Красота полного цикла От прутка до «Гарибальди» – как плетут металл?

Красота полного цикла От прутка до «Гарибальди» – как плетут металл?

Золотая или серебряная цепочка есть почти у каждого из нас. Этот аксессуар с нательным крестиком мы можем, не замечая, носить годами или, напротив, надевать с эффектным кулоном по особым случаям. Мало кто знает, сколько мастерства, труда и времени необходимо вложить, чтобы тончайшие звенья переплелись в гибкую нить. Обычно ювелиры не раскрывают секретов, как из металла получить столь нежное изделие. Но у нас появилась возможность заглянуть за кулисы ювелирного дела. Мы побывали в цехах Красцветмета, одного из крупнейших в мире производителей драгоценных металлов, и увидели рождение цепочки.

Красное и белое

Жизнь любой ювелирной цепочки начинается с создания сплава. Уже сами его составляющие похожи на сокровища: серебряные гранулы, брусочки золота, вкрапления латуни и индия. В плавильных печах рождается белое, красное, розовое и даже зеленое золото. Цвет зависит от того, какого металла мастер по технологической карте положит больше – если меди, драгоценная заготовка будет лимонного оттенка, серебра – получится зеленоватое золото, смешает серебро с медью – розовое.

Не все знают, что значат указанные на цепочках цифры: 585, 750 – на золотых, 925 – на серебряных, 950 – на платиновых. Это проба – массовый показатель драгоценного металла в сплаве. То есть в золотом сплаве 585-й пробы – золота 58,5 % (остальное – добавки других металлов).

Кстати, платиновые цепи машинного плетения в России производит только Крас­цветмет. Платина крайне сложна в обработке, и для создания сплава требуется температура выше 1 700 градусов! У этого светлого металла изумительный благородный цвет, но он не тускнеет даже через десятки лет, сохраняя в точности такой же внешний вид, как при покупке. Чтобы платина стала доступнее покупателям, в научно-технологическом центре Красцветмета сделали сплав 585-й пробы: количество платины в изделии сократилось, однако качество и внешние характеристики остались неизменными. Но вернемся к производству.

Сплав в драгоценную проволоку, из которой потом сделают цепочку, превращают плавильщики.

Как признается плавильщик Сергей Балабан, который на Красцветмете работает с 1977 года, дело это непростое, но процесс настолько завораживает, что менять работу на другую нет никакого желания.

Температура в плавильной печи выше 1 000 градусов. Нутро котла светится красным, как жерло вулкана. При нас Сергей делает заготовку для серебряных цепей. Кипящий сплав потом остынет и выйдет прутком – толстой проволокой диаметром 8 мм. Из нее получатся полновесные цепочки.

Рядом ждет запуска печь, которая делает ленту. Такая драгоценная заготовка идет на создание пустотелых цепей, и это конек Красцветмета: в основе пустотелой цепочки – железный сердечник, вокруг которого обвивается золото. Сердечник потом вытравливается специальным реактивом, а цепь получается легкой, но при этом визуально объемной.

Предновогоднее время для ювелиров самое горячее – заказов на драгоценные изделия очень много, бывает, что за смену, которая на производстве длится 8 часов, золотую и серебряную проволоку и ленту заготавливают километрами. Всего в 2018 году Красцветмет выпустил около 8 тонн цепочек. Если посчитать в штуках, то получится 1,8 миллиона.

Революционеры, улитка и бабушка

Но проволока и лента – еще не изящные цепи. Следующий этап – превращение в невесомую нить. После отжига в печи, который снимает напряжение с металла, заготовку тянут на волочильном станке – 8-миллиметровую проволоку постепенно превращают в нить толщиной до 0,35 мм для пустотелых цепей и 0,2 мм – для полнотелых.

Далее эстафету подхватывают цепевязальщики. Им передают катушки с тонкой драгоценной нитью.

В цепевязальном цехе слышен постоянный стрекот, в первый момент кажется, что попал на большое швейное производство. В помещении больше ста станков, и по технике безопасности работать можно только в наушниках. Рядом с каждым станком, как катушка ниток для швейной машины, закреплен моток золотой или серебряной проволоки. Каждый станок вяжет свой тип плетения. У модной цепочки «Лав» звенья напоминают по форме сердечки, а вот «Люмакина», в переводе «улитка», действительно похожа на хоровод крошечных моллюсков. Это «Гарибальди», здесь «Кобра», а также любимая девушками «Нонна», которая по своей ажурности напоминает бабушкино кружево, да и переводится с итальянского как «бабушка». Всего Красцветмет делает больше 170 видов плетений. Многие носят итальянские названия, и это неудивительно – в искусстве плетения цепей Италия – законодатель моды.

Станки вяжут быстро, выстреливая бесконечную цепь на лоток под вязальным механизмом. За их работой пристально следят ювелиры.

– Это плетение «Лав», пус­тотелая цепь, – рассказывает Сергей Михалев, ювелир-­цепевязальщик, в цехе трудится с 1995 года. – Технологический процесс для пустотелых цепей сложнее, чем для обычных. Обратите внимание: это ориентирующее устройство.

Когда проволока пустотелая, на ней есть условная линия, которая должна попасть внутрь звена. Для этого, когда навивается спираль, за ней следит оптическое устройство, чтобы звено было свернуто как нужно. А это ни много ни мало – «Гарибальди». Если посмотрите сами, как происходит процесс, вы поначалу вообще ничего не поймете…

Станок действительно сложный, работа тонкая, поэтому на действующий механизм прикреплен микроскоп, он позволяет видеть, как формируется каждое из двойных звеньев. Вот идет образование спирали, и тут же на новый участок колечка надевается уже сделанное звено. Получается объемная цепь, сплетенная из парных круглых звеньев. Свое имя эта цепочка получила не случайно – плетение назвали в честь супругов Гарибальди, героев освободительного движения Италии, которые всегда были вместе.

Заморозить до минус 20

Следующий этап для большинства цепей – пайка звень­ев. Изделия помещают в барабаны со специальным порошком, они вращаются, субстанция равномерно заполняет все стыки в каждом звене. Потом цепочки помещают в печи, температура в них чуть ниже, чем температура плавления самого металла. Так каждое звено становится цельным, а форма звеньев абсолютно не меняется, только становятся по-настоящему прочными. Чтобы в этом убедиться, цепи тянут на специальных станках. В зависимости от плетения применяется необходимая нагрузка – так, например, плетение «Бисмарк» не может разорвать даже 16-килограммовая гиря!

– Наш научно-технический центр разработал процедуру создания цепей из платины, – инженер технического бюро Николай Докучаев стоит рядом с одной из печей. В нее подается цепочка, обработанная порошком для пайки, она прогоняется через разогретый до 1 000 градусов канал внутри печи, на выходе получается уже паяное изделие. Прошедшие этап пайки изделия передаются на ковку, где станки-молоты выравнивают их ширину до долей миллиметра, чтобы звенья цепи были одинаковыми по высоте и ширине. Здесь же делают и плоские цепи, которые тоже можно найти в ассортименте Красц­ветмета.

Единственные цепочки, которые не подвергаются такой обработке, – это «бочки» и «шарики», они, как и пустотелые, делаются из заготовки-ленты, а звенья в форме шариков и цилиндров, напоминающих маленькие бочонки, насаживаются на золотую или серебряную проволоку.

После ковки цепочки уже напоминают то, что видим на витринах в ювелирных магазинах, – за одним исключением: они не блестят, как мы привыкли. Для того чтобы появился этот драгоценный блеск, каждая должна пройти этап алмазного гранения. И здесь мастерам уже требуются минусовые температуры. Изделия с панцирным плетением намораживают на барабан при мину­с 20 градусах. По поверхности цепи проходит алмазный резец, он снимае­т тонкий – до микронов – слой драгоценного металла.

Объемные цепи со сложным плетением так гранить нельзя, поэтому их обрабатывают на более сложных станках, где огранка происходит сразу с нескольких сторон. Минимальное количество граней на одном ювелирном изделии – две, максимальное достигает 30, и результат виден сразу: граненые цепочки прос­то сияют.

Все производственные этапы скрупулезно вносятся в информационную систему. Таким образом составляется технологический паспорт на каждое ювелирное изделие с момента, когда оно было еще россыпью металлов в заготовке, до завершающего штриха: когда ставится клеймо и цепочка отправляется к покупателю.

На финиш!

Но важно не только придать цепочке товарный вид, но и сделать так, чтобы ювелирное изделие сохранило его как можно дольше. Поэтому некоторые цепи подвергаются такой обработке, как гальваника, когда цепь покрывают тонким защитным слоем родия, который сохраняет ее блеск, бережет от окисления и даже принципиально меняет ее внешний вид. Родий – тоже драгоценный металл, который является спутником платины и относится к металлам платиновой группы.

После всех этих этапов цепочки попадают на участок финишной обработки, где к ним, уже нарезанным по длине, прикрепляют конечные элементы – замочки, именники (звенья, на которые потом поставят государственное клеймо) и соединительные звенья. В большом помещении около 40 девушек, это единственный участок в ювелирном дивизионе, где работают в основном представительницы прекрасного пола. Отсюда выходя­т уже готовые цепочки, но это совсем не означает, что их путь на предприятии окончен. На территории Красцветмет­а работает отделени­е Восточн­о-Сибирской инспекции пробирного надзора. Несмотря на то что проба драгоценных металлов оценивалась еще на этапе проволоки, из партии готовых изделий обязательно изымается несколько для конт­рольной оценки.

– Вот здесь мы проводим исследование – цепочка из партии, контрольный образец, – главный пробирер отделения Евгения Афга­нова показывает рабочие места лаборантов. – Конт­роль на каждом этапе самый серьезный.

После этого готовая цепочка – ограненная, проверенная, с государственным клеймом – поступает на этап упаковки. Здесь к каждому изделию будет прикреплена бирка, где укажут вес, пробу, название изделия, и бережно упакуют в коробочку.

Если раньше ювелирные изделия Красцветмета можно было купить только в ювелирных магазинах, то теперь у компании есть интернет-магазин, и наши цепочки пользуются спросом не только по всей стране, но и за рубежом – в 14 странах мира.

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории