ребят путешествие по реке стало любимым отдыхом.
Вместе с командой опытных инструкторов со всем необходимым снаряжением дети почти 10 дней живут в походных условиях, проходят Питские пороги, рыбачат, купаются, готовят еду на костре.
Не все то, что блестит…
Пирит называют золотом дураков. Это минерал, который неопытные старатели часто путали с самородным золотом. Неудивительно, ведь пирит обладает шикарным блеском, завораживающим любого. Полюбоваться на большие куски пирита можно прямо под ногами на любом карьере Северо-Енисейского района. Но везти его как сувенир не стоит, подарок для образованного человека сомнительный.