Красноярский симфонический берет разгон

Красноярский симфонический берет разгон

Красноярский академический симфонический оркестр сегодня знают во всем мире. Он приобрел известность, новое качество звучания, мобильность, на его концертах неизменный аншлаг. В этом году коллективу исполнилось 45 лет. За пультом его управления сменились несколько главных дирижеров, но до сих пор Красноярский симфонический оркестр называют шпиллеровским. Хотя номинально такого имени он не носит.

Мастер высокого класса

Создание симфонического оркестра на базе Красноярской краевой филармонии в 1976 году стало частью широкомасштабной кампании под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!».

Те годы называют временем расцвета культуры края. Первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко считал: региону необходим собственный оркестр. Это превратит его из индустриальной провинции в один из культурных центров Сибири. Сейчас нам уже понятно, насколько дальновидным руководителем был Федирко.

Музыкантов в Красноярск приглашали из столичных городов, сразу же выделяли им квартиры. И в апреле 1977 года симфонический оркестр открыл свой первый творческий сезон увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки.

Первым дирижером и художественным руководителем новорожденного коллектива стал Владимир Свойский. Но в Сибири продержался он только год. В 1978 году ему на смену приехал уже известный в стране музыкант Иван Шпиллер.

Коллектив с 60 музыкантов увеличили до 110, приобрели хорошие инструменты, построили для оркестра Малый концертный зал.

Жители Красноярска любили классическую музыку, на выступлениях приезжих знаменитостей был неизменный аншлаг, с появлением собственного оркестра концертный зал также не пустовал.

Шпиллер был мастером высокого класса, и красноярский коллектив быстро набирал популярность. С ним мечтали выступить не только солисты Красноярского театра оперы и балета, но и мировые знаменитости. Оркестр быстро завоевал репутацию одного из лучших в стране.

Если вначале Шпиллер сам приглашал выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, то уже через несколько лет в Красноярский симфонический выстраивалась очередь из желающих в нем работать.

А в 1991 году оркестр отправился на зарубежные гастроли. Сибирские музыканты поразили иностранцев. На них приходили просто посмотреть. Записи концерта крутили по радио, газеты публиковали хвалебные рецензии.

Перестроечные годы были сложными для музыкального коллектива, как и для всей страны. Но оркестр выстоял – продолжал репетировать и выступать.

Позитивный и полезный продукт

В 2003 году Ивана Всеволодовича не стало. Ему на смену пришел новый художественный руководитель и дирижер Марк Кадин. В 2015-м за пульт управления встал Владимир Ланде, который одновременно являлся музыкальным директором и дирижером оркестра «Солисты Вашингтона», а также приглашенным дирижером оркестра Национальной галереи искусств (Вашингтон), главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра COSMIC. Предложение из Сибири он встретил с восторгом.

 Мне пришлось полностью перестроить свою жизнь, которая до этого базировалась на другом континенте с гораздо большим количеством разъездов, – говорит Владимир Ланде. – Я принял предложение возглавить красноярский коллектив с азартом. Мне близки качества российских музыкантов – искренность исполнения и полная самоотдача. Импонирует и соучастие в концерте российской публики.

Владимир Ланде внес свежую струю в развитие. Теперь коллектив без страха берется за редкие классические произведения и яркие проекты: «Экстремальная классика», «Ароматы весны», «Ледовая симфония», «Культурные столицы мира».

На концертах и в студиях постоянно идет звукозапись, выпускаются диски, которые можно приобрести и в России, и за рубежом. Как говорит главный дирижер оркестра, теперь это неотъемлемая часть жизни коллектива. Ведь звукозапись не врет, музыкант может послушать, как он звучал без акустических иллюзий и прикрас. Это помогает и индивидуальному развитию музыканта, и улучшает звучание всего оркестра в целом.

Коллектив много гастролирует – и по России, и по краю. Симфоническую музыку прекрасно принимают жители Ачинска, Лесосибирска, Канска, Норильска.

 И это тоже важно, – считает Владимир Ланде. – Количество выездов говорит о мобильности коллектива. Мы не теряем качество исполнения в походных условиях, выступая на других площадках. А это определяет уровень оркестра.

Сейчас на концерты Красноярского симфонического не пробиться – все билеты проданы. Во время пандемии и публика, и музыканты остро почувствовали необходимость прямого общения.

 Стресс, который мы испытываем на работе, в семье, политике, в хорошем смысле провоцирует приход слушателей в концертные залы, – отмечает Ланде. – Это возможность отфильтровать негативные эмоции, выстроить нервную систему. Музыка очищает. Продукт, который мы производим, позитивный и полезный.

Планка, которую установил Шпиллер

45 лет для оркестра – возраст юности, старта, точка разгона. И пусть сменяются поколения музыкантов, коллектив от этого становится только лучше, динамичнее – в духе времени.

 Нам повезло, что у истоков оркестра стоял Иван Всеволодович Шпиллер, – говорит Владимир Ланде. – Он многое сделал для оркестра. Поэтому сейчас мы можем позволить себе расширять репертуарный план и работать более интенсивно.

В чем же она – шпиллеровская закалка?

 Коллектив на клеточном уровне заточен на углубленное изучение музыкального материала, – поясняет главный дирижер Красноярского академического симфонического оркестра. – Многие оркестры, пользуясь виртуозностью своих музыкантов, могут сыграть колоссальное количество произведений на очень хорошем уровне. Но та искренность, та самоотдача, которая присутствует в Красноярске, – редкое качество. И заложено оно Шпиллером. Это интеллектуальная эмоциональность. И одно без другого не может существовать. Эмоциональность без аналитики, «вкапывания» в материал, очень поверхностна. А аналитика без эмоций схематична. Иван Всеволодович заложил это качество в коллективе и выставил для музыкантов высокую планку, которую мы сейчас стараемся держать.

Фото Александра ПАНИОТОВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 декабря 2024
Репортаж из мастерской красноярского художника Эдуарда Шеломова
Корреспондент НКК побывал в мастерской талантливого красноярского художника Эдуарда Шеломова, где одним из первых познакомился с его новыми картинами, которые
Без рубрики
3 декабря 2024
Так ли страшен рентген, как им люди себя пугают
Когда врач назначает диагностические процедуры, связанные с рентгеном, ультразвуком или электромагнитным излучением, большинство пациентов понимают необходимость таких исследований – они
Без рубрики
2 декабря 2024
Фронт главных дел
В краевом центре прошла конференция регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Красноярском крае. Последний раз такая