Космос в рисунках наших предков

Космос в рисунках наших предков
Александр Заика считает: в древних рисунках скрыто представление о вселенной. Фото: Руслан Рыбаков

Археологи считают: в рисунках древних людей, которые находят в разных территориях края, скрыта тайна мироздания и появления человека на планете Земля. Но как разгадать ребус, созданный нашими предками? Ответ на этот вопрос искали ученые и зрители на выставке «Древнее искусство на берегах Енисея», которая открылась в Дивногорске.

 Изобретение Капелько

Выставка проходит под эгидой Всероссийского археологического съезда, который пройдет в Красноярске в начале октября. И экспозиция древностей, а точнее петроглифов, посвящена одному из самых известных археологов Красноярского края – Владимиру Феофановичу Капелько. Человек это был талантливый – писал картины и стихи, занимался археологией и этнографией, много путешествовал. Но, как говорят современные археологи, главная его заслуга в том, что придумал, как сохранить очень хрупкие древние рисунки для следующих поколений исследователей. Именно Капелько делал точные списки самых интересных петроглифов, найденных на юге Красноярского края и в Хакасии.

Петроглифы сняты в натуральную величину

В 1970 году он впервые приехал в Хакасию, работал в археологических экспедициях. А в 1973 году, как художник и археолог, изобрел метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу. Сейчас этот метод известен во всем мире, носит имя нашего соотечественника – Капелько. Таким методом были скопированы петроглифы рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея. Выполнены копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц.

Петроглифы – это в первую очередь произведения изобразительного искусства, – писал Владимир Капелько. – Я попытался их копировать – не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времен и народов.

Как говорят ученые, этот метод помог в изучении петроглифов в зоне затопления Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. А уже потом его стали использовать археологи и музейщики всего мира.

Кстати, коллекция эстампажей петроглифов Владимира Капелько представляет большую ценность для науки и коллекционеров. В 1990-х годах ее контрабандным путем вывезли за рубеж. И только в 2011 году вернули на родину. Сейчас она хранится в Хакасском национальном музее имени Л. Р. Кызласова (последние годы своей жизни красноярец Капелько прожил в Хакасии – переехал поближе к археологическим ценностям).

 

Несколько тех «списков» привезли в Красноярский край – на выставку «Древнее искусство на берегах Енисея».

 Голоса древности

Эта выставка – путешествие к истокам нашей земли. На ней археологические памятники от эпохи камня до Средневековья заговорили голосами предков. В них верования, страхи, надежды, мир, каким они его видели. Наша задача – услышать этот голос и понять, о чем хотели рассказать нам первые жители приенисейского края.

У каждого зрителя рождаются свои ассоциации.

Когда я зашла в зал, у меня внутри зазвучала колыбельная, – рассказывает посетительница выставки краевед из Дивногорска Ирен Коше. – Такое умиротворение, несмотря на то что на древних картинах запечатлены разные ситуации из жизни наших предков, которые жили миллионы лет назад. А раз есть колыбельная, значит, есть продолжение жизни – есть для кого петь и есть кому расти.

 

Голоса наших предков на выставке прорастали сквозь время и обретали новые формы в работах современных художников. Этноархаика и архео-арт – это диалог, который вели древние камни с современными полотнами. Кстати, исследователи жизни Капелько утверждают: «списки» мастера стали источником вдохновения для многих живописцев. В мире немало его последователей и почитателей. А работы Владимира Феофановича хранятся во многих музеях и частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.

Нам действительно нужно выстраивать диалог той, древней культуры и нашей – сегодняшнего дня. В древностях очень много вещей, которые нас объединяют. Космос в рисунках наших предков не разрывает человека и природу, а чувствует мир как единое целое. Это для нас сейчас очень актуально, – считает кандидат философских наук, профессор, руководитель отдела современных художественных практик краевого центра культурных инициатив Михаил Шубский. – Мы совершенно забыли, что, разрушая этот мир, природу, мы в первую очередь разрушаем себя. А древнее искусство более целостно, более объемно смотрит на мир. Нам нужно переосмыслить, пережить то, чем жили в то время люди, куда и, главное, – зачем шли.

 Послание современной цивилизации

Инициатором выставки стал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Астафьева Александр Заика. Он ученик Владимира Капелько и продолжатель его дела. Вместе с мастером копировал наскальные рисунки на юге Красноярского края, в Хакасии и Туве, занимается их исследованием.

 У меня было желание окунуть современников в мир древнего творчества, в мир первобытного человека, – поясняет Александр Заика. – Во что он верил, о чем мечтал – все это в копиях каменного искусства. Это послание нашей цивилизации.

Эти «письма» Александр Заика старается расшифровать уже много лет, и каждый день приносит исследователю что-то новое. Главное, говорит Александр Заика, найти древние петроглифы и качественно сделать список с них. Потому что со временем камень с древними изображениями может исчезнуть. Например, уйти под воду, как это случилось при строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. А может быть просто раздроблен местными жителями. На выставке есть один такой «список», сделанный Капелько.

Уникальный камень был найден в 1974 году при раскопках под Аскизом в Хакасии. На нем целый мир древнего человека – как минимум четыре полноценных образа, борьба хищников, различные многоножки – практически абстракция. Но для древнего человека она имела глубокое содержание, своеобразный символический смысл. Сейчас ученые пытаются выяснить, когда были сделаны эти рисунки и что они означали. Но работать приходится только по «спискам» и дневникам – самого камня уже нет в живых, разбили трактора.

Еще один список Капелько 50-летней давности: божество с тремя глазами и рогами, которое делится на три части: небесную сферу, где движутся светила, среднюю – земную поверхность – и нижнюю – преисподнюю.

Но это не все, – уверен Александр Заика. – Если внимательно присмотреться, «за кадром» мы увидим быка. Посмотрим дальше – еще одна фигура. Вот задняя нога, хвост: копытное животное. А его пытается съесть хищник: раскрытая пасть в правом верхнем углу. Здесь скрыто еще несколько фигур.

Исследователь считает: так древние люди изобразили модель вселенной. Уже тогда у наших предков существовало трехчастное мировоззрение, вертикальная структура мира, которая актуальна до сих пор и упоминается в различных религиях.

 

Есть здесь и камни, которые на протяжении нескольких тысячелетий считались священными. Приходили новые художники и обновляли рисунки предков – так сказать, осовременивали их, добавляли детали.

Разгадывание петроглифов позволяет нам узнать принципы восприятия происхождения мира нашими далекими предками, – считает директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Астафьева. – Для нас тайна появления жизни на Земле и самого человека и его самосознания – до сих пор дискуссионный вопрос. Мы бьемся над ним и не можем найти ответ. А древние люди были немного ближе к истине, потому что жили в природе, знали ее 24 часа в сутки, в отличие от нас. Они лучше чувствовали этот мир. Искали ответы на вопросы: почему происходит восход и заход солнца, почему реки текут, а вода не исчезает, почему падает метеорит и что связано со звездным небом, почему человек рождается и умирает. Это краеугольный камень всех древних мировоззрений. Два феномена, которые древний человек закольцевал. Я думаю, наши предки нашли ответы на все эти вопросы. И если нам удастся расшифровать петроглифы, мы также будем понимать, кто мы такие – люди.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности