Красноярск. Первый в генеральной перспективе

Красноярск. Первый в генеральной перспективе

Красноярск – один из первых городов России, который готов изменить традиционное представление о генеральном плане как о сухом статичном документе. Для Красноярска генеральный план – это прежде всего вектор развития города. Главный градостроительный документ, который уже прошел общественное обсуждение, оценку экспертов, завоевал первое место в одной из номинаций в смотре-конкурсе «Новое градостроительство» в Москве, должен быть синхронизирован с детальным представлением о комплексном развитии общественного транспорта, планировкой уличной сети, правилами землепользования и застройки.

Главная задача, которую должен решить генеральный план, – превратить промышленный город в мегаполис с общественными пространствами, с комфортными жилыми микрорайонами, обеспеченными удобной транспортной и социальной инфраструктурой, с современными производственными территориями. Для достижения поставленной цели обозначены точки роста, которые призваны обеспечить гармоничное развитие Красноярска.

Новая ось развития

генпланСогласно главному градостроительному документу Красноярск будет развиваться на юго-запад. Главный архитектор Красноярскгражданпроекта Антон Шаталов, разъясняя такое решение, подчеркивает:

– Если последние три десятилетия город растягивался по оси «север – юг», то в дальнейшем такой осью должно стать направление «северо-запад – юго-восток». И дело не только в том, что на севере развитие невозможно из-за промзоны, а на юге из-за естественной и непреодолимой преграды в виде гор. Новая парадигма развития подразумевает создание сразу нескольких центров в Красноярске, уход от моноцентричности в виде исторической части.

Сам город, несмотря на расширение границ, станет, образно говоря, компактнее. Принципом компактности специалисты называют такое положение, когда все внутренние ресурсы используются наиболее эффективно, а пространство – рационально.

В центре внимания – человек

Лучший способ узнать, верен ли новый вектор развития Красноярска, – обсудить проект генерального плана с различными группами красноярцев. В рамках общественного обсуждения было высказано более 500 предложений, которые были учтены при доработке генерального плана. Наибольшее внимание горожане уделили таким вопросам, как сохранение и развитие рекреационных территорий, городских набережных, лесов. В генеральном плане эти тенденции будут приумножены. В целом обеспеченность зелеными территориями вырастет с 3,4 квадрата на человека почти до 16.

КрасноярскПродолжится формирование спортивных ядер в жилых районах города, приоритетным направлением станет сохранение уникальных енисейских островов как территорий для отдыха и занятий спортом. Набережные реки Енисей станут своеобразным экологическим силуэтом Красноярска, освободившись практически на всем своем протяжении от промышленных площадок, они должны стать открытыми для красноярцев. На смену индустриальным гигантам должны прийти высокотехнологичные, безопасные для окружающей среды предприятия, потому что обеспечение высокого уровня доходов горожан – одна из главных задач в современном мегаполисе.

Безусловно, особое внимание будет уделено созданию удобных жилых районов, обеспеченных необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Учитывая, что через 20 лет население города, по оценкам экспертов, достигнет 1,3 миллиона, к 22,3 миллиона квадратных метров жилого фонда предстоит прибавить еще 20 миллионов.

Передовые технологии

По мнению экспертов, мобильность в компактном городе обеспечат передовые технологии. В генеральном плане заложены самые разные варианты. В перспективе транспортная структура претерпит кардинальные изменения: появятся не только двухуровневые развязки и новые мосты, будут построены скоростные магистрали с тоннелями, безопасными надземными и подземными пешеходными переходами.

Кроме того, существенно поменяется структура общественного транспорта. Предлагается более масштабное использование экологически чистых видов – троллейбусов и трамваев, а также расширение сети маршрутов общественного пассажирского транспорта.

Универсиада-2019

Современный опыт станет основой при строительстве объектов универсиады: трасс, стадионов, ледовых арен, горнолыжного комплекса и многофункционального кампуса. Кроме того, существенно улучшится туристическая инфраструктура – гостиницы, туристская навигация, объекты сервиса. И, что самое важное, объекты универсиады, подобно наследию спартакиад народов СССР, будут служить красноярцам еще многие годы.

В ближайшей перспективе

Совокупность всех обозначенных в генеральном плане задач – дело сложное, но вполне выполнимое. Эксперты признают, что в Красноярске уже сделаны первые шаги на пути трансформации его из ресурсной столицы в современный мегаполис. Безусловно, в складывающихся экономических условиях планомерно идти к поставленной цели сложно. Но через 10 лет уже никто не будет помнить, что в 2015 году в стране был кризис. И Красноярск должен будет соответствовать ожиданиям и требованиям горожан 2030-х годов.

генпланА основы будущего Красноярска формируются уже сейчас. Стоит отметить, что в городе изменяется транспортная инфраструктура, завершается формирование первого транспортного кольца. Уже сдан в эксплуатацию путепровод на ул. Авиаторов, идет строительство 4-го моста через Енисей, многоуровневой развязки на ул. 2-й Брянской.

Внедряются новые формы общественного пассажирского транспорта: совместно с правительством Красноярского края и РЖД в городе реализуется проект «Городская электричка».

В Красноярске появляется все больше уютных дворовых территорий и зеленых уголков, разрабатываются проекты масштабных полифункциональных парков. Реалиями сегодняшнего дня являются спортивные ядра микрорайонов.

В соответствии с принципами комплексной застройки появляются новые жилые районы. Типовые проекты дошкольных и школьных учреждений дают возможность решать задачи по обеспечению социальной инфраструктурой.

Поэтапно наращивается промышленный потенциал города, развивается нефтесервисный кластер. Красноярские предприятия являются надежными поставщиками оборудования для нефтегазовых компаний, реализующих проекты в Западной Сибири, осваивают производство модульного оборудования.

  • К 2033 году в Красноярске площадь жилого фонда должна увеличиться вдвое – до 42 млн кв. м. Таким образом, на одного жителя придется почти на десять квадратных метров больше – 32,3 кв. м.
  • Площадь парков, скверов и других зеленых зон увеличится до 10,5 тысячи гектаров вместо существующих шести. В результате на каждого красноярца придется почти по 16 квадратных метров зеленых уголков.
  • Протяженность городских магистралей удлинится в полтора раза.

ИСТОРИЯ

Самый масштабный генплан – по задумке и по объемам выполнения намеченного – принят в Красноярске в 1973 году, когда край возглавлял Павел Стефанович Федирко. Именно в соответствии с этим планом появились жилые районы Взлетка и Северный, построены Октябрьский мост, мост «777».

КОММЕНТАРИИ

Эдхам АКБУЛАТОВ

глава города Красноярска

– Генеральный план только тогда будет реальным документом, когда мы будем смотреть на него с точки зрения объективного понимания реальности, видя источники финансирования под каждую задачу, понимая, за счет чего и в какие сроки будут реализованы запланированные программы. Поэтому важно наращивать экономический потенциал, налаживать и развивать кооперационные связи с предприятиями крупных городов края и близлежащих областей. У Красноярска такие возможности существуют.

Андрей БОКОВ

президент Союза архитекторов РФ

– Сегодняшний Красноярск может и обязан быть лидером в реиндустриализации страны, направленной на высокие технологии, требующие принципиально новых рабочих мест. Высокие технологии напрямую связаны с человеческим ресурсом и человеческим капиталом. Ресурсодобывающие отрасли, становясь эффективными, перестают быть человекоемкими, поэтому важно уделять внимание подготовке высококвалифицированных, эффективных с точки зрения результатов специалистов.

Александр КОРОПАЧИНСКИЙ

депутат Красноярского городского совета депутатов

– Немаловажным фактором развития Красноярска как современного мегаполиса является скорейшая реконструкция аэропорта и развитие маршрутной сети авиаперевозок, и в первую очередь на международных направлениях. Надо создавать условия для развития туризма в нашем красивейшем крае и поддерживать расширение инфраструктуры для отдыха горожан.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

12 августа 2022
Лозанова осада Койского Белогорья
Не зря говорят, что глубинка Красноярского края таит в себе немало загадок. Одна из них спрятана в тайге Партизанского района.
12 августа 2022
Железнодорожники СУЭК выбрали лучших по профессии
Конкурсами профмастерства отметили два профессиональных праздника, которые проходят в августе, в Бородинском погрузочно-транспортном управлении (БПТУ). БПТУ – сервисное железнодорожное предприятие
12 августа 2022
Руководитель должен быть хозяином
Начальник Казачинского участка АО «Лесосибирск-Автодор» Сергей Кочановский по образованию зоотехник, а вот дорожник – по зову души. Он родился в