Жители Красноярского края уже привыкли к тому факту, что в регионе обширный выбор театров. Найти можно на любой вкус и даже настроение.
Театрам же с каждым сезоном удивлять зрителя все сложнее. Если аудиторию, посещающую театры ради классических спектаклей, понять можно. Предлагать таким зрителям нужно качественную игру артистов и интересный сценарий, чаще — близкий к оригиналу. Спрогнозировать это еще возможно. То вот завлекать новую и создавать спектакли под авторским взглядом с удивительными костюмами и сценарием — это не такая уж и простая задача.
Но красноярские театры справляются с практически любым вызовом. Главное — была бы аудитория, которая еще не увлечена другим видом досуга. От этого появляются совместные проекты с ресторанными группами, креативными индустриями и другими направлениями. Такая коллаборация позволяет театрам завлекать аудиторию, а также «удерживать» уже явных театралов.
Учреждениям культуры краевого центра в целом можно посочувствовать. С одной стороны, они работают в большом городе, где явно найдется заинтересованный зритель. Но с другой — театры Красноярска конкурируют за внимание. Одно дело — межтеатральная конкуренция, но было бы так все просто… Зритель — он же типичный житель большого города — является таким же спортивным болельщиком, культурным обозревателем и ресторанным критиком. Все это может быть одновременно.
Красноярец благодаря высокой ресторанной культуре, многочисленным спортивным состязаниям и спортивным командам в популярных видах спорта, ярким выставкам и крупным фестивалям в гуманитарном плане растет и развивается. Но важно, что в связи с увеличением количества событий в городе снижается и театральный трафик. Сегодня уже можно сказать, что культурная интеллигенция не всегда спасает учреждения культуры. Поэтому постоянно требуется новая аудитория, другой взгляд, технологии и форматы.
Также на посещаемость действует погода. Теплый конец весны и лето — это уже причина, по которой заметно снижается спрос. Жители краевого центра за последние годы получили обновленные скверы, появились новые экопарки, лестницы и набережные. Поэтому, когда наступает тепло, высока вероятность, что театр будет конкурировать с обычной прогулкой или отдыхом в Татышев-парке. Да, с обычной прогулкой сегодня театры тоже конкурируют.
О сокращении продаж билетов в театры весной в целом по стране сообщает со ссылкой на Kassir.ru газета «Коммерсантъ». Также издание отмечает в целом рост трат россиян на развлечения, то есть покупку билетов в кинотеатры, на выставки и в музеи. По итогам первого квартала затраты выросли на 10–15 %.
Мы узнали, как в театрах Красноярска «входили» в летний сезон, и прослеживаются ли тенденции спроса в театрах региона.
Одним из крупнейших и ярких в прошедшем сезоне учреждений Красноярска стал театр Пушкина. Такие эмоции скорее не только от премьер, но еще и от новшеств, которые появились в краевом центре благодаря театру. Буквально в октябре 2023 года театр в центре Красноярска открыл еще один свой корпус. Арт-пространство «Пушка+» построили благодаря национальному проекту «Культура».
А уже в мае 2024 года начали играть на крыше этого нового творческого помещения. Труппа задействована теперь не только в спектаклях и репетициях на главной сцене, но и на двух других. В театре нам пояснили, что в мае у них традиционное снижение спроса на покупку билетов. Одна из причин, о которой упоминали ранее, — погода.
В мае традиционно сокращается спрос на покупку билетов в театр, на это влияет, безусловно, погода. Чем теплее на улице, тем меньше зрителей жаждут посетить театр. Этот май не стал исключением. Мы совершенно точно прослеживаем ежегодную тенденцию.
Однако, несмотря на падение спроса, PR- служба прикладывает усилия, чтобы заполнить залы, и со своей задачей справляется, прибегая к разным методам работы, в том числе предлагая скидки на покупку билетов для постоянных зрителей и усиливая количество рекламы. А в следующем году мы планируем, что теплая погода впервые особенно не повлияет на продажи, поскольку уже будет работать сцена на крыше, и желающих посетить театр под открытым небом будет, по нашим предположениям, достаточно, — рассказали изданию «Наш Красноярский край» в пресс-службе театра.
А вот в Красноярском театре кукол особого снижения продаж в конце весны не заметили. Одна из причин — учреждение является единственным на территории города профессиональным театром кукол, спрос на такие спектакли практически всегда высокий.
Мы регулярно расширяем как детский, так и взрослый репертуар — радуем зрителей премьерными спектаклями. Например, в августе в преддверии открытия текущего творческого сезона представили новый спектакль для всей семьи «Скоморошья потеха» (6+), в сентябре прошла премьера «Коктейль Фигаро» (16+), в марте – «Краденое солнце» (6+). В июне — «Сон смешного человека» (16+), — сообщили в пресс-службе.
Такой разброс в возрастных категориях логичен. Большая часть аудитории театра — 50 % — это мамы с детьми 25—45 лет. Далее идет аудитория 35—40 лет, посещающие спектакли вечернего репертуара.
Как отметили в театре кукол, особо выделять спектакли они не могут, так как все разножанровые и интересны широкому кругу зрителей. Но завлекают зрителей на технологии, современные фишки и новый авторский взгляд.
Репертуар нашего театра насыщенный — в нем есть как классические ширмовые постановки, так и современные с использованием мультимедиа — вечные истории, не потерявшие своей актуальности. Также есть постановки необычного формата, эксклюзивные постановки. Мы стали первым театром кукол в России, на сцене которого поставили сцены из провинциальной жизни «Мелкий бес» (18+) Федора Сологуба и философскую притчу «Затворник и Шестипалый» (16+) по Пелевину, — подчеркнули в театре.
Сезонный спад спроса фиксировали в Красноярском театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. Там сообщили, что такое падение объяснимо и ожидаемо в теплое время года.
Особой популярностью у наших зрителей пользуются детские спектакли и балеты. Говорить о возрастной аудитории сложно, поскольку такая статистика не ведется, однако мы видим немалый спрос на наши спектакли у держателей «Пушкинской карты», а это совсем молодая аудитория школьников и студентов.
Наш театр — лидер по продажам билетов по «Пушкинской карте». Например, за 2023 год по ней было куплено 15,5 тысячи билетов. Самая большая доля участия «Пушкинской карты» в продажах билетов на оперу Чайковского «Евгений Онегин» по произведению классика из школьной программы, — рассказали в пресс-службе учреждения.
О положительном эффекте внедрения «Пушкинской карты» по стране сообщает и «Коммерсантъ». По информации издания, субсидирование покупок билетов в учреждения культуры для молодежи — это хорошая возможность для театров. Учреждения стали с ростом цен ориентироваться на аудиторию от 25 лет.
Интересно и другое наблюдение. Как нам сообщили в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского, «Пушкинская карта» действует как «маячок». В конце весны и начале лета посещаемость спадает, в том числе и по карте, так как начинается период экзаменов.
Стоит отметить, что Норильск — это особенное место. Промышленный моногород за полярным кругом, географически оторванный от страны. Эти факторы влияют на уклад жизни местных жителей, а значит и на нашу деятельность тоже. Май и июнь — это всегда период спада посещаемости, особенно по «Пушкинской карте»: подготовка к экзаменам, последний звонок, а после — школьники улетают на «материк» проводить каникулы, в городе остаются единицы. Но несмотря на это, мы обеспечиваем стабильную посещаемость, к примеру, средняя заполняемость в апреле составила 91,8 %.
В мае прошло три премьерных показа спектакля «Завтра была война» (12+) по пьесе Б. Васильева, все три дня был аншлаг, а это 1 653 зрителя (большой зал на 551 место), по «Пушкинской карте» посетили 518 человек (31 % от общей продажи). Если сравнивать количество «пушкинцев» за май 2023 и 2024 года, то тут прирост посещаемости составил 53,5 %. В целом спад ощущается в силу специфики города, но мы справляемся, внедряя систему лояльности и создавая уникальные события, пользующиеся спросом, — отметили в Заполярном театре.
О влиянии «Пушкинской карты» на посещаемость рассказали НКК и в Городском драматическом театре города Шарыпово. Там театр посещать стало больше молодежи. Но весна и лето все же дают о себе знать.
Обычно продажи начинают падать с середины мая до конца июня. Если в прошедшие месяцы продажи составляли 90—100 %, то с середины мая — 80 %. Но если у нас премьера спектакля, то продажа 100 % независимо от сезона. Большей популярностью, конечно же, пользуются спектакли более легкого жанра, не отстает и классика. Благодаря программе «Пушкинская карта», театр стало больше посещать молодых людей. Театр по статистике больше посещают зрители 14—24 лет — 14,9 %, 25—34 — 32,6 %, 35—44 — 29,6 %, — сообщают в шарыповском театре.
Другая история у малых театров. Такие учреждения обычно мало подвержены рискам падения спроса. Например, Мотыгинский драматический театр — единственный профессиональный государственный театр в России, который находится в населенном пункте, где проживают менее 5 тысяч человек.
Там, по нашей информации, погода и другие развлечения не могут помешать плановым показателям. На это влияет и возраст аудитории (35—40 лет). Платежеспособные зрители в малых населенных пунктах могут посещать театры, так как просто другого вида досуга нет. Если даже есть, то конкуренция за внимание аудитории явно ниже, чем в городах.
С продажами билетов весной все стабильно, без падений. Спросом пользуются спектакли для детей, комедии и спектакли, поставленные по мотивам советских фильмов. Влияние «Пушкинской карты» на спрос в целом не повлиял, — отметили в учреждении культуры Мотыгино.
Лесосибирский театр «Поиск» подмечает обратное от большинства театров крупных городов. У них весной наблюдался даже повышенный спрос. Это побуждает театр ставить дополнительные показы спектаклей. У театра тоже взрослая аудитория, но есть и детские показы по «Пушкинской карте», которые все же повлияли на учреждение, так как стали активнее заказывать спецпоказы для старшеклассников.
У нас падения продаж билетов не наблюдается. Возможно потому, что у нас камерный зал. Всего 100 мест. Наоборот — наблюдается спрос, который побуждает нас ставить дополнительные показы спектаклей. У нас пользуются спросом все спектакли, независимо от жанра. Чуть меньший спрос наблюдается, может быть, только на спектакли, которые не первый сезон в репертуаре. Но это снижение незначительно, в пределах 5—10 %, — рассказали представители театра.
Расширение форматов и видов отдыха в Красноярском крае, особенно в крупных городах, позволяет жителям выбирать то, что им может быть интересно в моменте, а не ждать чего-то, как это было ранее. Но с другой стороны, такая доступность и разнообразие форматов — это влияние на аудиторию.
Сегодня театры конкурируют и с другими объектами культуры, и с событийными историями, и с другими формами отдыха и развлечений. Поэтому такой старый, классический и местами светский формат отдыха не переходит в ранг «умирающих». Просто аудитория постоянно находит что-то новое, а театрам приходится к этому «новому» пристраиваться или терять аудиторию.
Но аудитории районов и городов Красноярского края повезло. В регионе достаточно сильная сфера культуры, в которой работают профессионалы, народные и заслуженные артисты России. Наши театры могут и конкурируют за время, эмоции и ощущения даже с ресторанной средой в одной из гастрономических столиц страны.