Красноярский край имеет самое прямое отношение к развитию космической отрасли в России. Именно у нас, в сердце страны, подальше от границ, началась ракетная история Советского Союза на Красноярском машиностроительном заводе.
Как рождалась ракетная отрасль
До войны это предприятие выпускало оборудование для горнодобывающей отрасли, в Великую Отечественную — пушки, минометы, авиационные бомбы и морские мины. А в 1958 году здесь решили делать ракеты. Летом 1960 года на Красмаше даже побывал «отец» советского ракетостроения Сергей Павлович Королев. Но это большой секрет!
В апреле 1961 года завод начал выпуск первой одноступенчатой баллистической ракеты среднего радиуса действия. В 1964 году приступил к выпуску ракеты-носителя для выведения на различные орбиты легких спутников. Серийно ракета-носитель изготавливалась до 1971 года, потом ее производство передали в Омск. К 2000 году она вывела на разные орбиты более 1000 искусственных спутников Земли.
С середины 60-х годов Красмаш начал серийно выпускать баллистические ракеты для подводных лодок. Последняя носит романтичное имя – «Синева».
В 1989 году Красмаш вернулся к изготовлению космической техники, освоив производство базовых модулей разгонного блока для ракет-носителей «Протон». В 1997 году – для ракеты «Зенит-3SL» – части проекта «Морской старт». Всего было освоено 14 модификаций.
Именно на Красмаше создали унифицированный разгонный блок для ракет-носителей – с улучшенными энергетическими характеристиками за счет нового жидкостного ракетного двигателя на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива.
Кстати, ракету-носитель в Красноярске можно увидеть прямо на улице – перед зданием СибГАУ.
Идем в музей космонавтики
Раньше все изделия были засекречены. А сейчас их можно увидеть в Красноярском музее космонавтики. Так называют учебно-демонстрационный центр СибГУ имени М. Ф. Решетнева, который расположен в здании студенческого Дворца культуры «Аэрокосмический».
Просто так в этот уникальный объект, совмещающий в себе функции музея и учебного подразделения, не попадешь. Только по предварительной записи и только с экскурсией. Накануне 12 апреля отправились на экскурсию в музей красноярской космонавтики и мы.
Единственный за Уралом учебно-демонстрационный центр состоит из двух залов — ракетно-космической техники и пилотируемой космонавтики. В первом зале — натурные образцы и макеты.
Семь образцов ракетно-космической техники, представленных на выставке, изготавливались на Красмаше и заняли почетное место в экспозициях центра. Например, ракетный двигатель 4Д-10, камера сгорания маршевого двигателя РД-216 ракеты Р-16, турбонасосный агрегат ракетного двигателя 4Д-75, турбонасосный агрегат ракетного двигателя РД-119, днище первой ступени ракеты 4К-75, ракетный двигатель РД-119, корректирующая двигательная установка космических аппаратов КДУ-414.
Здесь можно не только увидеть, но и оценить — как менялась научная мысль в прошлом веке. Если первый космический двигатель был огромен – в два (а то и три!) человеческих роста – очень тяжелый и не очень подходящий для космических ракет, то уже через 12 лет он сократился чуть ли не в три раза, но стал мощнее и легче. Как раз для полетов в космос.
Кстати, первый ракетный двигатель, разработанный академиком Валентином Глушко для ракет Сергея Королева, — Р-1, Р-2, кроме Красноярска, можно увидеть лишь в двух «космических» музеях — в музее космонавтики в Москве и в музее космодрома «Капустин Яр» (где состоялся пуск этой ракеты 18 октября 1947 года).
«Прости нас, «стелс», мы не знали, что ты невидим»
Но сначала конструкторы работали отнюдь не на космос, а на оборонную мощь страны. Самый большой экспонат музея – ракета Р-5 20 метров высотой. Для того чтобы поместить ее в музее, пришлось разрезать на четыре части. А когда заносили в здание – разбирали стену. Настолько она масштабна.
По заданию Сталина эта ракета должна была лететь на расстояние три тысячи километров. Но покрыть такое расстояние созданным образцам никак не удавалось. Ракета покрывала расстояние как раз от Красноярска до Новосибирска – 1200 км. И не больше.
Две большие цистерны ракеты – это топливные баки, небольшая носовая часть с двигателем, и совсем маленький отсек – ее «мозги», благодаря которым ракету контролировали с земли. Вот и все изделие.
Еще два масштабных экспоната «вырастают» прямо из подвала музея. Один из них — зенитная ракета В-750, предназначенная для поражения высотных воздушных целей, — такой ракетой 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит американский летчик-шпион Френсис Пауэрс.
История эта замечательная. В 1960 году американцы изобрели самолет-невидимку «стелс». Испытать его решили над территорией Советского Союза. Думали – не увидят его местные радарные установки. Но не знали американцы, что на вооружении СССР имелись старые радарные установки, обнаруживающие даже невидимые цели.
«Стелс», планирующий над нашей территорией, заметили и направили ему навстречу ракету В-750. Самолет в клочья, американский летчик погиб. Между СССР и США разразился масштабный скандал. Но больше американцы над российской территорией не летали. Тогда шутники-ракетчики написали на В-750: «Прости нас, «стелс», мы не знали, что ты невидим».
Кстати, экземпляр ракеты, который стоит в Красноярске в натуральную величину, рабочий – ждет сигнала.
«Американский апельсин» и «русский арбуз»
С чего начиналась гонка за космос? Со спутника!
Идея запустить спутник на околоземную орбиту пришла англичанам. Но они подумали и испугались, что не получится. А русские взялись воплощать в жизнь эту идею. Первый спутник, который начали изготавливать в СССР, напоминал пирамидку. Но в это время американцы сделали свой «американский апельсин» — круглый спутник.
Об этом советскому правительству донесла разведка. И «Пирамидку» забросили, начали разрабатывать похожий спутник. В результате в октябре 1957 года на орбиту полетел «русский арбуз» весом 83 кг, 58 см в диаметре. Он посылал всего два сигнала – для СССР и американцев. Чтобы те знали: русские уже в космосе!
Красноярский край и в этой области немало сделал. У нас существует так называемая «большая космическая четверка». ОАО «Красноярский машиностроительный завод» производит ракеты. Не только военные, но и те, которые способны выводить на орбиту спутники. Те, в свою очередь, проектируются и производятся в Железногорском ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». Красноярское КБ «Искра» эти спутники эксплуатирует, предоставляя самые современные услуги связи не только в крае, но и в стране. А наш знаменитый вуз – Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнева – готовит высококлассных специалистов для всей космической отрасли.
Так вот – о спутниках. Первый телевизионный спутник был разработан в КБ Решетнева (АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева») в 1967–1972 годах. Но спутниковое телевидение в Красноярском крае появилось только в 1990-е годы.
Первый телевизионный спутник был большим и неповоротливым. А сегодня компактный. Кстати, самый маленький спутник, который летает на орбите планеты Земля, размером с детскую ладошку – пять на пять сантиметров.
Сегодня 70 процентов спутников, которые крутятся на орбите, сделаны в Красноярском крае. Самый интересный из них спутник ГЛОНАСС. Первый в работу был запущен в 1982 году. Сейчас всю территорию Земли покрывают 24 спутника ГЛОНАСС, которые работают в трех плоскостях. И в отличие от GPS, он не требует корректировки. Все навигаторы в наших телефонах ловят сигнал именно от ГЛОНАССа.
Интересный факт: первые спутники ГЛОНАСС имели погрешность девять метров. Сейчас на вооружении России спутники с погрешностью всего 10 см.
А в другом зале…
Сегодня в космическом отряде 117 космонавтов. 15 из них 18 лет назад побывали в Красноярске и оставили автографы на своих портретах.
Их фотографии, а также настоящие костюмы, в которых тренируются космонавты, космическую еду и карту всех космодромов планеты можно увидеть в другом зале Красноярского музея космонавтики – пилотируемой космонавтики.
Но это уже, как говорится, другая история.
Какие космические технологии мы используем в быту?
Например, сковороду с тефлоновым покрытием. Первоначально тефлон – антипригарное покрытие — изобрели французы для теплоизоляции космических кораблей.
Швейцарцы изобрели застежку липучку. Их использовали для одежды космонавтов и чехлов спутников. Липучка позволяла быстро и эффективно застегнуться и расстегнуться. Нравится она и нам.
Но самое «удобное» изобретение, которое сделали американцы для космонавтов, это памперсы. Впитывающие подгузники 20 лет испытывали в космосе, и только в 2002 году американцы купили у России разработку – биотуалеты для космонавтов. Стоила она 20 млн долларов. А памперсы стали использовать для малышей.
Фото автора