Красноярский музыкальный театр начал готовиться к своему 65-летию. И хотя до юбилея целый год, зрителей ждут сюрпризы и подарки. Праздничный год начали отсчитывать 20 февраля, когда театру исполнилось 64.
Загадки для лучших друзей
Красноярский музыкальный считает зрителей своими лучшими друзьями и всегда старается их порадовать. Перед премьерами в фойе появляются фотолокации, которые переносят посетителей в мир постановки, ожидающей на сцене. А в этом году театр выбрал для себя новое направление – социокультурное проектирование, чтобы делать для публики интересным не только то, что происходит на сцене, но и за кулисами.
– В этом сезоне мы решили придать новое звучание объектам, которые давно существуют в фойе, – рассказывает директор Красноярского музыкального театра Ольга Романова. – Например, рояль, на котором не играют. И в сентябре 2022 года к нам приехал куратор проекта из Москвы Михаил Сапунов, чтобы вернуть инструменту голос. Его звук отобразился в реальных нотах нашего оркестра. Получился еще и арт-объект.
В этом и заключается социокультурное проектирование – показать альтернативное применение давно известных вещей.
Новый арт-объект вполне отражает суть музыкального театра: звуки здесь можно не только услышать, но и увидеть. Они на нотных листах, которые «вылетают» из давно умолкнувшего рояля.
Музыка нас связала
Впрочем, музыка – и на бумаге, и в телефонных трубках, развешанных по периметру зеркального фойе. Это еще один проект красноярского музыкального, который организаторы назвали «На том конце провода – театр».
По задумке авторов инсталляции, зритель может посмотреть на фотографию исполнителя или фрагмента мюзикла, рок-оперы, а затем услышать его в телефонной трубке. Вспомнить старые знакомые постановки.
– Мы уверены, что общение между зрителем и театром должно происходить не только на сцене, – считает исполняющий обязанности главного режиссера Красноярского музыкального театра Валерий Бурдик. – Мы не впервые пытаемся расширить эти границы. Весь наш опыт – ночь искусств и ночь театра, презентации и локации перед премьерными показами – это попытки взаимодействовать с нашим зрителем, показать, чего мы хотим от общения с ним.
Сквозь время
Но главный сюрприз – событийный календарь. Причем какие это будут события, должны отгадать сами зрители.
– Мы подготовили для зрителей игру, похожую на ожидание Рождества, когда даже взрослые люди становятся детьми и ждут подарков. А это игра в ожидание нашего 65-летия, – рассказывает Ольга Романова. – В фойе театра мы сделали стенд, окна на котором будут открываться постепенно. Назвали его «Сквозь время». Этот календарь посвящен разным вехам нашего театра, ключевым ценностям.
События Красноярского музыкального театра зашифрованы на этом стенде. Здесь обозначены 12 ячеек, открыть которые можно, разгадав загадки. Например, «Музыкальный театр – часть безграничной Вселенной. В какой день театр стал ближе к невесомости?» Знаете ответ на эту космическую загадку – можете получить приз от театра. Любителям оперетт и мюзиклов предлагают прислать свой ответ на электронную почту красноярского музыкального, и если он правильный, получить подарок.
Ячейки под загадками откроются не сразу. Окна станут появляться на стенде примерно раз в месяц. Первое открылось в день 64-го дня рождения. Посвящено оно людям, которые работали здесь начиная с 1956 года.
– Это сотни жизней, отданных театру. Мы хотели отметить не только знаковых людей красноярского музыкального, но и всех представителей диковинных профессий, которых сейчас не существует, – поясняет Ольга Романова. – А для этого пошли в архив.
Директор театра говорит, ей и самой было интересно полистать личные карточки специалистов, которые делали постановки в 1950–1960-х годах. Ведь это настоящая история, по которой можно проследить, как трансформировались некоторые профессии, исчезали одни и появлялись новые.
– Например, есть диковинная профессия – одевальщица, – показывает Ольга Романова. – Это костюмер. Или мебельщик, сегодня это столяр. А вот чем занимался в театре лаборант, сегодня сложно даже представить. Мы хотим показать, что все профессии важны. И неважно, пожарный это (такой должности сегодня в театре не существует) или прачка.
Кстати, по архивам театра можно проследить не только трансформацию занятий, но и существовавшие в конце 1950-х годов дефициты. Тогда, видимо, не было бумаги, и принимаемые на работу писали заявление на старых репертуарах. Или национальный состав специалистов. В карточках значится много латвийских фамилий, записанных причудливым почерком, так что исследователям пришлось их расшифровывать.
– Мы подсчитали: в разное время в театре работали пять тысяч сотрудников, – продолжает директор красноярского музыкального. – Были времена, когда одновременно здесь трудились 500 человек. Сейчас в театре 320 специалистов. Этого достаточно. Количество работников уменьшилось после того, как наш труд был компьютеризирован.
Наш паровоз вперед летит
Фамилии первых работников Красноярского музыкального театра, который изначально назывался театром музыкальной комедии, обозначены в бегущей строке внизу фотографии старого здания театра в первом – уже открытом – окне стенда с загадками.
Интересна эта ячейка еще и тем, что здесь можно увидеть первое здание. Размещался театр в ДК железнодорожников, построенном на волне экспериментов с формой зданий. Дворец культуры – это не обычная прямоугольная коробка, возведен он в форме паровоза. Такова была архитектурная тенденция конца 50-х годов прошлого столетия. И это тоже история.
Когда откроется следующая ячейка с отгадкой на волшебном стенде, можно узнать в группе Красноярского музыкального театра в социальных сетях. Последнее окно обещают распахнуть в день, когда театру исполнится 65 лет – в феврале 2024 года.