Коренные народы края: от севера до юга

Коренные народы края: от севера до юга

Наступивший 2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России. Такое решение было принято президентом для сохранения традиций, этнокультурного многообразия и самобытности всех этнических общностей.

Красноярский край – многонациональный регион. Здесь проживают представители более 150 национальностей, в том числе коренные народы, которые населяли эту землю еще в далекие времена, предшествовавшие рождению Красноярья. Они, по мнению историков, появились здесь 200 тысяч лет назад. Освоение территории началось с юга и продолжилось на север вдоль Енисея. Первыми жителями стали монголоидные племена, затем тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие. Все с уникальными традициями, обычаями, которые формировались веками.

Сегодня мы представим лишь отдельные наброски к портретам этих народов.

Группа: тюрки

Якуты, долганы, хакасы и чулымцы принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи. К тюркской языковой группе также относятся тувинцы, шорцы, алтайцы, тофалары, кумандинцы, телеуты. Все они являются выходцами из Южной Сибири. Также в крае проживают буряты (монгольская группа алтайской языковой семьи).

Якуты

Их в крае насчитывается порядка 1,4 тыс. человек.

Большая часть сосредоточена в основном на северо-востоке Эвенкии в районе озера Ессей.

Традиционное занятие: охота, рыболовство, скотоводство.

Жилище: балаган прямоугольной формы, с невысокими наклонными стенами из тонких бревен, обмазанных глиной, низкой двускатной крышей из коры и дерна. С XVIII века распространяются срубные юрты с пирамидальной крышей, которые напоминают большой чум.

Северные якуты-оленеводы использовали также чум и домик на полозьях (балок). Хозяйственные постройки включали хлевы для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.

Долганы

Самая большая группа коренных народов Севера в крае. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части расселены по Авамской тундре на Енисее.

Традиционное занятие: оленеводство, охота и рыболовство.

Жилище: избы русского образца, шестовой чум, балаган якутского типа, балок.

Интересный факт

Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый букварь – в 1981 г., одним из авторов алфавита была долганская поэтесса Огдо Аксенова.

Хакасы

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Они потомки древнего населения Минусинской котловины. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата – государства IX–XIII веков на Среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска.

Традиционное занятие: полукочевое скотоводство.

Жилище: круглая юрта, крытая берестой летом и войлоком зимой, – традиционное жилище у скотоводов. С переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни распространилась стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей.

С рубежа XIX–XX веков стала использоваться русская срубная изба.

Чулымцы

В Красноярском крае компактно проживают в Тюхтетском районе в деревнях Пасечное и Чиндат. Предки чулымцев, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV–XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций.

Национальный вид спорта: гонки на лодках-обласках.

Традиционное занятие: рыболовство, собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы.

Жилище: землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты, временные жилища – чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII века основным типом жилища становится русская изба.

Интересный факт

Чулымский язык является бесписьменным.

Группа: самодийцы

К ней относятся нганасаны, энцы, ненцы, селькупы

Нганасаны

Проживают в северной и центральной части Таймыра. В дореволюционной литературе были известны как самоядь (самоеды тавгийские, авамские, вадеевские). Являются потомками древнейшего населения Таймыра – неолитических охотников на дикого оленя. В наше время нганасаны делятся на две группы: западную (авамских нганасан) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципального образования и восточную (вадеевских нганасан) с центром в поселке Новая Хатангского муниципального образования.

Традиционное занятие: охота на дикого оленя и водоплавающую дичь, домашнее оленеводство и рыболовство.

Жилище: землянка, чум. С середины XX века все больше нганасан стало селиться в домах, построенных по типовым проектам. Чумы почти не сохранились.

Интересный факт

Год для нганасан начинается в феврале.

Энцы

Считается, что их предки пришли на Таймыр из Присаянья, Южной Сибири, Среднего Притомья. Энцы (эннэчэ – «человек») – коренной народ севера Красноярского края. Проживают на западе Таймыра в поселке Воронцово и Потапово.

Традиционное занятие: охота на северного оленя. Раньше охотились с луком, сейчас с ружьем. Распространена пушная охота (песец, лисица, горностай) с применением самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. Также занимались домашним оленеводством, рыболовством.

Жилище: конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х годов начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок). Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Интересный факт

Главным в семье у энцев считается мужчина, они считают, что женщина создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта.

Ненцы

До революции их называли юраками и самоедами. На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев.

Традиционное занятие: крупнотабунное оленеводство. Используют оленегонных лаек – особую породу собак, обученных охранять оленей и управлять их движением по команде хозяина.

Жилище: кочевое стойбище из нескольких чумов, построенных на еловых шестах от 5 до 7 м высотой с покрытием из оленьих шкур. Костер в центре чума сегодня повсеместно заменяют металлической переносной печкой с трубой. В стационарных поселках дома ненцев построены по типовым проектам.

Интересный факт

Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.

Селькупы

«Солькуп, шелькуп – «таежный человек». Устаревшее название – остяко-самоеды. Самый восточный ареал расселения – на реке Турухан Красноярского края.

Традиционное занятие: охота и рыболовство. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. Раньше для этого использовали лук. Сложный клееный селькупский лук славился в Сибири своим качеством.

Жилище: землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным. Сейчас чаще используют брезент. Большинство селькупов сегодня проживают в современных типовых домах.

Интересный факт

Шаманизм у селькупов уже давно канул в Лету, но в сознании представителей этого народа остались духи-покровители и грозные божества, с которыми лучше дружить. Тотемизм проявляется в том, что у южных селькупов семьи ведут свой род от птиц, а у северных – от лесных зверей.

Группа: тунгусо-маньчжуры

К ним относятся эвенки, нанайцы, эвены и др.

Эвенки

Коренной народ Восточной Сибири. Устаревшее русское название эвенков – тунгусы. Проживают на большой территории России и за ее пределами (Маньчжурия (Китай), Монголия).

Традиционное занятие: таежное оленеводство, охота, сезонное рыболовство. Оленей использовали под вьюк, для верховой езды, доили. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом лук, самострел, копье, ловушки, петли; с XVIII века – огнестрельное оружие и капканы.

Жилище: стойбища состояли из чумов с коническими остовами из жердей, покрытых зимой шкурами, а летом – тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган. Хозяйственные постройки – свайные настилы, срубные амбары и лабазы.

Интересный факт

У эвенков до ХХ века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.

Особые кеты (отдельная группа)

Представители этого коренного народа края живут в среднем и нижнем течении Енисея. Главный кетский поселок – Келлог, где проживали более 200 кетов. Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом.

Это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Отличительная черта культуры: куклы – хранительницы рода (обереги), которые обязательно жили в каждой кетской семье. Куклу называли Алэл, вырезалась она из дерева, одевалась в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьей шкуры или другого меха. Алэл была женского рода, она помогала по хозяйству, берегла добро и здоровье семьи.

Традиционное занятие: пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Жилище: полуземлянка (земляной чум) с каркасом из бревен, а также конический чум (кус), покрытый берестой, временные шалаши. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках. С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома.

Интересный факт

Письменность для кетов была разработана в 1980-х годах. Тогда в ряде поселков края началось преподавание этого языка в начальных классах.

Фото my.krskstate.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности