КрасЖД: ворота на Восток

КрасЖД: ворота на Восток
Козинский виадук. Фото: пресс-служба КрасЖД

Козинский виадук — не самый большой в мире, но самый высокий в Сибири. Он уникальный и безумно красивый! Но увидеть его просто так практически невозможно: пассажирский поезд проходит по нему ночью, автомобильных дорог рядом нет.

Мечта воплотилась в реальность, когда в честь 125-летия Красноярской железной дороги для журналистов был организован специальный пресс-тур по самым потрясающим местам Южного хода Междуреченск – Абакан – Тайшет. Сегодня эта линия – ключевой логистический маршрут страны, по которому экспортная продукция из Кемеровской области, Хакасии, Тывы, Красноярского края доставляется в направлении восточных портов и погранпереходов.

Во время путешествия журналисты убедились, что Козинский виадук – не единственный впечатляющий объект трассы. На Южном ходу развернулась большая стройка, и здесь все – масштабно.

«Святой мост»: страшно красиво

Теперь по Козинскому виадуку идут угольные составы повышенного веса – 7 100 тонн

Так между собой называют Козинский виадук железнодорожники. А во время строительства он получил в народе совсем другое название – «Чертов мост». Сооружение высотой 65 метров возводили в 60-х годах прошлого века. По одной из версий,  такое имя мосту дали сами строители: техника безопасности в те годы соблюдалась плохо. По другой – «Чертовым» его назвали водители за крутизну ведущей к нему дороги.

Железнодорожникам такое название не нравилось, – рассказывает тоннельный мастер КрасЖД Григорий Беседин, – и в 2003 году они из Кошурниково пригласили батюшку, который освятил Козинский виадук. С тех пор у него есть новое имя – «Святой мост».

Виадук является частью одного из самых сложных по рельефу участков Южного хода Джебь – Щетинкино. Его протяженность всего 14 км, но путь здесь петляет серпантином, огибая горы, поэтому машинисты называют перегон «Джебской петлей». Чтобы проложить по нему железную дорогу, вместе с виадуком было построено четыре тоннеля.

Каким же красивым может быть дело рук человеческих! Проектировщики явно думали не только о функциональности объекта, но и о том, как он впишется в пейзаж. Козинский железнодорожный мост подчеркивает суровую красоту сибирской тайги.

 Вам выпала уникальная возможность увидеть его, потому что пассажирский поезд проходит здесь ночью. Я пробовал рассмотреть виадук в темноте из окна поезда – совсем непонятно, что это за сооружение, – признался сопровождавший журналистов заместитель главного ревизора КрасЖД по безопасности движения поездов Евгений Новокрещенов.

Участникам пресс-тура разрешили пройти по виадуку (вообще-то каждый железнодорожный мост – особо охраняемый объект, пешеходам там не место), и это оказалось отдельным испытанием. Через стальные решетки, по которым ходят рабочие, хорошо видно, как высоко от земли находится человек. А есть еще и технологические отверстия – в них даже заглядывать страшно.

Проектировали этот виадук сразу под два пути, даже поставили соответствующей ширины опоры, но в 1963 году, исходя из потребностей времени, сделали мост однопутным.

В первом десятилетии 2000-х спрос на перевозки по Южному ходу заметно вырос, и Козинский начал «тормозить» движение поездов. Без второго пути было уже не обойтись, поэтому КрасЖД приняла решение о реконструкции.

Модернизация велась в течение 6 лет, причем без остановки движения поездов: она завершилась в 2020 году. Железнодорожникам пришлось укрепить методом бетонных инъекций 65-метровые опоры и установить новые 170-тонные пролеты из современных композитных материалов (они в два раза легче, но при этом прочнее старых).

Внутри опоры были и остаются полыми. Регулярно сотрудники тоннельной бригады тщательно проверяют, как чувствует себя сооружение.

Теперь по Козинскому виадуку грузовые поезда идут одновременно в двух направлениях, это и обычные грузовые маршруты и угольные составы повышенного веса – 7 100 тонн (до реконструкции предельно допустимым был вес 6 030 тонн).

Кроме того, не только на виадуке, но и почти на всем перегоне между станциями Джебь и Щетинкино КрасЖД построила вторые главные пути, чтобы получить возможность перевозить больше грузов на Восток.

Часть знаменитой Джебской петли

Сегодня вся линия Междуреченск – Абакан – Тайшет, частью которой является горный мост, переживает второе рождение. У магистрали сложнейший рельеф, она пересекает массивы Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна. Чтобы увеличить провозную способность, железнодорожники постепенно делают всю дорогу двухпутной.

Расширение Южного хода – часть большой работы, которая ведется РЖД поэтапно в рамках государственной программы модернизации Восточного полигона Транссиба и БАМа – главного экспортного маршрута России.

Длина участка от Междуреченска до Тайшета, где нам необходимо прирастать по грузоперевозкам, почти 1 000 км. Когда мы начинали его реконструкцию, здесь больше 550 км были однопутными. На данный момент построено 265 км новых вторых путей. В этом году планируем построить еще 50 км.

Обновление проводится с одной целью: обеспечить потребности экономики регионов Сибири и всей страны в транзите грузов на Восток. Перед железнодорожниками стоят амбициозные задачи: к 2032 году провозная способность Восточного полигона должна вырасти до 270 миллионов тонн, –  рассказывает начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.

Сейчас Южный ход КрасЖД – одна большая стройка, которая ведется при сохранении движения поездов. С учетом геополитической ситуации здесь максимально снимаются инфраструктурные ограничения.

Мы планово завершаем проекты на участке от Абакана до Саянской. И уже ведем новое строительство на направлении от Саянской до Тайшета, где из 16 перегонов 13 пока остаются однопутными. На всех идут работы, — уточняет Алексей Туманин.

Инвестиции РЖД в обновление Южного года увеличиваются: если в прошлом году на его реконструкцию было направлено 25 млн руб., то в этом году уже 33 млн.

Имени героя

Станция Кошурниково, которая сейчас переживает глобальную реконструкцию, носит имя руководителя экспедиции изыскателей Александра Кошурникова. Все ее участники – первопроходцы маршрута «Трассы мужества» – трагически погибли в 1942 году. Станцию называют «столицей» этой трассы.

Журналисты заходят в кабинет дежурной по станции. Она погружена в работу: быстро переключает тумблеры на огромном пульте – техническом отображении путей и стрелок, ведет переговоры по станционной связи.

Какой должен запроситься? – спрашивает дежурная, продолжая переключения. И дальше скороговоркой: – Верно. 134 – я на 4-й, белый, разрешаю начать движение согласно доведенного плана ДСП…

Наступает короткий перерыв, и тут дежурная замечает журналистов, притихших у нее за спиной, зачарованно слушающих и ничегошеньки не понимающих:

Как вас много! – смущается она.

Наталья Варзегова, опытнейший дежурный, наш наставник, – представляет коллегу начальник станции Кошурниково Ирина Демчук.

Журналистам она поясняет:

Сейчас Кошурниково эксплуатируется на пределе своих возможностей, но совсем скоро преобразится полностью. Процесс организации перевозок на такой станции, как наша, крайне сложный, особенно, когда нужно управлять движением поездов в режиме модернизации.

Но важно, что потом здесь все будет новое: инженерные сети, 58 светодиодных систем, 12 современных светофоров. Удлиним 10 станционных путей из 12. Уже в сентябре здесь заработает микропроцессорное оборудование, появится цифровая система управления движением поездов.

В итоге увеличим мощность станции на 40 %. И это только часть большого проекта. К 2025 году, когда завершится строительство вторых путей на прилегающих к Кошурниково перегонах (570-й км – Кошурниково и Кошурниково – Разъезд 557-й км), снизится нагрузка на весь Южный ход. Больше грузовые поезда не будут стоять в ожидании, когда их примет Кошурниково.

Укладчик быстро убирает старые рельсо-шпальные секции, вскоре на их месте появится современный путь

Свет в конце тоннеля

Последняя точка пресс-тура –  новый тоннель. Строительство 1-го Джебского поворотного тоннеля длиной 267 м – часть проекта по возведению вторых путей на участке Кошурниково – 570-й км. Сооружение строится параллельно действующему однопутному тоннелю 1964 года рождения, по которому сейчас идут поезда.

Тонелепроходчики уже вышли на завершающий этап – готовность инженерного объекта 75 %. Сделаны гидроизоляциляция, внутренняя обделка, бетонирование, и теперь  по особой технологии прокладывается путь: на железобетонных рамах с применением демпферных матов. Это снизит динамическое воздействие поездов и продлит срок эксплуатации тоннеля.

Два пути 1-го Джебского тоннеля

На своем объекте строители соблюдают удивительную чистоту – не в каждом красноярском дворе спецмашинки метут с такой тщательностью. Кстати, вдоль путей Южного хода КрасЖД везде чисто, и не потому что здесь не мусорят, а потому что убирают.

Путевые бригады  приводят в порядок прилегающую территорию во время осмотра. Кроме того, часто проводятся субботники. Чистота – нормальное состояние железной дороги, если сами жители не устраивают вдоль нее стихийные свалки. Пассажиры тоже, бывает, выбрасывают мусор, — подтверждает Евгений Новокрещенов.

Чистота тоннеля — важная составляющая работы проходчиков

Однажды путейцы посреди  глухого таежного перегона обнаружили даже выброшенный старый унитаз. Кто и зачем его вез в поезде и почему выбросил посреди тайги, навсегда останется загадкой.

125 лет: все только начинается!

Западный портал второго пути 1-го Джебского тоннеля еще предстоит достроить

После достройки 1-го Джебского тоннеля железнодорожники смогут проложить вторые главные пути на всем перегоне от Кошурниково до  путевого поста «570-й км».

Когда здесь завершатся все работы и поезда пойдут по обоим путям одновременно, мы снимем ограничения на направлении от Минусинска до Саянской. А это значит – будем готовы перевозить больше грузов по всему Южному ходу, – поясняет начальник производственно-технического отдела  КрасЖД Иван Борисов.

Новые пути в КрасЖД называют бесстыковыми, а в народе — бархатными за плавность хода поездов

И тогда наступит очередь еще одной масштабной стройки: на самом сложном перегоне Джебь — Щетинкино, где уже есть 4 тоннеля, КрасЖД уберет последнюю однопутную перемычку длиною в три километра. Для этого построит новый Козинский тоннель протяженностью 1 370 метров. Его сбойку планируется провести в 2027 году. Новый масштабный проект уберет еще одно барьерное место на Восточном полигоне.

Как поясняет начальник КрасЖД Алексей Туманин, кроме «расшивки» лимитирующих участков на Южном ходу, реализуются и другие важные для Красноярского края инвестиционные проекты.

В перспективе для улучшения логистики будем модернизировать станцию Иланская на Транссибе – нужно связать ее парки соединительным путем. Продолжим обновлять станцию Мариинск, чтобы увеличить интенсивность пропуска контейнерных и грузовых маршрутов по Транссибу. В  этом году начали проектирование второго мостового перехода через р. Енисей (мост «777») на  участке Красноярск Северный – Красноярск Восточный.  Сегодня это единственный однопутный участок Транссиба на КрасЖД. Перевозки растут, поэтому на мосту «777» нам необходим второй путь. Проект позволит оптимизировать грузовое движение и поможет развитию внутригородских железнодорожных пассажирских перевозок в Красноярске.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание