КрасЖД: ворота на Восток

КрасЖД: ворота на Восток
Козинский виадук. Фото: пресс-служба КрасЖД

Козинский виадук — не самый большой в мире, но самый высокий в Сибири. Он уникальный и безумно красивый! Но увидеть его просто так практически невозможно: пассажирский поезд проходит по нему ночью, автомобильных дорог рядом нет.

Мечта воплотилась в реальность, когда в честь 125-летия Красноярской железной дороги для журналистов был организован специальный пресс-тур по самым потрясающим местам Южного хода Междуреченск – Абакан – Тайшет. Сегодня эта линия – ключевой логистический маршрут страны, по которому экспортная продукция из Кемеровской области, Хакасии, Тывы, Красноярского края доставляется в направлении восточных портов и погранпереходов.

Во время путешествия журналисты убедились, что Козинский виадук – не единственный впечатляющий объект трассы. На Южном ходу развернулась большая стройка, и здесь все – масштабно.

«Святой мост»: страшно красиво

Теперь по Козинскому виадуку идут угольные составы повышенного веса – 7 100 тонн

Так между собой называют Козинский виадук железнодорожники. А во время строительства он получил в народе совсем другое название – «Чертов мост». Сооружение высотой 65 метров возводили в 60-х годах прошлого века. По одной из версий,  такое имя мосту дали сами строители: техника безопасности в те годы соблюдалась плохо. По другой – «Чертовым» его назвали водители за крутизну ведущей к нему дороги.

Железнодорожникам такое название не нравилось, – рассказывает тоннельный мастер КрасЖД Григорий Беседин, – и в 2003 году они из Кошурниково пригласили батюшку, который освятил Козинский виадук. С тех пор у него есть новое имя – «Святой мост».

Виадук является частью одного из самых сложных по рельефу участков Южного хода Джебь – Щетинкино. Его протяженность всего 14 км, но путь здесь петляет серпантином, огибая горы, поэтому машинисты называют перегон «Джебской петлей». Чтобы проложить по нему железную дорогу, вместе с виадуком было построено четыре тоннеля.

Каким же красивым может быть дело рук человеческих! Проектировщики явно думали не только о функциональности объекта, но и о том, как он впишется в пейзаж. Козинский железнодорожный мост подчеркивает суровую красоту сибирской тайги.

 Вам выпала уникальная возможность увидеть его, потому что пассажирский поезд проходит здесь ночью. Я пробовал рассмотреть виадук в темноте из окна поезда – совсем непонятно, что это за сооружение, – признался сопровождавший журналистов заместитель главного ревизора КрасЖД по безопасности движения поездов Евгений Новокрещенов.

Участникам пресс-тура разрешили пройти по виадуку (вообще-то каждый железнодорожный мост – особо охраняемый объект, пешеходам там не место), и это оказалось отдельным испытанием. Через стальные решетки, по которым ходят рабочие, хорошо видно, как высоко от земли находится человек. А есть еще и технологические отверстия – в них даже заглядывать страшно.

Проектировали этот виадук сразу под два пути, даже поставили соответствующей ширины опоры, но в 1963 году, исходя из потребностей времени, сделали мост однопутным.

В первом десятилетии 2000-х спрос на перевозки по Южному ходу заметно вырос, и Козинский начал «тормозить» движение поездов. Без второго пути было уже не обойтись, поэтому КрасЖД приняла решение о реконструкции.

Модернизация велась в течение 6 лет, причем без остановки движения поездов: она завершилась в 2020 году. Железнодорожникам пришлось укрепить методом бетонных инъекций 65-метровые опоры и установить новые 170-тонные пролеты из современных композитных материалов (они в два раза легче, но при этом прочнее старых).

Внутри опоры были и остаются полыми. Регулярно сотрудники тоннельной бригады тщательно проверяют, как чувствует себя сооружение.

Теперь по Козинскому виадуку грузовые поезда идут одновременно в двух направлениях, это и обычные грузовые маршруты и угольные составы повышенного веса – 7 100 тонн (до реконструкции предельно допустимым был вес 6 030 тонн).

Кроме того, не только на виадуке, но и почти на всем перегоне между станциями Джебь и Щетинкино КрасЖД построила вторые главные пути, чтобы получить возможность перевозить больше грузов на Восток.

Часть знаменитой Джебской петли

Сегодня вся линия Междуреченск – Абакан – Тайшет, частью которой является горный мост, переживает второе рождение. У магистрали сложнейший рельеф, она пересекает массивы Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна. Чтобы увеличить провозную способность, железнодорожники постепенно делают всю дорогу двухпутной.

Расширение Южного хода – часть большой работы, которая ведется РЖД поэтапно в рамках государственной программы модернизации Восточного полигона Транссиба и БАМа – главного экспортного маршрута России.

Длина участка от Междуреченска до Тайшета, где нам необходимо прирастать по грузоперевозкам, почти 1 000 км. Когда мы начинали его реконструкцию, здесь больше 550 км были однопутными. На данный момент построено 265 км новых вторых путей. В этом году планируем построить еще 50 км.

Обновление проводится с одной целью: обеспечить потребности экономики регионов Сибири и всей страны в транзите грузов на Восток. Перед железнодорожниками стоят амбициозные задачи: к 2032 году провозная способность Восточного полигона должна вырасти до 270 миллионов тонн, –  рассказывает начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.

Сейчас Южный ход КрасЖД – одна большая стройка, которая ведется при сохранении движения поездов. С учетом геополитической ситуации здесь максимально снимаются инфраструктурные ограничения.

Мы планово завершаем проекты на участке от Абакана до Саянской. И уже ведем новое строительство на направлении от Саянской до Тайшета, где из 16 перегонов 13 пока остаются однопутными. На всех идут работы, — уточняет Алексей Туманин.

Инвестиции РЖД в обновление Южного года увеличиваются: если в прошлом году на его реконструкцию было направлено 25 млн руб., то в этом году уже 33 млн.

Имени героя

Станция Кошурниково, которая сейчас переживает глобальную реконструкцию, носит имя руководителя экспедиции изыскателей Александра Кошурникова. Все ее участники – первопроходцы маршрута «Трассы мужества» – трагически погибли в 1942 году. Станцию называют «столицей» этой трассы.

Журналисты заходят в кабинет дежурной по станции. Она погружена в работу: быстро переключает тумблеры на огромном пульте – техническом отображении путей и стрелок, ведет переговоры по станционной связи.

Какой должен запроситься? – спрашивает дежурная, продолжая переключения. И дальше скороговоркой: – Верно. 134 – я на 4-й, белый, разрешаю начать движение согласно доведенного плана ДСП…

Наступает короткий перерыв, и тут дежурная замечает журналистов, притихших у нее за спиной, зачарованно слушающих и ничегошеньки не понимающих:

Как вас много! – смущается она.

Наталья Варзегова, опытнейший дежурный, наш наставник, – представляет коллегу начальник станции Кошурниково Ирина Демчук.

Журналистам она поясняет:

Сейчас Кошурниково эксплуатируется на пределе своих возможностей, но совсем скоро преобразится полностью. Процесс организации перевозок на такой станции, как наша, крайне сложный, особенно, когда нужно управлять движением поездов в режиме модернизации.

Но важно, что потом здесь все будет новое: инженерные сети, 58 светодиодных систем, 12 современных светофоров. Удлиним 10 станционных путей из 12. Уже в сентябре здесь заработает микропроцессорное оборудование, появится цифровая система управления движением поездов.

В итоге увеличим мощность станции на 40 %. И это только часть большого проекта. К 2025 году, когда завершится строительство вторых путей на прилегающих к Кошурниково перегонах (570-й км – Кошурниково и Кошурниково – Разъезд 557-й км), снизится нагрузка на весь Южный ход. Больше грузовые поезда не будут стоять в ожидании, когда их примет Кошурниково.

Укладчик быстро убирает старые рельсо-шпальные секции, вскоре на их месте появится современный путь

Свет в конце тоннеля

Последняя точка пресс-тура –  новый тоннель. Строительство 1-го Джебского поворотного тоннеля длиной 267 м – часть проекта по возведению вторых путей на участке Кошурниково – 570-й км. Сооружение строится параллельно действующему однопутному тоннелю 1964 года рождения, по которому сейчас идут поезда.

Тонелепроходчики уже вышли на завершающий этап – готовность инженерного объекта 75 %. Сделаны гидроизоляциляция, внутренняя обделка, бетонирование, и теперь  по особой технологии прокладывается путь: на железобетонных рамах с применением демпферных матов. Это снизит динамическое воздействие поездов и продлит срок эксплуатации тоннеля.

Два пути 1-го Джебского тоннеля

На своем объекте строители соблюдают удивительную чистоту – не в каждом красноярском дворе спецмашинки метут с такой тщательностью. Кстати, вдоль путей Южного хода КрасЖД везде чисто, и не потому что здесь не мусорят, а потому что убирают.

Путевые бригады  приводят в порядок прилегающую территорию во время осмотра. Кроме того, часто проводятся субботники. Чистота – нормальное состояние железной дороги, если сами жители не устраивают вдоль нее стихийные свалки. Пассажиры тоже, бывает, выбрасывают мусор, — подтверждает Евгений Новокрещенов.

Чистота тоннеля — важная составляющая работы проходчиков

Однажды путейцы посреди  глухого таежного перегона обнаружили даже выброшенный старый унитаз. Кто и зачем его вез в поезде и почему выбросил посреди тайги, навсегда останется загадкой.

125 лет: все только начинается!

Западный портал второго пути 1-го Джебского тоннеля еще предстоит достроить

После достройки 1-го Джебского тоннеля железнодорожники смогут проложить вторые главные пути на всем перегоне от Кошурниково до  путевого поста «570-й км».

Когда здесь завершатся все работы и поезда пойдут по обоим путям одновременно, мы снимем ограничения на направлении от Минусинска до Саянской. А это значит – будем готовы перевозить больше грузов по всему Южному ходу, – поясняет начальник производственно-технического отдела  КрасЖД Иван Борисов.

Новые пути в КрасЖД называют бесстыковыми, а в народе — бархатными за плавность хода поездов

И тогда наступит очередь еще одной масштабной стройки: на самом сложном перегоне Джебь — Щетинкино, где уже есть 4 тоннеля, КрасЖД уберет последнюю однопутную перемычку длиною в три километра. Для этого построит новый Козинский тоннель протяженностью 1 370 метров. Его сбойку планируется провести в 2027 году. Новый масштабный проект уберет еще одно барьерное место на Восточном полигоне.

Как поясняет начальник КрасЖД Алексей Туманин, кроме «расшивки» лимитирующих участков на Южном ходу, реализуются и другие важные для Красноярского края инвестиционные проекты.

В перспективе для улучшения логистики будем модернизировать станцию Иланская на Транссибе – нужно связать ее парки соединительным путем. Продолжим обновлять станцию Мариинск, чтобы увеличить интенсивность пропуска контейнерных и грузовых маршрутов по Транссибу. В  этом году начали проектирование второго мостового перехода через р. Енисей (мост «777») на  участке Красноярск Северный – Красноярск Восточный.  Сегодня это единственный однопутный участок Транссиба на КрасЖД. Перевозки растут, поэтому на мосту «777» нам необходим второй путь. Проект позволит оптимизировать грузовое движение и поможет развитию внутригородских железнодорожных пассажирских перевозок в Красноярске.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 сентября 2024
Назаровским семьям показали работу одного из важнейших энергоисточников Красноярского края
Посмотреть, как работает один из важнейших энергоисточников Красноярского края и весело провести день в хорошей компании, пришли жители города Назарово,
Без рубрики
9 сентября 2024
О безопасном лечении кашля и неактуальных бабушкиных рецептах
Одной из особенностей прошлого эпидемического сезона ОРВИ было большое количество пациентов, жалующихся на длительный, мучительный или острый кашель. Причин возникновения
Без рубрики
9 сентября 2024
Первая в России зимняя универсиада прошла в Красноярске
На XXIX Всемирной зимней универсиаде 2019 года, прошедшей в Красноярске, было разыграно 76 комплектов наград в 11 видах спорта. В