В этой истории освоения северных земель немало белых пятен. Но они постепенно исчезают благодаря экспедициям на Таймыр красноярских археологов. С результатами их работы можно познакомиться на выставках, которые организуются в краевом центре. Например, до 1 апреля на пароходе-музее «Св. Николай» работает выставка «За северным ветром, на край земли».
По льду на парусных судах
В экспозиции представлены экспонаты, которые были найдены специалистами АНО «Археологическое исследование Сибири» в течение последних лет.
Север края – и в историческом, и в археологическом смысле – малоизучен. Интерес исследователей, в том числе этнографов, которые работали там ранее, был связан скорее с появлением людей на Таймыре.
У археологов были иные планы: они получили поддержку Фонда президентских грантов в 2022 году, чтобы попытаться узнать о судьбе морских экспедиций XVII–XVIII веков к берегам северного полуострова.
К примеру, удалось узнать о судьбе экспедиции Ивана Толстоухова. И это Тимофей Ключников, руководитель АНО «Археологическое исследование Сибири», считает одной из самых важных задач. Даже в XXI веке, с его спутниками и атомными ледоколами, идея выйти из Новой Мангазеи (современный Туруханск) по Енисею и обогнуть Таймыр, войдя в русло Лены, кажется весьма нетривиальной. Успешное завершение такого маршрута в 1686 году на легких кочах – парусных судах – было просто невозможно: путь преграждали огромные глыбы льда высотой в несколько десятков метров. Но Иван Толстоухов решился на это со своей командой – вместе с ним отправились около 60 человек.
До сих пор исследователи не могли понять, чем закончилась экспедиция: точных сведений не было, лишь догадки. Было известно, что первым пунктом, куда прибыли люди, был район зимовья Крестовского – так называется остров, пролив и мыс на восточном берегу Енисея, – свой путь первопроходцы всегда отмечали крестами, поставленными на местах длительных стоянок. В XVIII веке Толстоухов установил еще два – самой восточной точкой продвижения его отряда стало устье реки Пясина, а затем, очевидно, поняв бесплодность попыток последующего продвижения, отряд отправился назад.
Участники археологической экспедиции реконструировали его маршрут. Для установления координат зимовий специалистам пришлось отправиться в Санкт-Петербург и Москву: искали информацию в Российском государственном архиве Военно-морского флота и Российском государственном архиве древних актов.
– В архиве удалось обнаружить документ о том, что местный чиновник нашел разрушенное зимовье западнее устья Енисея, – говорит Тимофей Ключников. – И мы можем говорить сейчас, что Толстоухов погиб, по всей видимости, именно там.
Ледяная пустыня
На Таймыр отправлялись не только мореплаватели. Основная цель тех отчаянных смельчаков, которые не боялись этих суровых и диких мест, – добыча песца: по всему полуострову были раскиданы небольшие постройки. Встречались и основательные, крепкие строения, зимовья. Уже к 1620 году промысловики обосновались на Пясине и Хете, а с 1630-х годов заходили в Хатангский залив.
Увидеть, какие временные жилища сооружали люди на Таймыре много лет назад, можно на выставке.
Центральная часть экспозиции – как раз копия зимовья, которое стояло на берегу Северного Ледовитого океана в конце XVIII – середине XIX века. В нем было 11 помещений: горница, баня, склады, сени… Чтобы сохранить тепло, наружные и внутренние двери оббивались войлоком.
Специалистам удалось восстановить вид зимовья с максимальной точностью из мини-бревен: любой желающий сможет заглянуть внутрь и увидеть лавки, печь, маленькие окна – вместо стекла были слюда или куски льда. Отличительная особенность строения – плоская, а не привычная нам двухскатная крыша: ветер в тех местах такой силы, что снег на ней просто не задерживался.
Как можно было строить на окраине полуострова – по сути, в ледяной пустыне? Бревна для зимовья подбирали на берегу Енисея. Разбирали старые суда и использовали доски.
Еще одна витрина, под стеклом которой – щепки и обломки бревен. Но только на первый взгляд.
– Это специальные ловушки для песцов – кулемки, – поясняет Тимофей Ключников. – Они держались на дощечках, зверек подходил, приманку сдергивал, и бревно падало на него. Сейчас такая «охота» запрещена, но в то время тысячи кулемок стояли по всему Таймыру.
«Побывать» на краю Таймыра и увидеть зимовье, хозяйственные постройки собственными глазами может любой посетитель выставки: для этого достаточно надеть очки виртуальной реальности, и вот она – далекая бухта Западное Голомо!
Что еще удалось обнаружить археологам?
Среди ценных находок – обувь, которой почти четыреста лет, шахматная доска, предположительно XVII века. Кстати, в то время Церковь весьма неодобрительно относилась к шахматам: игра была азартной, на деньги, а чтобы определить очередность хода, бросали кости.
Кроме этого, удалось найти и обломки хозяйственной утвари: лопатка для хлеба, светец для лучины… Они дошли до нас благодаря особым климатическим условиям Таймыра.
Но работа в условиях вечной мерзлоты имеет свои особенности.
Необходимо ждать протаивания естественным путем, – отмечает Тимофей Ключников. – Можно ставить тепловые пушки, но это небезопасно для артефактов. Они и так рассыпаются в труху, поэтому дерево обрабатываем специальным составом. За то время, когда на юге наши коллеги вскрывают тысячи квадратных километров, здесь – только десятки метров. Сезон очень ограничен – с конца июня в лучшем случае до сентября. Мешает и непогода.
Но торопиться надо: время неумолимо даже на Севере. Если столетие назад Ауэрбах видел развалины зимовий, то наши современники – уже только заросшие дерном холмы. Идет активное освоение Северного морского пути, в бухтах появляются терминалы для угля и другие объекты. Антропогенное воздействие может стереть, как ластик, часть истории нашего края.
Благодаря энтузиазму наших археологов, которые в первые экспедиции на Таймыр отправлялись за собственный счет, было найдено около 10 тысяч различных артефактов. На выставке представлена лишь небольшая часть.
А через несколько дней на территории красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей», также в рамках грантового проекта «Русские полярные мореходы у берегов Таймыра», начнется реконструкция зимовья русских мореходов с полуострова Таймыр. Для всех желающих пройдут мастер-классы по старинным технологиям, которые применяли плотники у северной границы нашего края двести и более лет назад.