Коренные народы края: от севера до юга

Коренные народы края: от севера до юга

Наступивший 2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России. Такое решение было принято президентом для сохранения традиций, этнокультурного многообразия и самобытности всех этнических общностей.

Красноярский край – многонациональный регион. Здесь проживают представители более 150 национальностей, в том числе коренные народы, которые населяли эту землю еще в далекие времена, предшествовавшие рождению Красноярья. Они, по мнению историков, появились здесь 200 тысяч лет назад. Освоение территории началось с юга и продолжилось на север вдоль Енисея. Первыми жителями стали монголоидные племена, затем тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие. Все с уникальными традициями, обычаями, которые формировались веками.

Сегодня мы представим лишь отдельные наброски к портретам этих народов.

Группа: тюрки

Якуты, долганы, хакасы и чулымцы принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи. К тюркской языковой группе также относятся тувинцы, шорцы, алтайцы, тофалары, кумандинцы, телеуты. Все они являются выходцами из Южной Сибири. Также в крае проживают буряты (монгольская группа алтайской языковой семьи).

Якуты

Их в крае насчитывается порядка 1,4 тыс. человек.

Большая часть сосредоточена в основном на северо-востоке Эвенкии в районе озера Ессей.

Традиционное занятие: охота, рыболовство, скотоводство.

Жилище: балаган прямоугольной формы, с невысокими наклонными стенами из тонких бревен, обмазанных глиной, низкой двускатной крышей из коры и дерна. С XVIII века распространяются срубные юрты с пирамидальной крышей, которые напоминают большой чум.

Северные якуты-оленеводы использовали также чум и домик на полозьях (балок). Хозяйственные постройки включали хлевы для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.

Долганы

Самая большая группа коренных народов Севера в крае. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части расселены по Авамской тундре на Енисее.

Традиционное занятие: оленеводство, охота и рыболовство.

Жилище: избы русского образца, шестовой чум, балаган якутского типа, балок.

Интересный факт

Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый букварь – в 1981 г., одним из авторов алфавита была долганская поэтесса Огдо Аксенова.

Хакасы

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Они потомки древнего населения Минусинской котловины. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата – государства IX–XIII веков на Среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска.

Традиционное занятие: полукочевое скотоводство.

Жилище: круглая юрта, крытая берестой летом и войлоком зимой, – традиционное жилище у скотоводов. С переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни распространилась стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей.

С рубежа XIX–XX веков стала использоваться русская срубная изба.

Чулымцы

В Красноярском крае компактно проживают в Тюхтетском районе в деревнях Пасечное и Чиндат. Предки чулымцев, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV–XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций.

Национальный вид спорта: гонки на лодках-обласках.

Традиционное занятие: рыболовство, собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы.

Жилище: землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты, временные жилища – чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII века основным типом жилища становится русская изба.

Интересный факт

Чулымский язык является бесписьменным.

Группа: самодийцы

К ней относятся нганасаны, энцы, ненцы, селькупы

Нганасаны

Проживают в северной и центральной части Таймыра. В дореволюционной литературе были известны как самоядь (самоеды тавгийские, авамские, вадеевские). Являются потомками древнейшего населения Таймыра – неолитических охотников на дикого оленя. В наше время нганасаны делятся на две группы: западную (авамских нганасан) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципального образования и восточную (вадеевских нганасан) с центром в поселке Новая Хатангского муниципального образования.

Традиционное занятие: охота на дикого оленя и водоплавающую дичь, домашнее оленеводство и рыболовство.

Жилище: землянка, чум. С середины XX века все больше нганасан стало селиться в домах, построенных по типовым проектам. Чумы почти не сохранились.

Интересный факт

Год для нганасан начинается в феврале.

Энцы

Считается, что их предки пришли на Таймыр из Присаянья, Южной Сибири, Среднего Притомья. Энцы (эннэчэ – «человек») – коренной народ севера Красноярского края. Проживают на западе Таймыра в поселке Воронцово и Потапово.

Традиционное занятие: охота на северного оленя. Раньше охотились с луком, сейчас с ружьем. Распространена пушная охота (песец, лисица, горностай) с применением самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. Также занимались домашним оленеводством, рыболовством.

Жилище: конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х годов начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок). Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Интересный факт

Главным в семье у энцев считается мужчина, они считают, что женщина создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта.

Ненцы

До революции их называли юраками и самоедами. На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев.

Традиционное занятие: крупнотабунное оленеводство. Используют оленегонных лаек – особую породу собак, обученных охранять оленей и управлять их движением по команде хозяина.

Жилище: кочевое стойбище из нескольких чумов, построенных на еловых шестах от 5 до 7 м высотой с покрытием из оленьих шкур. Костер в центре чума сегодня повсеместно заменяют металлической переносной печкой с трубой. В стационарных поселках дома ненцев построены по типовым проектам.

Интересный факт

Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.

Селькупы

«Солькуп, шелькуп – «таежный человек». Устаревшее название – остяко-самоеды. Самый восточный ареал расселения – на реке Турухан Красноярского края.

Традиционное занятие: охота и рыболовство. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. Раньше для этого использовали лук. Сложный клееный селькупский лук славился в Сибири своим качеством.

Жилище: землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным. Сейчас чаще используют брезент. Большинство селькупов сегодня проживают в современных типовых домах.

Интересный факт

Шаманизм у селькупов уже давно канул в Лету, но в сознании представителей этого народа остались духи-покровители и грозные божества, с которыми лучше дружить. Тотемизм проявляется в том, что у южных селькупов семьи ведут свой род от птиц, а у северных – от лесных зверей.

Группа: тунгусо-маньчжуры

К ним относятся эвенки, нанайцы, эвены и др.

Эвенки

Коренной народ Восточной Сибири. Устаревшее русское название эвенков – тунгусы. Проживают на большой территории России и за ее пределами (Маньчжурия (Китай), Монголия).

Традиционное занятие: таежное оленеводство, охота, сезонное рыболовство. Оленей использовали под вьюк, для верховой езды, доили. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом лук, самострел, копье, ловушки, петли; с XVIII века – огнестрельное оружие и капканы.

Жилище: стойбища состояли из чумов с коническими остовами из жердей, покрытых зимой шкурами, а летом – тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган. Хозяйственные постройки – свайные настилы, срубные амбары и лабазы.

Интересный факт

У эвенков до ХХ века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.

Особые кеты (отдельная группа)

Представители этого коренного народа края живут в среднем и нижнем течении Енисея. Главный кетский поселок – Келлог, где проживали более 200 кетов. Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом.

Это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Отличительная черта культуры: куклы – хранительницы рода (обереги), которые обязательно жили в каждой кетской семье. Куклу называли Алэл, вырезалась она из дерева, одевалась в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьей шкуры или другого меха. Алэл была женского рода, она помогала по хозяйству, берегла добро и здоровье семьи.

Традиционное занятие: пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Жилище: полуземлянка (земляной чум) с каркасом из бревен, а также конический чум (кус), покрытый берестой, временные шалаши. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках. С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома.

Интересный факт

Письменность для кетов была разработана в 1980-х годах. Тогда в ряде поселков края началось преподавание этого языка в начальных классах.

Фото my.krskstate.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи