Крайний Север не терпит отлагательств

Система жизни на Таймыре требует перемен

Крайний Север не терпит отлагательств Система жизни на Таймыре требует перемен

Зима на север Красноярского края приходит рано. Уже в начале августа температура воздуха опускается до пяти градусов Цельсия, дуют пронизывающие ветры и идут дожди. Так что подготовка к зиме начинается в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе чуть ли не с окончания прошлого отопительного сезона. А если учитывать, что готовность к морозам социальной и жилищной сферы этого труднодоступного района зависит от северного завоза, то планировать летние ремонты сетей и обветшавших зданий местные власти начинают и вовсе зимой.

Рыба есть, сбыта нет

Рабочий визит врио губернатора Виктора Толоконского в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район запланирован был не случайно: это север, а на севере – скоро зима. Как живут люди отдаленных территорий? Маршрут пролег через Дудинку и два отдаленных поселка – Волочанку и Хатангу.

– Важно было не просто приехать на Таймыр, а увидеть особую специфику, когда от райцентра до поселка сотни, а то и тысяча километров. Важно было понять, как организована жизнь в поселке, где нет внешних связей, нет круглогодичных дорог, все замкнуто и нет возможности занять население, – говорит Виктор Александрович. – И важно увидеть качество инфраструктуры – коммунальной и социальной.

Толоконский на ТаймыреТаймыр – особая территория, все необходимое: горючее, стройматериалы или продукты – можно привезти только по воде во время навигации или по воздуху. Но последняя дорога настолько дорогая, что пользоваться ею таймырцы предпочитают в самом крайнем случае. Овощи-фрукты на Таймыр завозятся с материка, а вот рыбой и мясом он снабжает себя сам. В Дудинке вот уже семь лет действует перерабатывающее предприятие, выпускающее продукцию из северной рыбки и дикого оленя. ООО «Северная гавань» сегодня имеет собственные рыболовецкие бригады и морозильные камеры в нескольких труднодоступных поселках. Там и рыбку местную ловят, а заодно мясо дикого оленя у местного населения принимают. В месяц на заводе перерабатывается до 16 тонн сырья, в год 160–180 тонн.

– В зависимости от спроса, – поясняет зав. производством ООО «Северная гавань» Владимир Посыпкин. – Есть желание больше производить экологически чистого и полезного продукта, мощности позволяют, сдерживает производство только сбыт.

На заводе констатируют: кормят в основном местное, таймырское население. Поставляют копчености, солености и тушенку только в Москву и Барнаул. Сейчас изъявили желание покупать северную продукцию Казань и Ростов-на-Дону, но доставка настолько дорогая, что покупать деликатесы желающих немного. Потому и приходится местным предпринимателям работать вполсилы.

Сбыт продукции – основная проблема и коренных народов, проживающих в труднодоступных маленьких поселочках Таймыра. Например, в Волочанке (где проживает чуть более 400 долган и нганасан) местные жители жаловались временно исполняющему обязанности губернатора: сдавать мясо дикого оленя и северную рыбу практически некому. Закупщики из местного бизнеса предлагают слишком низкую цену. А охота и рыбалка – основные виды деятельности населения. Производства здесь нет да и быть не может: поселок стоит посреди тундры, которая испокон веков обеспечивала существование коренным малочисленным народам Севера.

Старое поменяем на новое

Обветшание сетей, жилья, школ и интернатов – еще одна проблема, которой «богат» Север. Жилым домам здесь уже 50, а то и больше лет. Для Заполярья это возраст критичный. Погода на Крайнем Севере такова, что дома не выдерживают ветров и резкой смены температуры – трескаются, коммуникации размораживаются и выходят из строя. А в последние годы появилась и другая беда – неожиданные потепления. Затяжные межсезонья все больше растапливают вечную мерзлоту, на которой стоят города и поселки, здания оседают и опять трескаются, рассыпаются. В Дудинке в последнюю пятилетку расселено уже несколько опасных многоэтажек. Теперь они стоят, зияя пустыми окнами и полуразрушенными стенами.

В труднодоступных поселках ситуация еще хуже. В Волочанке иногда приходится в один дом селить по две семьи – в небольшой комнатке живут по пять-шесть человек. А что делать – не оставлять же людей без крыши над головой. Строительство новых домов здесь не велось, наверное, с момента ухода военных (в советское время в Волочанке располагалась военная база). Только в этом году по программе краевого министерства сельского хозяйства начал возводиться капитальный дом. Подрядчик из Норильска по зимнику привез стройматериалы, обещает сдать жилье уже осенью.

Два многоквартирных дома возвели нынче и в поселке Хатанга. В них будут переселять жителей ветхого и аварийного жилья. Здесь чуть больше 30 квартир, а желающих выехать из старых домов гораздо больше. Но и это вселяет в жителей Заполярья надежду на обновление жилого фонда. Тем более что в последние годы в Хатанге построены современные больница и школа, а в Дудинке возводится крытый каток с искусственным льдом на 250 мест. Их состоянием Виктор Толоконский остался очень доволен:

– В Хатанге есть учреждения, которые соответствуют требованиям большого райцентра, города. Школа настолько современная, что и не скажешь, будто она сельского уровня. Мне понравились поликлиника и больница в Хатанге – настоящая многопрофильная на 200 коек и 100 родов в год. Я рад, что в Хатанге строятся новые дома. Хоть и медленнее, чем надо, но обновление жилого фонда идет. И хотя строительство здесь недешевое – стоимость квадратного метра превышает установленную по региону цену в два раза, для северных территорий не нужно жалеть ресурсов. Необходимо добавить средства на новый жилой фонд и в маленьких поселках.

– Строить будем больше, – пообещал северянам Толоконский. А по итогам поездки решил провести несколько совещаний и выработать концептуальные долговременные программы, рассчитанные на все труднодоступные районы края: – Уровень инфраструктуры высокий. Полдела, если бы проблема стояла только в обновлении школы или медучреждения. Сложнее обновлять весь жилищный фонд. Будем принимать специальные меры. Добиваться на федеральном и краевом уровнях выделения дополнительных ресурсов на это. Такие решения придется принимать даже в условиях высокого дефицита краевого бюджета. Эта мера первоочередная, не терпит отлагательства.

Коммуникации из-под земли

На Таймыре врио губернатора края сделал для себя вывод: в отдаленных населенных пунктах необходимо срочно менять всю систему жизни. От занятости коренного населения традиционными промыслами до технологии летнего ремонта коммунальных сетей и дорог. На совещании, где обсуждалась подготовленность Таймыра к близким холодам, он задал вопрос, не проще ли заранее заготавливать необходимые стройматериалы для латания сетей и дорог, чем пол-лета ждать их привоза по реке. В этом случае можно было бы начинать ремонтные работы уже в июне, а не в конце августа, как это происходит сегодня.

Также Толоконский поддержал опыт таймырских властей по успешному использованию механизма частно-государственного партнерства при ремонте и реконструкции котельных в отдаленных поселках. На Таймыре только в трех населенных пунктах централизованное энергоснабжение – в Дудинке, Хатанге и на Диксоне. В 25 поселках стоят дизель-генераторы. За последние три года в муниципальном районе выполнено 12 проектов по модернизации этих котельных. Например, реконструированы котельные в поселках Диксон и Хатанга, в поселке Караул возведена новая котельная, а в поселке Носок появилась электростанция. Существенную часть работ взяли на себя инвесторы. В эти работы они вложили более 600 млн рублей. При этом одни котельные отдаются бизнесменам в аренду, другие в концессию. В результате такое сотрудничество оказывается выгодно всем – и предпринимателям, и местному населению, получающему качественное и бесперебойное тепло и электроэнергию.

– Проблем у коммунального комплекса Таймыра много, – констатировал Виктор Александрович. – От меня будет поручение ускорить модернизацию энергетических и тепловых источников. На электростанциях и в котельных установить современное дизельное оборудование – с меньшими издержками при производстве электроэнергии и тепла. А сегодня я ставлю задачу быстрее вынести тепловые коммуникации из земли. Здесь особые грунты, близки грунтовые воды, что приводит к быстрому износу труб, а в условиях вечной мерзлоты нарушает близлежащие здания и сооружения – они начинают проседать. Проблем много. Краевые министерства и местные органы власти будут искать лучшие решения их. А мы – дополнительные бюджетные ресурсы, чтобы включить эти работы в программы ближайших лет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного