Значительная партия нелегального осетра была изъята на днях в Красноярске. Более сотни рыб общим весом около тонны перевозились из Дудинки на борту речного судна. По предварительным подсчетам, общая стоимость товара – около миллиона рублей. Сейчас сотрудники полиции устанавливают лиц, причастных к преступлению. Виновным грозит до двух лет лишения свободы. По действующему законодательству и промышленный, и частный лов осетров давно запрещен. Такое решение было принято для восстановления популяции. Но, как показывает практика, соблюдать закон никто не спешит.
– С начала этого года совместно с контролирующими органами проведено 393 рейда, выявлено более 800 нарушений, – рассказывает Лариса Мартынова, специалист по связям со СМИ Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Красноярскому краю. – По факту незаконного вылова рыб осетровых пород было возбуждено шесть уголовных дел, к административной ответственности привлечено 49 юридических и должностных лиц, а также около 400 граждан. Изъято более
1 000 транспортных средств и более 31 тонны рыбы.
Конечно, в стремительном сокращении численности осетров виновны не только браконьеры: свою лепту внесли гидроэлектростанции и неблагоприятная экология. Впрочем, «сокращение численности» – понятие весьма условное. На сегодняшний день оценить хотя бы примерно ситуацию с осетровыми в Енисее не берется ни одна структура.
– Так как финансирование сокращено, то и работы по учету давно не проводились, – ответили в Службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края. – Причем поскольку эта рыба водится в водоемах федерального значения, то и деньги должна выделять Федерация, расходовать на эти цели краевые финансы нельзя.
Ценную рыбу пытаются восстановить искусственно – к примеру, в Хакасии специалисты Белоярского рыбозавода специально разводят мальков осетров, чтобы потом выпустить их в Енисей. Уже в следующем месяце в реку должна поступить очередная партия – 1 миллион 200 тысяч мальков. Конечно, выживают не все – и опять-таки назвать какую-то точную цифру никто не берется. Однако ценность такой работы неоспорима.
Пусть это будет всего три или пять процентов от общего количества, говорят специалисты. Это, может, и не восстановит прежнюю численность, но хотя бы не даст осетрам исчезнуть как виду.
Сложность сохранения популяции осетров еще и в том, что размножаться они начинают достаточно поздно. Самка мечет икру в возрасте примерно 20 лет, и то не каждый год. Понятно, что шансов дожить
до такого возраста – благодаря стараниям браконьеров – не очень много. И самое обидное, незаконно добытая ценная рыба фактически вся уничтожается. Ее сжигают в печи! По словам специалистов, это не варварство, а необходимость.
– Выловленные незаконно осетры не могут быть пригодны в пищу, – поясняет заместитель начальника Енисейского территориального управления Росрыболовства Анатолий Литвяк. – Как правило, результаты экспертизы показывают, что такая рыба может вызвать отравление. Известны сотни случаев заболевания людей, отведавших «красной» рыбы, снятой с самоловов, острой инфекционной болезнью –
ботулизмом. Возбудителем болезни являются бактерии, которые, попав в желудок и кишечник человека, выделяют токсины, поражающие нервную систему, и приводят к параличу и смерти. По внешним признакам рыбы невозможно определить, является ли она носителем ботулизма. Кроме этого, предусмотрена ответственность и для тех, кто покупает осетровых либо для себя, либо для последующей перепродажи, –
по ст. 175 Уголовного кодекса РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем).



