Красноярский преподаватель физики рассказал о современных учениках, образовании и патриотизме

Красноярский преподаватель физики рассказал о современных учениках, образовании и патриотизме
Фото: Руслан Рыбаков

Красноярский лицей № 7 не зря считается одной из лучших школ края: несколько лет подряд учебное заведение стабильно попадает в топ-100 ведущих школ России, а большинство выпускников успешно поступают в ведущие российские вузы. В профессиональной ориентации детям помогают высококлассные специалисты.

Овладеть сложным предметом

Определяться с будущей профессией в лицее дети начинают уже с восьмого класса, когда начинается распределение по профильной подготовке. В целом лицей делает упор на подготовку выпускников по точным и естественно-научным предметам. Физика, химия, математика… Овладевают сложнейшими предметами дети в профильных классах – физико-математическом, химико-биологическом, физико-химическом.

– На самом деле ребенок может попробовать себя в одном направлении, и если во время обучения приоритеты изменились, он может перейти в другой класс. Система ранней профессиональной подготовки связана с повышением рейтинга ученика при поступлении в вуз. Для этого дети как можно раньше определяются с предметами, которые будут сдавать на ЕГЭ, и несколько лет усиленно к ним готовятся, – рассказывает преподаватель физики Денис Трубицин.

По словам учителя, система поступления в вузы в России сейчас претерпевает изменения. Особенно сложно поступить на бюджет, так как на эти места приходят все больше льготников, таких как дети участников СВО. Поэтому для бесплатного поступления в вуз сегодня мало высокого результата ЕГЭ, необходимо зарабатывать дополнительные баллы на различных олимпиадах.

Система сдачи единого государственного экзамена совершенствуется каждый год, но у нее по-прежнему есть как сторонники, так и противники. Я считаю, что она все же более объективно оценивает знания ученика. Если сдавать экзамены по старинке, с вытягиванием билетов, всегда можно столкнуться с человеческим фактором. Преподаватели такие же люди, как и все, у них может быть предвзятое отношение к ученику, плохое или, наоборот, хорошее настроение. С другой стороны, тестовая система ЕГЭ редко кому позволяет получить наивысший балл по предмету. Часто бывает, что и мы, преподаватели, затрудняемся ответить на некоторые задания теста. Поэтому выпускникам региональных школ может в итоге просто не хватить баллов для поступления в столичные вузы, – считает Денис Трубицин.

Углубленное изучение отдельных предметов в школе требует тщательной подготовки не только для ученика, но и для учителя. Необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

– В десятом и одиннадцатом классе наши дети уже, как правило, точно знают, куда будут поступать. Они стремятся изучать необходимые предметы более тщательно, не ограничиваясь школьной программой. Поэтому мы часто сталкиваемся с тем, что некоторые будущие выпускники умнее преподавателя, лучше знают предмет. Это требует от учителя регулярной профессиональной переподготовки, – говорит Денис Иванович.

Учитель – друг и наставник

Физика – один из самых сложных для понимания школьных предметов. Однако невозможно ее изучать без хорошей базы по другим дисциплинам. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по физике, требуются устойчивые знания по математике, химии, биологии, информатике.

– Вообще, все закладывается еще в начальной школе. От того, как ребенок усвоил арифметику и окружающий мир, будет зависеть его успех в изучении физики. Например, я сейчас классный руководитель у семиклассников, я их с пятого класса веду. И в математике у них результаты довольно средние, что сказывается и на результатах по физике. Зато в начальной школе их научили прекрасно разговаривать, общаться, излагать мысли, поэтому по русскому и литературе у нас в основном пятерки и четверки, – говорит учитель.

По мнению Дениса Трубицина, 12–13 лет – самый сложный возраст в жизни ученика. До этого они еще маленькие дети, после восьмого резко возрастает мотивация, они внимательнее относятся к процессу образования. А семиклассники проходят стадию формирования личности, у них сложнее завоевать доверие, они более дерзкие и самостоятельные. В этом возрасте у детей в приоритете самовыражение в среде сверстников, поэтому необходимо поддерживать учительский авторитет.

У классного руководителя помимо преподавания есть и не менее важная социальная задача. Необходимо стать лидером коллектива, больше участия принимать во внешкольной жизни. Поэтому мы часто с классом ходим в музеи, вместе смотрим интересные фильмы, раз в год выбираемся на природу. Только через непосредственное общение приходит уважение к учителю как к старшему товарищу, – считает Денис Иванович.

Повышать престиж

В последние годы государство стало больше внимания уделять образованию. Растет и престиж учительской профессии. Но учителей все же не хватает.

Нужно больше мотивировать молодежь идти в профессию. Я окончил свое обучение в педуниверситете и аспирантуре СФУ семь лет назад. И из моего потока на физфаке только половина студентов пошли работать по профессии. Но сейчас ситуация выравнивается. Наверное, это во многом связано с изменением системы оплаты труда. Помимо базовой ставки можно дополнительно зарабатывать, вести допзанятия, даже разрабатывать собственные программы обучения. У нас в лицее такие занятия есть почти по всем предметам, так что родителям приходится меньше тратиться на репетиторов, – говорит Денис Трубицин.

Одной из пока не решенных проблем преподаватель считает переполненность классов. По его мнению, нужно открывать больше школ, хотя для этого потребуется и больше учителей. Но в современных условиях, когда в классах по 35 учеников, теряется личностно ориентированный подход. Чтобы учитель мог внимательнее следить за образовательным процессом, в классе не должно быть более 20 человек.

Первостепенная задача

Денис Трубицин стал учителем по примеру своей мамы, он с детства знал, что такое работа в школе. Но, по его словам, до сих пор в обществе принято считать, что учитель – женская профессия.

Преподавателей-мужчин в наших школах не так много, а они очень нужны. К сожалению, в нашей стране большой процент неполных семей. А ребенку очень важно чувствовать мужское влияние. И неважно, мальчик это или девочка. Ко мне часто обращаются мои ученики за советом или со своими идеями, мыслями, которыми сложно поделиться с мамой или бабушкой. Особенно в наше время, когда мужчина – это не только родитель, но и защитник, – говорит преподаватель.

Патриотическое воспитание в школе – сейчас одна из первостепенных задач. Каждую неделю классные руководители собирают учеников на «Разговор о важном», где обсуждают общественно значимые события и идеи.

– Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя. И сейчас нам приходится наверстывать упущенное, которое мы растеряли за 90-е годы и в начале нулевых. Патриотическое воспитание – это будущее нашего общества. И хорошо, что государство это осознает и оказывает в этом вопросе всевозможную поддержку. Будем надеяться, что и дальше так будет. А мы, учителя, со своей стороны сделаем все, чтобы воспитать в детях любовь к Родине и тягу к знаниям, – считает Денис Трубицин.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного