Вам приходилось начинать учебный год в другой школе? Причины, конечно, на это у всех разные: у кого-то переезд, учебные сложности или вторая смена. Не приходилось? Тогда вам повезло. Любой перевод в другую школу или переезд — это всегда стресс у детей и родителей. Что тогда делать, если закрывают школу на ремонт, а всех детей и коллектив переводят в другую? О таком странном, но реальном опыте рассказала gnkk.ru директор красноярской школы № 45 Юлия Каменская.
Первый звонок, уроки и концерты — всего этого в привычном помещении на Судостроительной в этом году не будет. В школе начинается капитальный ремонт. Всего же по федеральной программе «Развитие образования» в краевом центре «откапиталят» пять школ. Средства пойдут на работы разного характера: от кровли до инженерных коммуникаций. Планируется, что дети пойдут учиться в обновленные здания в 2025 году.
Новый год — новый класс
45-я школа из Свердловского района Красноярска вошла в этот список на ремонт. Здание закрыли, а детей и коллектив перевели в помещения 158-й школы на Семафорной, 195/197.
Мы посетили школу практически за неделю до старта учебного года, чтобы узнать о сложностях, которые были и есть при таком временном, но глобальном переезде.
Вывеска, кстати, уже сообщает всем, что в этом здании школа № 45. На оформлении и навигации в этой школе многое построено.
Мы сделали оформление в том стиле, в котором оно было в 45-й школе. Даже кабинки подписаны в той цветовой гамме, как оно было там. Да, мы подготовили для всех детей кабинки. Тут нет гардероба, поэтому такой интересный опыт будет. Детям понравится, — сразу сообщает директор школы.
Кабинки — это правда тот опыт, который стоит рассмотреть. Почему нет? Гардеробные номерки часто теряются. Бывает, что нужна одежда, а в этот момент гардеробщика нет. Проблемных ситуаций в этом плане достаточно, поэтому персональные кабинки — это не новый, но интересный формат работы со школьным пространством.
Здание школы со стороны не особо впечатляет. Даже местами смущает. «Правда ли войдут все дети сюда?» — спрашиваем мы руководителя учреждения.
Изначально здание состояло из двух детских садов, а между ними построили проход. У нас получилось, что одна часть — старшая школа, а вторая — младшая, — отвечает она и удивляется нашему вопросу.
Мы отправились в экскурсию по школе, чтобы убедиться в том, что войдут точно все. Но практически сразу мы встречаемся с табличками, которые подготовили для линеек на первое сентября.
Тут подготовили место для проведения линеек. Уже вывески и таблички классов ждут классных руководителей, чтобы нам начать учебный год. Здесь будем проводить церемонию выноса флагов, — отмечает Каменская.
Взгляд падает на табличку, где написано «1ж». Представить такое сложно, да, но в этой школе будет восемь первых классов. Нам даже стало интересно. А сколько всего детей переехали в это помещение? Как вообще формируется расписание?
Переехали все — 1 600 человек. У нас будет расписание в две смены, но гибридное, когда один класс начинает в восемь. К девяти идут первоклассники, чтобы уже никого не было и им спокойно можно было зайти. Мы максимальное количество классов сумели вместить в первую смену. Они начинают в разное время и завершают тоже в разное. В полноценную вторую смену у нас вышли только некоторые классы начальной школы и шестые. Все остальные — потоком идут. Родители уже привыкли к такому обучению, — говорит директор школы.
Удивительный, конечно, опыт, когда 1 600 человек в едином составе с единой командой наставников переезжают в другую школу. Для комфорта, как оказалось, пришлось сделать косметический ремонт в классах, чтобы дети чувствовали себя в домашних условиях.
От многофункционального коллектива до многофункциональных классов
Новинкой для школы стали кабинеты в подвалах, где полноценно можно проводить занятия. Например, по технологии и моделированию.
Такая технология. Мы свои станочки завезли, побольше рабочих мест. В этом году будет эксперимент. У нас будут и девочки, и мальчики заниматься вместе. Два учителя: один — для мальчиков, другой — для девочек. Они всем классом заходят, потому что в прошлом году все девочки хотели пилить, а мальчики лепить пельмени. Поэтому в этом году в связи с ограниченным количеством мест мы это все сделали официально.
Они будут заниматься моделированием. В этом году у нас еще один станок появился. Четверть один класс здесь занимается: моделированием, робототехникой и тир даже есть. А потом они — следующую четверть — поднимаются на технологию к девочкам и готовят, и учатся шить. Любые жизненные навыки они всегда актуальны. У нас есть еще кулинарный класс по субботам, — рассказывает Юлия Каменская.
Если с классом для «тяжелых» дел все понятно, то в аудитории для домашних и бытовых направлений мы с особым интересом спросили про кухню. И это не какая-то искусственная кухня с печкой, которой лет больше, чем всему городу. Реальная и современная аудитория для готовки предоставлена школьникам.
Печки свои сюда привозили, увеличили количество парт. Тут будет целый класс заниматься. У нас есть гончарный круг. Тут будут и глину лепить, и готовить, и шить, — отметила Каменская.
Мы просто покажем фотографии этой уникальной аудитории. Такие, наверное, и должны быть в школах города, где считают гастрономию одним из главных направлений.
Для таких классов и идей должен быть и коллектив подходящий, который поддержит все идеи и проекты. В данном случае — еще и переезд.
Нам вообще повезло. Я, если честно, больше всего переживала за педагогический коллектив. Ладно бы «началка» — учитель пришел в одну школу. Все сели, отучились и ушли домой. А представляете такое в старшей школе? Когда часть детей в 158-й, часть в 137-й и часть в 6-й. Один учитель химии. И он по району бы бегал? Я очень за это переживала, — поделилась с нами директор школы.
Коллектив — это главное в 45-й школе. И ладно бы работа по технологии, точным наукам или, например, подготовка к олимпиадам и подобным достижениям, к которым некоторые другие директора учреждений относятся как к важнейшим событиям в жизни школьников. Это важно, но не у всех детей к этому явно есть интерес, а вот к более приземленным вещам — да.
Школы как госучреждения часто являются заложниками особых цепочек бюрократизма. В этом плане, конечно, проблем с освоением базовой программы нет у школьников. Но появляются различные вопросы, касающиеся создания или индивидуального дизайна школы, или даже мерча, то есть сувенирную продукцию часто школы индивидуально заказывают достаточно долго.
А в какой-то степени сувенирное направление является тем, где школьники самостоятельно будут не только как-то «продвигать» школу среди своих сверстников, а еще и будут сами вырабатывать в себе гордость за то место, в котором они обучаются. Это остается на годы после завершения обучения. В 45-й красноярской школе решили проблему с доступом к мерчу самостоятельно.
Мы печатаем значки, кружки. У нас дети делают на дополнительных занятиях футболки, — говорит Каменская и показывает класс с нужной техникой для печати и 3D термопрессы для сублимации.
Виртуальная нереальность
Кстати, по словам директора, классы достаточно хорошо оснащены для школы, которая временно переехала.
Тут у нас мобильный класс. Тележку можно перекатывать с ноутбуками и планшетами. Это специальное устройство с выходами под зарядки. Это замечательно. Если где-то будут сложности с размещением детей мы это предусматриваем, поэтому у нас много чего мобильного, в том числе складные столы и стулья, — делится она.
С оснащением в техническом плане проблем точно быть не может, если у школы даже есть система виртуальной реальности. Вы где-то такое уже видели, чтобы у обычной школы в Красноярске была своя система виртуальной реальности? Мы, кажется, нет пока. Да, это школа краевого центра, но все же. Многие из тех, кто читает сейчас этот текст, учились в условиях, когда даже компьютеров не было или было очень мало в школах.
Мобильность стала для школы главным элементом при переезде и в целом. Школа активно использует многофункциональные кабинеты, мебель и технику.
В кабинетах максимальное количество парт. Часть занятий мы будем вести в лекционном формате. Например, у меня два пятых класса — я могу литературу вести на два класса сразу, — говорит Каменская.
Школа, конечно, обычная, но не особо типовая. Пристройки отлично ее расширяют и дополняют.
Спортзал полностью пристройка, но тут красиво, ремонт сделали. Раздевалки полностью оснащены, в том числе душевыми кабинами, — показывает большой спортзал директор учреждения.
Да, есть большой спортзал, а есть малый, который находится тоже в подвале. Так удалось и тут использовать даже такое помещение.
Там в полной мере можно заниматься спортом и даже есть отдельный выход. Все сделали по правилам еще до захода сюда 45-й школы, в том числе уже отлажены меры безопасности: наблюдение и система оповещения.
Многофункциональность прослеживается даже в классических для школы аудиториях.
Вот, например, мобильная библиотека с мебелью, которую школьник легко сложит и перенесет куда-то.
Рядом вход в многофункциональный кабинет, где можно разматывать ковер, собирать стулья и проводить ОБЖ, лечебную физкультуру, творческие вечера.
Далее — начальная школа. Там кабинеты тоже перекрасили, как и в целом по школе.
Вот новые учебники, по которым будут учить классы начальной школы, — показывает Каменская.
Мольберты для ИЗО тоже выставлены в коридор, чтобы ученики показывали свои красивые работы.
Интересная традиция или наработка. Детям организовали целую стену для деталей конструктора.
Здесь уже начальная школа. Мы забрали сюда свою стену-лего. У нас ящиками эти детали родители постоянно приносят, поэтому мы ее привезли, — подмечает руководитель учреждения.
В целом же школьники сейчас более увлечены играми, где требуется логика. Даже турниры проводят по таким играм в школе. Опять же — большинство читателей скажут, что из турниров у них были только спортивные состязания и олимпиады.
Переезд с возвращением в будущее
На этом моменте появился еще такой вопрос: «А все ли перевезли?»
Мебель частично местная, но большая часть — наша, — подчеркнула директор.
Кстати, такая мебель, в плане многофункциональности, должна быть и в обновленной школе, про которую Юлия Каменская говорит с особым трепетом.
В помещениях 45-й школы делают и подвал, и отопление, и освещение. Все делают до «костей». У нас будет современная школа на Пашенном. По количеству обучающихся останется все в том же плане, но планируем внести изменения в план здания, чтобы увеличить количество кабинетов и пространств, так как понимаем рост количества учащихся и в целом рост жителей микрорайона, — отмечает она.
Мы, конечно, не могли просто пройти мимо темы питания. Но, как оказалось, тут тоже в целом все понятно.
Современное оборудование в столовой все есть. А, команда, которая нас кормила, они пришли с нами. По оснащению всего хватает на 1 600 человек. Мы и кормили, и будем кормить в две смены, — говорит Каменская.
Оснащенность, коллектив и в целом школьная среда, как нам показалось, достаточно дружелюбная для тех, кто сюда будет «заезжать» 1 сентября. Но есть же и внешние факторы. Детям, например, надо будет добираться дольше и дальше. Все же большинство — жители Пашенного, а в данном случае помещение будет ближе к улице Матросова. Кто будет доезжать или доходить до школы теперь значительно дальше и дольше.
Проблему, как и в других направлениях тут, решили вновь креативно и логично. По словам директора, всем желающим будет компенсация проезда на автобусе до нового помещения школы: или две поездки в день, или четыре, если требуется пересадка.
Представительница родительского совета Ирина Зазуля тоже подключилась к нашей экскурсии по школе и рассказала, что будет работать даже дежурный учитель для малышей.
По удаленности. Я сегодня засекала — 25 минут пешком, но у нас дети будут ездить на автобусах. У нас компенсация будет за проезд. Ранее семь минут, а тут — 25. Малышей у нас будут встречать у старой школы. Дежурный учитель будет вести безопасным маршрутом до школы, — отмечает она.
У Ирины 45-ю школу окончили сыновья, а теперь дочь перешла в шестой класс, поэтому участие и знания ее о школе не подвергаются даже сомнению. И мы у нее решили узнать о родительской проблеме, если такая есть в связи с переездом.
В целом все хорошо, мы думали, что будет хуже, если честно. Но наше руководство школы постаралось очень хорошо, — отвечает Зазуля.
За несколько дней до старта учебного сезона школу проверяют не только специалисты, а еще и родительский совет. Но такие проверки проводятся и в течение года.
Мы будем контролировать и питание, и все будем контролировать. В начальных классах даже есть практика дежурных родителей, которые приходят и помогают: довести до кабинетов, раздеться, — говорит представитель совета.
Про временные проблемы или, скорее, неудобства Ирина отвечает с позитивом.
Из своей родной школы, конечно, не хотелось уходить, но все во благо. То есть мы же на перспективу смотрим, что в нашей школе будет все намного круче и лучше. Эта позиция — перейти всей школой, детьми, педагогическим составом — это самый, наверное, лучший вариант из всех возможных. Тут просто нужно подойти к этой ситуации так: или нужно было переходить в другую школу, или вы принимаете это, помогаете, участвуете во всех этих процессах. Нет нерешаемых ситуаций, мы адекватно ко всему относимся, — подчеркнула она.
Завершая экскурсию по новому помещению, директор школы отметила, что первое сентября они будут отмечать не в школе, а на Ярыгинской набережной вечером. Пообещала даже фейерверк. В школе же сразу будет дружелюбная среда и комфортные условия, чтобы дети были как дома. Да, конечно, это стресс, но временный.