Космос в рисунках наших предков

Космос в рисунках наших предков
Александр Заика считает: в древних рисунках скрыто представление о вселенной. Фото: Руслан Рыбаков

Археологи считают: в рисунках древних людей, которые находят в разных территориях края, скрыта тайна мироздания и появления человека на планете Земля. Но как разгадать ребус, созданный нашими предками? Ответ на этот вопрос искали ученые и зрители на выставке «Древнее искусство на берегах Енисея», которая открылась в Дивногорске.

 Изобретение Капелько

Выставка проходит под эгидой Всероссийского археологического съезда, который пройдет в Красноярске в начале октября. И экспозиция древностей, а точнее петроглифов, посвящена одному из самых известных археологов Красноярского края – Владимиру Феофановичу Капелько. Человек это был талантливый – писал картины и стихи, занимался археологией и этнографией, много путешествовал. Но, как говорят современные археологи, главная его заслуга в том, что придумал, как сохранить очень хрупкие древние рисунки для следующих поколений исследователей. Именно Капелько делал точные списки самых интересных петроглифов, найденных на юге Красноярского края и в Хакасии.

Петроглифы сняты в натуральную величину

В 1970 году он впервые приехал в Хакасию, работал в археологических экспедициях. А в 1973 году, как художник и археолог, изобрел метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу. Сейчас этот метод известен во всем мире, носит имя нашего соотечественника – Капелько. Таким методом были скопированы петроглифы рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея. Выполнены копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц.

Петроглифы – это в первую очередь произведения изобразительного искусства, – писал Владимир Капелько. – Я попытался их копировать – не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времен и народов.

Как говорят ученые, этот метод помог в изучении петроглифов в зоне затопления Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. А уже потом его стали использовать археологи и музейщики всего мира.

Кстати, коллекция эстампажей петроглифов Владимира Капелько представляет большую ценность для науки и коллекционеров. В 1990-х годах ее контрабандным путем вывезли за рубеж. И только в 2011 году вернули на родину. Сейчас она хранится в Хакасском национальном музее имени Л. Р. Кызласова (последние годы своей жизни красноярец Капелько прожил в Хакасии – переехал поближе к археологическим ценностям).

 

Несколько тех «списков» привезли в Красноярский край – на выставку «Древнее искусство на берегах Енисея».

 Голоса древности

Эта выставка – путешествие к истокам нашей земли. На ней археологические памятники от эпохи камня до Средневековья заговорили голосами предков. В них верования, страхи, надежды, мир, каким они его видели. Наша задача – услышать этот голос и понять, о чем хотели рассказать нам первые жители приенисейского края.

У каждого зрителя рождаются свои ассоциации.

Когда я зашла в зал, у меня внутри зазвучала колыбельная, – рассказывает посетительница выставки краевед из Дивногорска Ирен Коше. – Такое умиротворение, несмотря на то что на древних картинах запечатлены разные ситуации из жизни наших предков, которые жили миллионы лет назад. А раз есть колыбельная, значит, есть продолжение жизни – есть для кого петь и есть кому расти.

 

Голоса наших предков на выставке прорастали сквозь время и обретали новые формы в работах современных художников. Этноархаика и архео-арт – это диалог, который вели древние камни с современными полотнами. Кстати, исследователи жизни Капелько утверждают: «списки» мастера стали источником вдохновения для многих живописцев. В мире немало его последователей и почитателей. А работы Владимира Феофановича хранятся во многих музеях и частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.

Нам действительно нужно выстраивать диалог той, древней культуры и нашей – сегодняшнего дня. В древностях очень много вещей, которые нас объединяют. Космос в рисунках наших предков не разрывает человека и природу, а чувствует мир как единое целое. Это для нас сейчас очень актуально, – считает кандидат философских наук, профессор, руководитель отдела современных художественных практик краевого центра культурных инициатив Михаил Шубский. – Мы совершенно забыли, что, разрушая этот мир, природу, мы в первую очередь разрушаем себя. А древнее искусство более целостно, более объемно смотрит на мир. Нам нужно переосмыслить, пережить то, чем жили в то время люди, куда и, главное, – зачем шли.

 Послание современной цивилизации

Инициатором выставки стал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Астафьева Александр Заика. Он ученик Владимира Капелько и продолжатель его дела. Вместе с мастером копировал наскальные рисунки на юге Красноярского края, в Хакасии и Туве, занимается их исследованием.

 У меня было желание окунуть современников в мир древнего творчества, в мир первобытного человека, – поясняет Александр Заика. – Во что он верил, о чем мечтал – все это в копиях каменного искусства. Это послание нашей цивилизации.

Эти «письма» Александр Заика старается расшифровать уже много лет, и каждый день приносит исследователю что-то новое. Главное, говорит Александр Заика, найти древние петроглифы и качественно сделать список с них. Потому что со временем камень с древними изображениями может исчезнуть. Например, уйти под воду, как это случилось при строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. А может быть просто раздроблен местными жителями. На выставке есть один такой «список», сделанный Капелько.

Уникальный камень был найден в 1974 году при раскопках под Аскизом в Хакасии. На нем целый мир древнего человека – как минимум четыре полноценных образа, борьба хищников, различные многоножки – практически абстракция. Но для древнего человека она имела глубокое содержание, своеобразный символический смысл. Сейчас ученые пытаются выяснить, когда были сделаны эти рисунки и что они означали. Но работать приходится только по «спискам» и дневникам – самого камня уже нет в живых, разбили трактора.

Еще один список Капелько 50-летней давности: божество с тремя глазами и рогами, которое делится на три части: небесную сферу, где движутся светила, среднюю – земную поверхность – и нижнюю – преисподнюю.

Но это не все, – уверен Александр Заика. – Если внимательно присмотреться, «за кадром» мы увидим быка. Посмотрим дальше – еще одна фигура. Вот задняя нога, хвост: копытное животное. А его пытается съесть хищник: раскрытая пасть в правом верхнем углу. Здесь скрыто еще несколько фигур.

Исследователь считает: так древние люди изобразили модель вселенной. Уже тогда у наших предков существовало трехчастное мировоззрение, вертикальная структура мира, которая актуальна до сих пор и упоминается в различных религиях.

 

Есть здесь и камни, которые на протяжении нескольких тысячелетий считались священными. Приходили новые художники и обновляли рисунки предков – так сказать, осовременивали их, добавляли детали.

Разгадывание петроглифов позволяет нам узнать принципы восприятия происхождения мира нашими далекими предками, – считает директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Астафьева. – Для нас тайна появления жизни на Земле и самого человека и его самосознания – до сих пор дискуссионный вопрос. Мы бьемся над ним и не можем найти ответ. А древние люди были немного ближе к истине, потому что жили в природе, знали ее 24 часа в сутки, в отличие от нас. Они лучше чувствовали этот мир. Искали ответы на вопросы: почему происходит восход и заход солнца, почему реки текут, а вода не исчезает, почему падает метеорит и что связано со звездным небом, почему человек рождается и умирает. Это краеугольный камень всех древних мировоззрений. Два феномена, которые древний человек закольцевал. Я думаю, наши предки нашли ответы на все эти вопросы. И если нам удастся расшифровать петроглифы, мы также будем понимать, кто мы такие – люди.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Без рубрики
5 декабря 2025
Белому медведю Ермаку – 5 лет!
В Ленинградском зоопарке однажды случилось событие, которое спустя годы отзовется эхом в самом сердце Сибири. У медвежьей четы – Услады
Без рубрики
3 декабря 2025
Флот – ключ к Арктике: подведены итоги навигации 2025 года на реках Сибири
Как обычно, это был период напряженной работы для всех, кто связал свою судьбу с профессией речника. Сибирские реки по-прежнему остаются
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности